Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник вещное право.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
925.18 Кб
Скачать

6.2. Признаки ограниченных вещных прав

Возможны ли выделение и общая характеристика такой категории, которая бы объединяла все иные, помимо права собственности, вещные права.

Русская дореволюционная цивилистика, критикуя законодателя за «скудные» положения в данной области, видела три отличительных признака прав на чужую вещь. Первый, и самый необходимый, виделся ученым в том, что возникают данные права на вещи, не принадлежащие их обладателю на праве собственности. Второй состоял, по их мнению, в предоставлении обладателю известной выгоды, имущественного интереса, известному лицу или определенному участку. Третий признак ученые усматривали в неотделимости этого права от известного лица или определенного участка, в пользу которых оно установлено, и затем в недопустимости его полного или частичного перенесения на другое лицо или в пользу другого участка посредством, например, установления на нем нового сервитута.

Современная российская цивилистическая литература оперирует термином «ограниченные вещные права» и наделяет группу этих прав также рядом характеристик. Прежде всего, они, оправдывая свое название, трактуются как ограниченные по содержанию, более узкие, чем право собственности. Следующий отличительный признак ограниченных вещных прав авторы видят в специфике объекта, который, как правило, если иметь в виду российское гражданское законодательство, составляют недвижимые вещи. Третьим характерным признаком ограниченных вещных прав авторы считают право следования, поскольку оно сохраняется и при перемене права собственности на такое имущество. Обременяя имущество, ограниченные вещные права следуют за вещью, а не за собственником. Четвертый признак — производность и зависимость от права собственности как основного вещного права. Цивилисты подчеркивают, что при отсутствии или прекращении права собственности на вещь невозможно установить или сохранить на нее ограниченное вещное право (например, в отношении бесхозяйного имущества). Наконец, пятая отличительная черта состоит в том, что характер и содержание ограниченных вещных прав определяются непосредственно законом, а не договором, следовательно, и возникновение их наступает помимо воли собственника.

Подытоживая все признаки, Е.А. Суханов предлагает следующее определение: под ограниченным вещным правом следует понимать право в том или ином ограниченном, точно определенном законом отношении использовать чужое, как правило, недвижимое, имущество в своих интересах, без посредства его собственника (в том числе и помимо его воли).

Цивилистика и российское законодательство вполне смогут обойтись наличием дефиниции вещного права и права собственности. Другие вещные права, которые поименованы как вещные права лиц, не являющихся собственниками, будут представлены в российском законе не их общим определением, а перечнем.

7.1. Понятие права собственности

Категории «собственность», «право собственности» стары, как мир; они исследованы представителями различных наук — философами, теологами, экономистами, историками, правоведами, социологами, психологами. Кажется, все уже понятно, разложено по полочкам и новым поколениям остается только усвоить основные формулы и заучить их как азбучные истины.

Но не тут-то было. На каждом этапе общественного развития, особенно в периоды социальных потрясений и перемен, человечество снова и снова обращается к проблеме собственности, иногда повторяя прежние истины, иногда формулируя якобы новые, но никогда не соглашаясь с сегодняшними, критикуемыми представлениями. Правда, ничего нового при этом не придумывая.

Таким образом, феномен собственности является вечным предметом обсуждения, таким же, каковыми являются, например, вопросы о смысле жизни, о первичности идеального и материального, духа и тела и т.п. На каждом витке развития общества меняются и взгляды на собственность. И всякий раз устанавливаются какие-то представления о собственности, причем эти представления носят категорический, безапелляционный, императивный характер и облекаются в императивные правовые нормы, которые имеют непререкаемое значение до тех пор, пока новая волна социальных перемен не принесет новые представления. Так, согласно ГК РСФСР 1964 г. в личной собственности гражданина мог находиться только один жилой дом (или часть одного дома). При этом предельный размер этого жилого дома не должен был превышать 60 квадратных метров жилой площади. Если же у него окажется по основаниям, допускаемым законом, более одного жилого дома (например, по наследству), то он имел право но своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов, а другой должен быть им в течение одного года продан, подарен или отчужден иным способом. Если он этого не произвел, то местные органы власти вправе были принудительно продать этот второй дом, либо, если покупателей на него не найдется, безвозмездно передать его в собственность государства (ст. 106-108 ГК РСФСР 1964г.). Предельное количество скота, которое могло находиться в личной собственности, устанавливалось законодательством; так, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 ноября 1964 г. «О нормах содержания скота в личной собственности граждан — не членов колхоза» такие граждане могли иметь в личной собственности продуктивный скот на одну семью в определенном количестве.

