Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть 1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

II. Географические исследования проблем регионального развития

П.Я. Бакланов, С.С. Артоболевский, А.И. Трейвиш, В.Л. Бабурин,

Н. В. Каледин,А.И. Чистобаев, М.Т. Романов, В.Е. Шувалов, Л.А. Безруков

Вклад географических исследований в региональное развитие России

Уникальная дифференциация географического пространства России требует регионального подхода как к оценке территорий и акваторий, так и к их управлению. Наши исследования показывают, что для Российской Федерации нужна определенная система географического членения – зонирования и районирования. В целом географическое районирование должно охватывать природную и природно-ресурсную среду, а также – население, расселение, и хозяйство страны. К настоящему времени сложилась следующая система географического членения территории страны и ее регионов для целей анализа, планирования и управления.

Природное (физико-географическое) районирование. Оно выполняется в разных масштабах для оценки общих направлений освоения территории и целей ландшафтного планирования.

Природно-ресурсное районирование в мелких масштабах до 1: 1000000, средних и крупных - от 1: 100000. На этой основе выделяются типы природопользования, проводится оценка территориальных сочетаний природных ресурсов и их динамики при различных вариантах освоения.

Экономическое районирование в мелких масштабах служит для определения специализации районов, анализа межрайонных связей. Дробное районирование, обычно в средних масштабах, используется для разработки стратегий территориального развития, для оценки изменении в административно-территориальном делении и т.п.

Природно-хозяйственное зонирование и районирование в разных масштабах применяется для выявления экологических проблем, функционального зонирования с определением приоритетов и ограничений в использовании территории, регулирования природопользования, выделения трансграничных территорий и др.

Многие из различных видов географического районирования для России выполнены и выполняются. Однако до сих пор остаются неизученными многие вопросы. Отсутствует строгая многомерная иерархическая структуризация географического пространства по отдельным компонентам и масштабам. Еще не установлены строгие связи, соотношения между членением отдельных компонентов и их сочетаний, а также – между отдельными иерархическими пространственными уровнями. Не разработаны количественные критерии выделения пространственных (территориальных) структур (ТС) во всех трёх сферах - природной, природно-ресурсной и социально-экономической, с учётом их взаимоотношений. Много нерешённых проблем в исследовании и оценке динамики ТС разного типа и ранга, включая нормативные, соотношения их инерционности и устойчивости, механизмов развития и саморазвития, что затрудняет моделирование эволюции ТС и решение других задач.

Региональное развитие на всех этапах приводило к образованию как эффективных, так и кризисных территорий - хронически отстающих или депрессивных промышленных и аграрных. Полюсами роста чаще всего становились крупные центры вместе с их окружением, то есть агломерации. Выделение тех и других, как региональная экономико-географическая диагностика вообще, составляет особую задачу, также ещё не решённую.

Выделение разноранговых ТС, в том числе на основе экономического районирования, определение проблем, потенциала и приоритетов долгосрочного развития составляет основное содержание стратегий развития районов различного ранга. В последнее время (2005 – 2010 годы) географы России принимали активное участие в разработке стратегий долгосрочного развития регионов различного ранга. Например, на уровне макрорегионов – для Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов, на уровне мезорайонов – для Ленинградской, Московской, Ярославской, Оренбургской, Иркутской областей, Пермского, Забайкальского, Приморского краев и других. Наконец, на уровне микрорайонов – для многих муниципальных образований страны – отдельных городов и районов.

Основными блоками таких стратегий, которые разрабатывались географами, то есть географическими составляющими стратегий являются:

  1. Членение территорий и прилегающих к ним акваторий в форме различных видов зонирования и районирования. На этой основе решаются различные задачи, отмеченные выше.

  2. Оценка природно-ресурсного потенциала соответствующих территорий, акваторий. Особенностью географического подхода при этом является выделение и оценка не только отдельных видов природных ресурсов, но и их территориальных сочетаний и целостных территориальных (территориально-акваториальных) природно-ресурсных систем. Выделение последних, выделение в них межресурсных связей позволяет проводить более полную оценку природно-ресурсного потенциала территории, в том числе с учетом его динамики.

Разработанные в Тихоокеанском институте географии ДВО РАН подходы позволяют рассчитать возможные изменения природно-ресурсного потенциала определенной территории не только за счет естественных процессов ресурсовозобновления, вариантов их освоения и добычи, но – и за счет техногенных воздействий на остающиеся в природной среде ресурсы и - их связанности между собой.

  1. Оценка долгосрочных факторов регионального развития, прежде всего – экономико-географического и геополитического положения районов. Например, нами выявлена значительная асимметрия западных и восточных районов России, в том числе геополитическая асимметрия. Последняя определяется большими различиями в геополитическом положении России на Западе и на Востоке. На Западе Россия своими наиболее развитыми районами граничит с небольшими и средними странами. На Востоке – менее освоенные и заселенные районы России граничат с крупнейшими странами мира: США, Китаем, Японией, с их огромными и возрастающими геополитическими потенциалами. Отсюда – стратегическая задача для России - устойчивое развитие ее восточных регионов.

