Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник вещное право.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
925.18 Кб
Скачать

10.1. Условия возникновения и признаки сервитутов

Земельный сервитут можно считать самым старым правом на чужую вещь. Понятие сервитута и основы учения о сервитутном праве были заложены еще в Древнем Риме. Более того, некоторые цивилисты считали их «старее» собственности, т.е. рассматривали как самые древнейшие из вещных прав.

Учение о сервитутном праве складывалось постепенно, можно сказать, по крупицам. На первых порах выработка основных правовых характеристик сервитута представляла для римских юристов определенную трудность. Известным достижением правовой мысли был переход от примитивного понимания сервитута как права на часть чужой вещи к его характеристике как права лица на пользование чужой собственностью в определенном отношении. Для появления сервитута, или права лица на пользование чужой собственностью, требовалось наличие целого ряда условий.

Первым условием появления сервитута следует считать наличие двух недвижимых имуществ, принадлежащих разным собственникам. При этом участок одного из собственников должен был находиться в более выгодном положении, т.е. мог служить другому.

Вторым условием появления сервитута можно считать наличие соседства или общей границы.

Третье условие, в котором проявляются вещные свойства сервитута, касается специфики обязанностей собственника служебного участка. Эти обязанности не могли состоять в совершении положительных действий.

Итак, юридическими признаками сервитутов, сформулированными еще в Римский период, можно считать: 1) абсолютный характер; 2) право следования; 3) неделимость; 4) невозможность установления права на собственную вещь; 5) бессрочность; 6) договорный характер, поскольку договор был наиболее распространенным основанием их возникновения.

Римское частное право знаменито и тем, что разработало конкретные разновидности сервитутов. Этих разновидностей было достаточно много, в связи с чем они делились на большие группы, иными словами, классифицировались. Так, общеизвестно деление сервитутов на сельские и городские, в основу которого был положен характер господствующего участка (цели его использования). Детализация целей приводила к дальнейшему делению — на сервитуты дорожные, водные и иные. По содержанию сервитуты подразделялись на положительные и отрицательные. Первые предполагали возможность активных действий субъекта сервитута, вторые заключались в лишении собственника служебного участка возможности совершать определенные действия. Наконец, очень большое значение имело выделение в особую группу личных сервитутов. Личные сервитуты не обязательно были связаны с пользованием чужой земельной недвижимостью, для их существования не требовалось господствующей вещи, а срок их действия был ограничен продолжительностью жизни управомоченного субъекта.

Римское право выработало систему оснований для возникновения сервитутов: договор как наиболее распространенная форма, приобретательная давность, судебное решение и завещательный отказ (легат).

Правила о приобретательной давности как основании возникновения сервитутов менялись на протяжении существования римского права, но от идеи давностного приобретения в Риме не отказывались никогда. Первоначально срок давности был очень коротким — 2 года. Однако он не устраивал собственников служащих участков, так как способствовал злоупотреблениям соседей, которые фактически пользовались чужой землей. Позднее срок давности был дифференцированно увеличен в отношении различных земель и равнялся 10, 20, 30 и 40 годам. Следует отметить, что для применения давности помимо срока требовалось соблюдение еще ряда условий: 1) правомерность пользования землей, т.е. отсутствие возражений со стороны собственника; 2) непрерывность срока сервитута; 3) намеренность осуществлять сервитут как собственное право.

Судебное решение как основание возникновения сервитута в учебниках по римскому праву традиционно связывается с разделом общей собственности. Действительно, судья имел право, производя раздел, устанавливать с целью уравнения между разделяемыми сервитутные отношения: предоставив одним большие участки, компенсировать другим за их меньшие участки установлением сервитутов на первые.

Наконец, основанием возникновения сервитутов был завещательный отказ (легат). Собственник земли имел право в завещании возложить на наследников установление сервитутов в пользу третьих лиц.

Для защиты сервитутов как вещных прав в Риме были выработаны специальные гражданско-правовые средства. Конкретным примером может служить особый иск, который назывался конфессорным (actio confessoria). С помощью этого иска управомоченное сервитутом лицо имело право требовать как возврата отнятого сервитута, так и устранения всяческих препятствий в его использовании. По цели этот иск был близок негаторному иску собственника. Истец должен был доказать основания и способы установления сервитутов.

Римская юриспруденция сформулировала и основные правила в отношении прекращения вещных сервитутов: 1) уничтожение служащей вещи; 2) конфузия, или соединение в одном лице права собственности на господствующий и служебный участки; 3) отречение управомоченного от принадлежащего ему сервитутного права; 4) погасительная давность. Правила о погасительной давности конкретизировались применительно к сельским и городским сервитутам. Сроки погасительной давности, установленные законодательством, варьировались в различные исторические периоды от 2 до 20 лет.

