Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть 1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Геосистемный анализ территориальной организации общества

Современный уровень развития географической науки позволяет подойти к одному из самых сложных объектов изучения – территориальной организации общества (ТОО). Изучение столь сложного объекта, отражающего практически всю антропогенную сферу, возможно лишь с помощью схематичного упрощения при искусственном вычленении из многообразия антропогенной сферы конкретных территориальных систем и структур. Геосистемный анализ ТОО позволяет получить наиболее полное и целостное представление о конкретной сфере деятельности людей, интересующей исследователя.

Категория «геосистема» изначально была связана лишь с природными объектами [4], но в настоящее время утвердилось более широкое её толкование. Сущность геосистемной парадигмы заключается в использовании категории «геосистема» как интегрального объекта изучения географической науки, имеющего как природную, так и социально-экономическую, или общественную, составляющие. В таком случае это понятие является действительно универсальным и может считаться общим по отношению к конкретным природно-территориальным и общественно-территориальным системам. Географические системы являются одной из категорий пространственных систем в окружающем нас мире, а именно: геосистемы – это системы мезоуровня и планетарного масштаба (в отличие от космических мегасистем и микросистем молекулярного уровня). Главной особенностью пространственных геосистем является их «привязка» к поверхности планеты. Таким образом, пространственная сущность дополняется конкретными географическими координатами.

Все геосистемы, как природные, так и общественные, отвечают общим критериям географичности: геосистемы выдерживают определенную размерность (мезо- и макро-уровень в рамках эпигеосферы), имеют определенную неповторимость (являются «геоториальными индивидами»), обладают «неперемещаемостью». В общенаучном понимании они объективно подразделяются по генезису и преимущественному «набору» элементов (объектов) на два вида: природные и антропогенные, каждый из которых является объектом изучения соответствующего «крыла» географической науки – физической географии или социально-экономической.

Природные и общественные геосистемы, обладая общесистемными свойствами, имеют существенные различия в характере развития и степени управляемости. Но они функционируют не изолированно, являясь друг для друга не только «средой» или «фактором». Интенсивное взаимодействие между ними осуществляется по каналам природопользования и антропогенного воздействия на природу. Индикатором такого взаимодействия является конкретная геоэкологическая ситуация.

Геосистемы подразделяются на определенные виды в зависимости от целевых установок, набора элементов, характера связей и других признаков. При этом они не изолированы, могут включать в себя элементы, относящиеся к системам другого вида, т.е. одни и те же элементы в силу востребованности разных их качеств могут входить в различные геосистемы. В этом нет противоречия, так как все географические объекты сложны по составу и многоаспектны по характеру функционирования. Геосистемы иерархичны по своей сути, но строгая иерархия выдерживается только лишь в геосистемах одного вида..

Геосистемы разного вида имеют сложную геоториальную соподчиненность. В редких случаях природные и антропогенные геосистемы совпадают абсолютно в рамках единых интегральных геосистем. Зачастую они «перекрывают» друг друга, образуя сложную картину дискретно-континуального географического пространства.

С позиций геосистемного анализа общество, развивающееся в дискретно-континуальном пространстве, может быть представлено как дискретными образованиями (системами и их структурами), так и континуальными (районами, регионами и другими площадными образованиями). Между дискретными и континуальными образованиями существует неразрывная связь: системы и их структуры отражают материальную сущность всех площадных категорий. В связи с этим желание постичь суть ТОО диктует необходимость познания общества с точки зрения его геосистемной организации.

Для всех общественных геосистем характерна полисистемная организация, которая выражается в «вертикальной» полисистемности (наличие на одной и той же территории систем разного уровня организации – природных, промышленных, производственных, социально-экономических, общественных) и «горизонтальной» полисистемности (наличие иерархически соподчиненных систем разного территориального охвата).