Уникальное экономико-географическое положение Дальнего Востока, Тихоокеанской России – ее очень большая удаленность от центральных районов страны и близость ко многим развитым и развивающимся странам АТР. Это служит благоприятной предпосылкой развития устойчивых экономических связей и гуманитарных отношений восточных российских районов со странами АТР. Именно с учетом этого начинают реализовываться крупные инвестиционные проекты с трансграничными звеньями: железнодорожные и автодорожные переходы через госграницу, нефтепроводы и газопроводы с ответвлениями в соседние страны, перетоки электроэнергии и другие.

  1. В региональных стратегиях долгосрочного развития оцениваются и закладываются возможные изменения территориальных структур хозяйства и населения, в том числе расселения.

  2. Выделяются и обосновываются зоны, территории и центры опережающего социально-экономического развития, а также – приоритетные направления устойчивого природопользования и развития.

На этой основе оцениваются прогнозные изменения географического пространства. Трансформации пространства - результат совместного действия механизмов самоорганизации и управления, в том числе государственной политики. К первым относятся процессы субурбанизации, связанные с изменением системы ценностей части населения. Примером государственной политики служит введение ограничений на вывоз необработанной древесины, что уже меняет географию лесного комплекса России.

К сожалению, лишь небольшая часть управленческих усилий государства имеет чётко выраженные пространственные цели. Региональная политика зачастую реализуется в режиме скорой помощи. В отсутствие ясных критериев выбора тех или иных территорий значительная часть федеральной помощи зависит от интересов "большой" политики. Наличие мощного Министерства регионального развития - лишь шанс на прорыв, а не его гарантия. Без научной базы, включая многоуровневое районирование РФ, региональная политика может остаться конгломератом различных других политик, частных и случайных мер. Власти порой просто плохо знают территорию, которой они управляют.

Требуется реальная экспертиза последствий крупных инвестиционных проектов, частных и государственных, для социально-экономического пространства.

В географических центрах России (НИИ, ВУЗах и др.) разрабатываются методы оценки влияния различных инвестиционных проектов и их реализации на сложившиеся территориальные структуры, хозяйства и населения, на природопользование и окружающую среду. Например, крупные географические разработки были выполнены для комплексной оценки трасс нефтепровода ВСТО и его отдельных звеньев, для газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток, для Приморского НПЗ, объектов зимней олимпиады в Сочи, ряда крупных объектов транспорта, энергетики и другие.

Подобные комплексные оценки, в том числе представленные и в картографической форме, в виде серий электронных карт, позволяют более обоснованно принимать решения о реализации инвестиционных проектов и вариантах регионального развития.

Следует отметить, что инвестиционные проекты, связанные с коренной модернизацией и инновацией существующих хозяйственных объектов, сооружений, также нуждаются в комплексной эколого-географической оценке. Реализация таких проектов также ведет к изменениям в географическом пространстве, к перестройкам территориальных структур и структур природопользования.

Считаем, что в будущем подобные географические оценки, экспертиза и прогнозные расчеты должны стать обязательными для всех уровней регионального планирования и управления. Пока что многие решения принимаются на основе региональной, но по существу – макроэкономической информации. То есть, различные социально-экономические данные и оценки по региону обобщаются до уровня суммарных или средних – при наличии значительной их внутрирегиональной дифференциации. В то же время рассмотрение пространственного (территориального) образования (объекта) как точки всегда искажает реальную картину.

Таким образом:

  • Изучение российского пространства должно базироваться на комплексном полимасштабном подходе с выделением многоуровневых территориальных структур и самым пристальным вниманием к их эволюционной динамике.

  • Современная изученность территории Российской Федерации недостаточна для решения многих проблем её долгосрочного развития.

  • Социально-экономическая география имеет значительный потенциал для изучения и конструктивного решения проблем российского пространства (так или иначе, к ней всё время обращаются бывшие и нынешние политики).

  • Важными являются оценки геополитических факторов регионального развития. Такие оценки также многомерны и они могут быть получены в рамках политико-географического анализа геополитических отношений и структур различных международных группировок с участием России.

  • Необходимы также отбор и использование зарубежного опыта, чему должны предшествовать исследования, нацеленные на его адаптацию к условиям России.

  • Важной прикладной задачей является научная экспертиза крупных проектов и управленческих решений в области пространственного развития Российской Федерации.

Отдельные крупные региональные проекты и программы целесообразно рассматривать и в структурах Русского Географического общества.

Н.Н.Клюев