Количество домашней птицы и пчел не ограничивалось. Такие нормы применялись независимо от места жительства граждан или рода их занятий, за исключением членов колхозов, для которых нормы содержания скота определялись уставом.

Более того, предусматривалось, что трудоспособные граждане, не занимающиеся общественно полезным трудом, по решению местных властей могли быть лишены права содержания в личной собственности скота, птицы и даже пчелосемей.

Для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, а также Тувинской и Калмыцкой АССР нормы содержания скота устанавливались местными властями (п. 2 ст. 112 ГК РСФСР).

Позднее, с переходом страны на так называемые рыночные рельсы экономики, в период «шоковой терапии» менталитет властей и общества поменялся. Был принят ряд законов о собственности, восстановлен сам институт частной собственности. Пределы ее стали неограниченными. «Количество и стоимость имущества, — устанавливается в ныне действующем Гражданском кодексе России, — находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом» (п. 2 ст. 213).

Термин «собственность» имеет несколько значений. В обычном житейском смысле под ним понимается любое имущество, скарб, пожитки, вещи, принадлежащие гражданину, группе граждан, организации, государству. Иногда в шутку говорят, что собственность — это то, что нам не хватает. Происходит этот термин от слова «собь», означающее, по В.И.Далю, все свое, имущество, пожитки, богатство, (с умом собину нажить, а без ума растерять), а также свойства нравственные, духовные и все личные качества человека, особенно все дурное, все усвоенное по дурным наклонностям, соблазнам, страстям. Считается, что в правовой оборот термин «собственность» ввела в своих указах Екатерина II.

В научном плане собственность рассматривается в двух аспектах — в экономическом и юридическом.

Как экономическая категория собственность означает присвоение человеком, обществом материальных благ или непосредственно добытых из природы или созданных человеческим трудом. В свою очередь присвоение может быть понято как различие между своим и чужим, а это возможно лишь в социуме, т.е. в обществе, где сосуществуют люди, их объединения, слои, страты, классы и т.п. Между ними возникают различные связи и всевозможные отношения — родственные, дружеские, этические, религиозные, любовные, соседские, в том числе и правовые. Поэтому не может быть ни присвоения, ни даже права собственности в вакууме.

По мнению Ю.К. Толстого, собственность как экономическая категория — это общественное отношение между людьми по поводу вещей, отношения других лиц, не являющихся собственниками данной вещи, как к чужой для них вещи. Без такого отношения этих других лиц не было бы и отношения собственника вещи как к своей «Содержание собственности как общественного отношения раскрывается при посредстве тех связей и отношений, в которые собственник необходимо вступает с другими людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ». И собственник в отношении принадлежащей ему вещи (присвоенной вещи) может проявлять свою волю, которая выражена во владении, пользовании и распоряжении этой вещью. Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью, пользование — извлечение из нее полезных свойств, распоряжение — совершение в отношении вещи актов (т.е. каких-то действий), определяющих ее судьбу, вплоть до уничтожения вещи. Но поскольку общество начиная с рабовладельческого периода обязательно имеет какую-то государственно-правовую надстройку, все экономические отношения, в том числе и экономические отношения собственности, «неизбежно получают юридическое закрепление». И тогда упомянутые выражения воли собственника вещи оформляются в виде правомочий с такими же названиями.

Прежде чем раскрыть содержание названных правомочий, необходимо вспомнить, что есть «правомочие». В законодательстве нет легального определения, доктрина же следующим образом объясняет его понятие.

Правомочие — это разновидность субъективного права, означающее возможность субъекта правоотношения свободно осуществлять в рамках, предусмотренных законом, любые действия в своих интересах.

Содержание каждого из названных правомочий вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Правомочие владения — это фактическое обладание имуществом, которое создает для обладателя юридическую возможность непосредственного воздействия на это имущество. При этом не обязательно, чтобы обладатель находился с упомянутым имуществом в непосредственном соприкосновении. Можно, например, владеть несколькими домами, расположенными в разных местах; можно сдавать свое имущество в аренду и тем не менее оставаться его владельцем. Можно владеть и не своим имуществом. Поэтому юриспруденция различает два вида владения — титульное и беститульное. Титул в юриспруденции — это не почетное звание и не заголовок книги, а основание какого-либо права. Поэтому титульное владение — это владение имуществом, которое опирается на какое-то юридическое, т.е. законное, основание. Можно владеть вещью на титуле собственности, на титуле аренды, на титуле хранения, на титуле найма жилого помещения, на титуле безвозмездного пользования и т.п. Так что титульное владение имуществом является синонимом законного владения им. По общему правилу имущество находится во владении того субъекта, который имеет право владеть им. «Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное».