Уровень организации общественных систем «по вертикали» (без учета территориального охвата) определяется набором элементов, составляющих геосистему. С определенной долей условности можно выделить следующие виды территориальных систем по уровню организации, сложности и набору элементов:

- территориальные системы природопользования (ТСПП) - взаимосвязанные объекты и инфраструктура данной сферы;

- территориально-промышленные системы (ТПрС) - взаимосвязанные промышленные объекты различных отраслей, а также производственная и транспортная инфраструктура;

- территориально-производственные системы (ТПС): все объекты материального производства, в том числе агропроизводственные (в дополнение к указанным выше промышленным и инфраструктурным объектам);

- территориальные экономические системы (ТЭС) - в дополнение к вышеназванным включают объекты сферы нематериального производства и, прежде всего, сферы услуг;

- территориальные социально-экономические системы (ТСЭС) - более сложные по своему составу, так как дополнительно к выше названным включают все объекты и систему отношений в социальной сфере;

- территориальные общественные системы (ТОС) – включает в себя все вышеназванные объекты, а также социально-политические институты, властные структуры местного, регионального и федерального уровня (в части их полномочий относительно рассматриваемой территории). Именно последние, в конечном счете, определяют ТОО, которая и является на сегодняшний день основным объектом изучения социально-экономической географии.

Подтверждается закономерность: каждая система более высокого уровня организации на одной и той же территории базируется на системах более низкого уровня и включает ее элементы. При этом происходит усложнение взаимосвязей в системе, усиливается ее интегральный характер и в целом повышается устойчивость общественной геосистемы к внешним воздействиям. В практическом плане сложноорганизованные интегральные геосистемы можно считать стабилизирующим фактором в территориальной организации общества, что необходимо учитывать в региональной политике.

Видовое разнообразие ТОС не ограничивается уровнем организации территориальных систем «по вертикали». Это схематичное представление о территориальной организации общества с максимально возможным его упрощением для целей географического анализа. Для этих же целей в рамках сложноорганизованной территориальной общественной системы можно вычленить и другие территориальные системы (в зависимости от задач исследования, набора элементов, характера связей и других критериев), например, транспортная система, система расселения, территориально-политическая система, туристско-рекреационная система и др. Все эти системы существуют объективно, не являются абстрактными построениями, но они «завуалированы» в чрезвычайно сложном геопространстве.

Геосистемный подход имеет большое методологическое значение в географической науке, так как позволяет упорядочить терминологию, привести ее в соответствие с системной парадигмой, не нарушая при этом традиционности и преемственности. И.М. Маергойз подчеркивал, что «применение этой общенаучной методологии исследования тем нужнее, чем сложнее изучаемый нами объект, и оно может быть плодотворным лишь при углублении, уточнении, а то и перестройке понятийного аппарата самой экономической географии, исходя из требований системного подхода» [2, с. 21].

Говоря о сущности территориальных систем, необходимо, прежде всего, уточнить соотношение понятий «комплекс» и «система». Среди философов наблюдаются существенные разночтения в их трактовке. Географы, опираясь на мнение Э.Б. Алаева, определились, что «комплекс» необходимо рассматривать как видовое по отношению к родовому понятию «система». «Комплекс – это система, отличающаяся высоким уровнем сопряжения между составляющими элементами по потокам вещества, энергии и информации» [1, с. 59]. Следовательно, всякий комплекс (особенно это актуально для территориально-производственных комплексов) – это система, но не всякая система – комплекс.

На первый взгляд, достаточно простым кажется вопрос о соотношении понятий «система» и «структура» в географии. Однако и здесь необходимо дать пояснение: одним из основных свойств любой системы является наличие структуры как жесткой связи элементов, поддерживающих ее целостность. Для территориальных систем особую важность представляет территориальная структура как совокупность определенным образом взаиморасположенных и сочлененных элементов [1].

При геосистемном анализе ТОО актуальным становится изучение самих ТОС и входящих в их состав систем более низкого уровня организации. Однако на практике приходится сталкиваться с неразрешенными пока еще теоретическими проблемами, к числу которых можно отнести выявление закономерностей территориального системообразования на различных иерархических уровнях, типологию и классификацию территориальных систем.