Экономические условия жизни дореволюционной России хотя и не исключали необходимости сервитутных отношений, но и не способствовали их активному развитию. Особенностью России было господство общинных начал в пользовании землей и отсутствие мелкой земельной собственности. Такое положение дел вплоть до XVIII в. препятствовало широкому развитию сервитутов. Правда, российское правительство принимало меры, закрепленные нормативно и направленные на развитие сервитутных прав крестьян в отношении помещичьих земель. Развитию сервитутов послужила и аграрная реформа в начале XX в.

Анализ гражданского законодательства дореволюционной России о сервитутах позволяет сформулировать несколько его характерных черт. Первой такой чертой, причем со знаком минус, была путаница в терминологии. Первоначально действующее законодательство термин «сервитут» не употребляло вообще. Им оперировало лишь законодательство Западного края и Закавказья. В общероссийское законодательство это слово было введено Положением о нотариальной части (ст. 159). До этого знаменательного явления использовалась иная терминология, например, «право угодий в чужом имуществе» или «право участия частного». Разные термины, в которые законодатель вкладывал свое, порой специфическое, содержание, порождали разночтения и споры по поводу того, синонимичны ли эти понятия сервитутам.

Второй чертой-характеристикой, и также со знаком минус, можно считать отсутствие в гражданском законодательстве дореволюционной России общих положений о. сервитутах, в чем так остро нуждалась правоприменительная практика.

Третьим моментом, характеризующим дореволюционное законодательство о сервитутах, являются их конкретные разновидности, описанные в законе. Перечень установленных сервитутов, в отличие от римских форм, был гораздо более узким. В частности, закон устанавливал следующие разновидности сервитутов: 1) право ставить ульи в чужом лесу; 2) право въезда в лес; 3) право заниматься бобровым промыслом; 4) право примкнуть плотину к чужому берегу; 5) право выводить окна во двор соседа и некоторые другие.

По сравнению с общероссийским Сводом законов гражданских, перечень сервитутов в Своде гражданских узаконений губерний Прибалтийских был намного богаче и охватывал порядка 30 разновидностей вещных сервитутов. Прибалтийское законодательство классифицировало главным образом вещные сервитуты, среди которых выделяло две большие группы — сельские и домовые (в зависимости от того, устанавливались они в пользу здания или в пользу земельной собственности). В рамках сельских сервитутов, в свою очередь, выделялись дорожные, пастбищные, выгонов, сенокосов, пользования водами, въезда в лес, пчеловодства. В группе домовых сервитутов выделялись восемь вполне конкретных видов ограниченных прав: право возводить здание на постройках соседа, право укреплять в чужие стены бревна, право возводить строение, выдающееся над чужим пространством, право устраивать сток, право выливать помои, право строиться выше соседнего здания, право на свет, право на вид. Приведенный перечень свидетельствует о достаточно высоком уровне развития сервитутов на западных окраинах Российской империи и их адекватном закреплении в местном гражданском законодательстве. В результате получался определенный разрыв, несоответствие общероссийских норм о сервитутах и норм местных законов, в частности царства Польского и Прибалтийских губерний.

Цивилистическая наука в дореволюционной России, безусловно, стремилась откликаться на проблемы развития сервитутов. Конкретным примером такого отклика является определение сервитута. Из предложенных определений следовал целый ряд признаков сервитутов, которые русской дореволюционной цивилистикой признавались как наиболее существенные: 1) вещный характер сервитута; 2) распространенность исключительно на чужую вещь; 3) меньший объем правомочий по сравнению с собственником; 4) невозможность включения в его содержание положительных действий обязанного лица в пользу управомоченного; 5) деление сервитутов на личные, принадлежащие лицу как конкретной личности, и вещные, принадлежащие субъекту как собственнику определенной недвижимости.

Конкретизация понятия вещного, или предиального, сервитута обязательно включала в себя указание на специфический объект этого права, которым являлось только недвижимое имущество. Таким образом, помимо общего определения сервитута, распространяющегося на все его разновидности, российская цивилистическая доктрина предлагала и более узкое определение — сервитута вещного. Именно вещные сервитуты были наиболее распространены в России; применительно к ним, по существу, и строились все развернутые классификации этих ограниченных вещных прав. Итак, вещный сервитут в дореволюционной теории рассматривался как «право собственника господствующей недвижимости пользоваться в известном отношении чужой, служащей недвижимостью, кто бы ни был ее собственником».

Спецификой возникновения сервитутов в России можно считать, во-первых, особую форму договора, заключаемого между собственниками служебного и господствующего имений. Данная сделка требовала нотариального удостоверения.

Во-вторых, некоторой российской спецификой можно считать невозможность возникновения сервитута непосредственно по завещанию. Завещательный отказ также требовал заключения договора наследника с отказополучателем, облекаемого в нотариальную форму.

В-третьих, Свод законов гражданских России не знал такого основания возникновения сервитутов, как приобретательная давность. Применение последней ограничивалось только правом собственности.

В-четвертых, особенностью общероссийского гражданского законодательства России можно считать отсутствие упоминания в нем такого основания возникновения земельных сервитутов, как судебное решение

Что касается судебной защиты права на сервитут, то можно констатировать, что в четком и системном виде в дореволюционной России ее не существовало.