Незаконное владение считается беститульным. Но незаконный владелец может быть как добросовестным, так и недобросовестным. Добросовестным по закону считается такой, кто не знает и не мог знать о незаконности своего владения. Например, он покупает в автосалоне, считающемся вполне надежным, автомобиль, который находился в розыске как украденный. Покупатель этого, естественно, не знает и не может знать, поскольку фирма, где он приобрел автомобиль, вызывала обоснованное доверие. В данном случае действует презумпция добросовестности участников гражданского оборота — в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимости от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (п. 3 ст. 10 ГК РФ).

Дифференциация беститульных владельцев на добросовестных и недобросовестных, имеет важное юридическое значение при виндикации имущества.

Правомочие пользования — это законное потребление имущества, как правило, в зависимости от его назначения. Пользование имуществом заключается в том, что собственник (владелец, пользователь) может извлекать из него полезные качества, получать от него доходы (например, сдавая в аренду) или другие приращения. Но пользоваться можно и не обязательно по назначению: например, собственник может принадлежащем ему фотоаппаратом забивать гвозди. Это его право (правомочие пользования). Есть только два ограничения в данном правомочии: при пользовании имуществом нельзя безнаказанно причинять вред окружающим и нельзя пользоваться им вопреки закону. Обычно правомочие пользования связано с правомочием владения. Но это не всегда обязательно. Так, арендодатель может предоставить арендатору имущество за плату во временное пользование (ст. 606 ГК РФ), но не во владение. К примеру, организация снимает (арендует) у собственника здания зал для проведения конференции.

Правомочие распоряжения — это возможность определить юридическую судьбу имущества: отчуждение, уничтожение и. т.п. Собственник имущества вправе продать его, подарить, обменять, завещать, переработать, выбросить, уничтожить и т.п.; иногда распоряжаться имуществом может и не собственник. Так, в соответствии с пунктами 5 и 6 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор вправе осуществлять некоторые правомочия распоряжения арендованным им земельным участком даже без согласия собственника этого участка, правда, при условии его уведомления об этом.

Итак, можно быть владельцем имущества, можно быть его пользователем, наконец, в отдельных случаях даже ограниченно распоряжаться им, по каждое из правомочий но отдельности еще не порождает права собственности. Оно возникает только при совокупности всех трех его правомочий.

Особенно наглядно это можно проиллюстрировать на примере имущества в виде земельных участков. В соответствии с Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации существует целый ряд титульных владельцев земельных участков. Субъекты, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, именуются землепользователями, обладающие правом пожизненного наследуемого владения — землевладельцами; имеющие земельные участки на праве аренды — арендаторами земельных участков, И лишь обладающие одновременно всеми тремя правомочиями — собственниками земельных участков.

Несмотря на то что проблемам и вопросам как собственности, так и праву собственности посвящено неисчерпаемое количество научных исследований и специальной литературы, какое-либо легальное определение права собственности отсутствует. В пункте 1 ст. 209 ГК РФ лишь констатируется наличие упомянутой триады правомочий: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» (что почти дословно воспроизводит положение статье 92 ГК РСФСР 1964 г.). В пункте 2 ст. 209 ГК РФ несколько подробнее раскрывается содержание одного из правомочий — распоряжения. Поэтому в юридической литературе существует достаточно много различных доктринальных определений понятия права собственности. Приведем только одно, сформулированное: «Право собственности — это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства».

И во многих доктринальных определениях права собственности упор делался в первую очередь именно на эту триаду правомочий.

Обладание имуществом на праве собственности предоставляет субъекту данного права некие блага — он в силу этого может удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Но одновременно на него возлагается и бремя содержания принадлежащего ему имущества, если только законом или договором это бремя или часть его не возложены на других лиц (ст. 210 ГК РФ). Это, например, бывает, когда недвижимое и ценное движимое имущество подопечного передается в доверительное управление (ст. 38 ГК РФ). Бремя содержания, в частности, состоит в том, что собственник обязан платить налоги, пользоваться этим имуществом так, чтобы не нарушать законы и не вредить окружающим. Кроме того, если он желает оставаться собственником, ему необходимо следить за ним (в прямом и переносном смыслах), поддерживать имущество в хорошем состоянии, ремонтировать, охранять, страховать, словом, заботиться о своем имуществе и нести бремя финансовых расходов по содержанию имущества. В основном это не правовая обязанность собственника, его к этому никто не принуждает. Но если он не будет нести такое бремя, это его имущество может просто пропасть — испортиться, ухудшиться, исчезнуть, погибнуть и т.п.

Бремя содержания состоит также и в том, что по общему правилу собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества (ст. 211 ГК РФ). Правда, в отдельных случаях, предусмотренных законом или договором, такой риск переносится на другое лицо.