Главное достоинство геосистемного анализа, на наш взгляд, состоит в том, что он позволяет обеспечить целостность проводимых исследований, дает возможность держать в поле зрения всю систему и не «утонуть» в деталях, чем грешат иногда современные исследования. Как метод исследования в экономической и социальной географии он предполагает поэтапные действия.

На первом этапе необходимо определить уровень иерархии и состав изучаемой системы. При этом важно определить ее территориальный охват, характер границы континуального образования - зоны, района, региона - в пределах которого функционирует система. Для достижения наибольшей полноты проводимого исследования необходимо определить элементарный состав системы с топологической привязкой объектов, выявить системообразующие потоки. При этом должны учитываться не все связи (иногда это просто невозможно!), а лишь важнейшие. Энергетический или информационный поток может представлять собой статистическое обобщение частных случаев и контактов, а линия на карте, соединяющая пункт отправления и получения, может быть условной. Выявление и схематичное отражение системообразующих связей – одна из самых сложных процедур геосистемного анализа.

Следующий этап – выявление конкретных структур как жесткой связи элементов системы. Наиболее важные структуры – отраслевая, функциональная, территориальная – позволяют понять механизмы динамики и развития систем.

Завершающий этап исследований – выявление многогранных связей систем, оценка их влияния на всю интегральную общественную геосистему. В данной ситуации важно адекватно оценить экономический и социальный эффект от развития конкретного вида систем.

Таким образом, геосистемный анализ играет важную роль в исследовании пространства, позволяет решать актуальные задачи теоретического и прикладного характера.

Одна из наиболее актуальных задач, от решения которой во многом зависит повышение эффективности общественного производства и, в конечном счете, повышение уровня жизни населения связана с рационализацией территориальной организации общества. Опираясь на геосистемные представления, можно с уверенностью утверждать, что изменения в территориальной организации общества связаны с соответствующими изменениями в общественной геосистеме и составляющих её территориальных системах. А это определяется динамическими свойствами систем [3, с. 46-56]. Изменения, происходящие в территориальных системах отражают понятия динамического ряда: «развитие», «эволюция», «сдвиги», «деформация», «трансформация». Все они близки по значению, но каждое из них несет особую смысловую нагрузку. Наиболее конкретным и информационно насыщенным понятием является «трансформация», характеризующая изменение внутренней структуры объекта, изменение топологических и функциональных характеристик. Трансформация территориальных систем – процесс объективный, он может протекать как стихийно, так и целенаправленно. Стихийная трансформация, как правило, бывает негативной, сопровождается кризисными явлениями, ведет к деградации территориальных систем и ухудшению ТОО. Целенаправленная трансформация требует активного участия людей для достижения позитивных результатов. Механизм геосистемной трансформации кроется, на наш взгляд, в создании определенных условий и факторов, воздействующих на территориальную структуру соответствующих систем. В самых общих чертах можно выделить следующие этапы геосистемной трансформации: воздействие движущих сил (целевые установки, конкретные задачи, административные решения, условия, факторы и т.д.), изменение отдельных структурных параметров (появление новых элементов, связей), изменение параметров территориальных структур в рамках отдельных территориальных систем, трансформация территориальных систем (новые функциональные характеристики), трансформация общественных геосистем регионального уровня (преобразования на уровне региона), оптимизация территориальной организации общества на национальном уровне.

Таким образом, региональное развитие и оптимизации ТОО страны во многом определяются грамотным подходом к процессу целенаправленной позитивной трансформации общественных геосистем. Данные теоретические построения, адаптированные к конкретной ситуации, при учете соответствующих условий и факторов должны лежать в основе региональной политики.

Литература

  1. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь / Алаев Э.Б. – М.: Мысль, 1983. – 350 с.

  2. Маергойз, И.М. Территориальная структура хозяйства / Маергойз И.М. – Новосибирск: Наука, 1986. – 303 с.

  3. Мажар, Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы / Мажар Л.Ю. – Смоленск: Универсум, 2008. – 212 с.

  4. Сочава, В.Б. Учение о геосистемах / Сочава В.Б. – Новосибирск: Наука, 1975.– 320 с.

Н.Б. Попова, М.С. Чикинова