Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник вещное право.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
925.18 Кб
Скачать

2.1. Отраслевая принадлежность вещного права

Среди отраслей российского права нет, пожалуй, никакой иной, которая могла бы похвастаться таким большим количеством правовых институтов, как право гражданское. Построение здания отрасли цивильного права всегда вызывало определенные трудности, поскольку очень тонкой является грань между институтом и подотраслью права, а гражданско-правовое регулирование настолько широко и разнообразно, что четкое размежевание гражданско-правовых норм на группы оказывается, по крайней мере, спорным. К некоторым гражданско-правовым институтам мы привыкли и в теории права, и в законодательстве, поскольку в основе они оставались почти неизменными или, по крайней мере, существовали в России всегда. К таким институтам можно отнести право обязательственное, право наследственное, исключительные права. Роль и значение этих институтов, широта охватываемых ими норм позволяли цивилистам называть данные образования подотраслями права гражданского. Значительно меньше повезло праву вещному. К институту вещного права, как это ни парадоксально, мы только начинаем привыкать, внедряя его в гражданское законодательство, учебный процесс, в теорию современной цивилистики.

Можно ли рассматривать вещное право как подотрасль права гражданского? Современная учебная литература именно так определяет положение вещного права в России на современном этапе.

Подотрасль вещного права разделяют, в свою очередь, на институты права собственности, ограниченных вещных прав и вещно-правовые способы защиты. Следовательно, с точки зрения некоторых ученых, современное нормативное правовое регулирование вещно-правовых отношений уже «дотягивает» до более крупного, чем институт, деления — подотрасли.

Не преуменьшая значения и роли такой составляющей права гражданского, как право вещное, тем не менее, более правильно рассматривать его в качестве гражданско-правового института.

Во-первых, потому что нормативное регулирование отношений принадлежности материальных благ на сегодняшний день не содержит общих положений о вещных правах в виде общей части. Подобная общая часть есть в праве обязательственном, что позволяет характеризовать последнее как подотрасль права гражданского. Нужны общие положения и правам вещным, что придаст их нормативному регулированию завершенный вид и позволит с полным основанием констатировать наличие сложившейся подотрасли вещного права.

Во-вторых, совокупности гражданско-правовых норм, регулирующей вещные права, не хватает завершенности структуры, выражающейся в четком построении и строгой логической последовательности выделяемых законодателем глав, посвященных отдельным видам вещных прав. По крайней мере, нельзя однозначно согласиться с выделением в ней институтов права собственности, ограниченных вещных прав и вещно-правовых способов защиты. Следовательно, в дальнейшем мы будем употреблять применительно к вещному праву как совокупности норм термин «институт гражданского права».

По каким бы основаниям ни классифицировались вещные права, и какова бы ни была их природа, положения о вещных правах, сосредоточенные в правовых актах иной отраслевой принадлежности (например, в ЗК), должны соответствовать ГК (абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК).

При изучении гражданского права в специальном разделе, посвященном ограниченным вещным правам, уже рассматривались право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования земельным участком и сервитуты.

При этом указанные права изучались с отсылкой в необходимых случаях к другим разделам дисциплины, а также к смежным дисциплинам. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления рассмотрены при изучении государственной и муниципальной собственности, поскольку право хозяйственного ведения и право оперативного управления используются преимущественно при осуществлении указанных форм собственности. То же можно сказать и относительно принадлежащего учреждению права самостоятельного распоряжения имуществом. Ипотека рассматривалась в главе "Обеспечение обязательств" в числе других видов залога.

Право пожизненного проживания в чужом доме изучалась в зависимости от оснований его возникновения в разделах, посвященных рентным обязательствам и наследственному праву. Наконец, право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа и права членов семьи собственника жилого помещения рассматривались в разделе, посвященном жилищным правоотношениям. В общих чертах ранее был изучен материал, специально посвященный ограниченным вещным правам, при рассмотрении материально-правовых институтов, входящих в состав вещного права.

2.2. Альтернативные регуляторы вещно-правовых отношений

При всем почитании права, в том числе права собственности, нельзя умалять роль других регуляторов вещно-правовых отношений. Об этих регуляторах, вернее, об их существовании, мы, как правило, не задумываемся, но для того, чтобы их найти, не надо заглядывать в Гражданский кодекс. Такие регуляторы существуют и играют важную роль в обществе наряду с нормами действующего права.

1) Примером существования иных, кроме права, регуляторов могут служить семья и соответствующие методы разрешения семейных конфликтов принадлежности вещей. Действительно, есть сфера имущественных отношений супругов, которая подчиняется действию норм семейного права или брачного договора, в котором супруги могут установить особый режим принадлежащего им имущества. Кстати, именно в семейных отношениях, как в миниатюре, отражаются все проблемы регулирования отношений принадлежности.

Государство, выработав нормы общей совместной собственности и закрепив их в гражданском и семейном законодательствах, предложило субъектам семейных отношений одну из возможных моделей регулирования, одновременно предоставив, возможность использовать им самим для себя и своего имущества иные модели. Свобода регулирования имущественных отношений в семье на началах брачного договора сегодня показывает, насколько тонкой и многообразной является сфера имущественных отношений принадлежности, как здесь переплетаются, взаимодействуют самые разные мотивы и интересы и, соответственно, насколько сложен окончательный выбор той или иной модели. Но помимо правоотношений супругов именно в семье мы можем обнаружить и иные отношения принадлежности материальных благ, подверженные иному, не правовому, регулированию.

2) Другой пример, иллюстрирующий наличие иных, кроме права, регуляторов, связан с фактом существования в нашем реальном мире сообщества, которое мы называем преступным. Есть ли в преступном мире некая скрытая основа в виде отношений собственности определенного рода? Думается, безусловно есть.

Определенный интерес для нас сегодня представляют очерки В.А. Гиляровского. Писатель был представителем «физиологического» направления в русской литературе, изображал жизнь люмпенов, людей городского «дна», трущоб и углов. Очерк «Обреченные» посвящен описанию «мерзостей» капиталистической каторги на Ярославском заводе свинцовых белил. В казарме, где жили люди, «по трем стенам в два ряда, один над другим, шли двухэтажные нары. Кроме того, спали под нарами, прямо на полу. Постели были у редких. Некоторые расположились на рогожках, с поленом в головах, некоторые раскинулись на полу, без всего». Особые правила у обитателей казармы были для вытаскивания говядины из щей. Это можно было делать только после команды «отца» — «таскай со всем». В противном случае нарушитель получал наказание в виде звучного удара по лбу.

Следовательно, можно констатировать, что в обществе есть довольно большие группы людей, которые руководствуются своими нормами, регулирующими отношения принадлежности материальных благ, и эти нормы следует отнести к традициям. Они действительно складываются в результате многократного повторения и закрепления определенного поведения.