Основания для прекращения сервитутов в России были традиционными. Среди них можно назвать односторонний отказ или отречение от сервитутного права, совпадение права собственности на обе недвижимости (господствующую и обязанную) в одном лице, уничтожение вещи или гибель объекта сервитутного права, договор о прекращении сервитута, заключенный собственниками соседних недвижимостей в нотариальной форме, наконец, специальным основанием прекращения сервитута было истечение срока давности.

Исследование проблемы сервитутов не может обойтись без знакомства с французским опытом регулирования данной группы имущественных отношений. Именно здесь, в Кодексе Наполеона, можно обнаружить стройную систему гражданско-правового регулирования отношений собственников соседних имений. Сервитутам посвящен разд. 4 кн. 2. где буквально в первых строках (ст. 637) законодатель сформулировал понятие сервитута. Оно выглядит достаточно широким, поскольку включает в себя «повинности (обязанности), лежащие на одном имении для потребностей и пользы другого имения, принадлежащего иному собственнику».

Смысл гражданско-правового регулирования сервитутных отношений во Франции, если оценить в целом значение разд. 4 кн. 2 Кодекса, заключается в желании законодателя заранее снять возможные разногласия и споры между соседями — собственниками имений, заложить такой механизм в действующие гражданско-правовые нормы, который позволял бы им действительно жить в мире и согласии.

Преследуя эту главную цель (достижения благополучия и мира), законодатель Франции позаботился, во-первых, о том, чтобы географическое положение участка соседа, пусть несколько невыгодное, неудобное, не отягощало его жизнь.

Во-вторых, законодатель Франции предусмотрел установление режима «общих линий», разделяющих соседние недвижимости (стен, изгородей). Этот режим включает в себя, в частности, правила о том, чьими они являются и как ими можно пользоваться собственникам.

В-третьих, гражданско-правовое регулирование законодательства Франции стремится предусмотреть правила, которые исключали бы возможные для соседа неудобства. Они могут быть вполне конкретными, законодательными, предусмотренными на случай, если сам сосед-собственник об этом просто не задумается. Например, ст. 681 Гражданского кодекса обязывает собственника устраивать крыши таким образом, чтобы дождевая вода стекала на его землю или на общую дорогу, но не может отводить ее на землю соседа.

Важно отметить, что Гражданский кодекс Франции считает необходимым сформулировать основные правила взаимоотношений собственников, между которыми устанавливаются сервитутные отношения.

Регулируя порядок прекращения сервитутов, Кодекс выделяет следующие для этого основания: 1) невозможность пользования вещью (ст. 703); 2) соединение в одних руках права собственности на оба имения (ст. 705); 3) неосуществление сервитута в течение 30 лет (ст. 706).

Не обошло своим вниманием земельные сервитута и Германское гражданское уложение. Немецкий законодатель определяет земельный сервитут как обременение земельного участка в пользу собственника другого земельного участка (§ 1018). При этом различаются три аспекта, или три проявления, обременения. Первый состоит в предоставлении права использовать чужой земельный участок в определенных случаях. Второй аспект заключается в запрете осуществления собственником обремененного участка определенных действий и охватывает возможные отрицательные сервитута. Третий аспект очень близок ко второму и заключается в запрете (или исключении) некоторых правомочий собственника обремененного участка в отношении участка господствующего. Таким образом, с позиций ГГУ, суть сервитута заключается как в предоставлении возможностей положительных действий в отношении чужой недвижимости, так и в воздержании собственника служебного участка от ряда действий (правомочий) с учетом интересов другого земельного собственника.

В содержании норм ГГУ также прослеживается мысль, что сервитут имеет в каждом конкретном случае вполне определенное содержание (§ 1019), и его субъектам нельзя нарушать установленные пределы. Будучи обременением собственности, сервитуты в Германии подлежат внесению в поземельную книгу (§ 1029). Закон предусматривает и гражданско-правовую защиту земельного сервитута от нарушения. Правомочному лицу предоставляется право на иск об устранении нарушений, или негаторный иск (§ 1027, 1004).

Некоторый интерес может представлять собой регулирование сервитутов в Японии. В этой стране под сервитутом понимается право использования одной недвижимости (участка земли) для удобства и выгоды другой (другого). Из данного определения следует, что в Японии не признаются личные сервитуты. Что же касается сервитутов земельных, то ГК Японии ставит задачу поднять их престиж и усилить роль в экономической жизни страны. Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня видов сервитутов, подчеркивая, что удобства и выгоды, предоставляемые через эту конструкцию, могут быть самые разные.

Регулирует сервитутные отношения и гражданское законодательство США. Насчитывается 17 видов сервитутов. Среди них есть традиционные типы, например, право прохода, проезда, право рыбной ловли, но есть и несколько необычные сервитуты, например, право устраивать в имении дозволенные законом развлечения, состязания и вообще все, что разумеется под словом «спорт», право требовать остановки, право на погребение и на место в церкви.