Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть 1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Отраслевая статистика как научное направление общественно-географической мысли России XIX - начала XX века: синтез современных знаний

Развитие географии, как и любой другой науки, представлено диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов – дифференциации, под которым подразумевается выделение новых научных дисциплин и направлений в связи с закономерным процессом увеличения знания, и интеграции, то есть синтеза знаний в результате взаимопроникновения научных дисциплин. На каждом этапе развития географической науки преобладает один из этих процессов, который приводит либо к возникновению новых дисциплин в результате перехода от описания явлений к более глубокому анализу, либо к объединению ряда смежных наук в дисциплину, находящуюся на их «стыке». Отечественные историки науки, в частности Анучин В.А., Богучарсков В.Т., Есаков В.А., Исаченко А.Г., единодушны во мнении, что, начиная со второй половины XIX века на смену процессу интеграции географической науки, преобладающему в первой половине указанного столетия, пришло время усиленной дифференциации. [2, 4, 8, 10] Так, В.А.Анучин, несмотря на то, что дифференциации географии способствовали и «запросы жизни», и что «без разложения природы на её отдельные компоненты процесс её познания был бы невозможен», выделял несколько отрицательных моментов дифференциации. В частности, он отмечал то, что «анализ создаёт привычку рассматривать предметы и процессы природы в обособленности, вне их общей связи, а отсюда не в движении, а в статистике, как неизменные, не как живые, а как мёртвые». [2, с.55] Следствием того, что отдельные новые отрасли географии стали развиваться самостоятельно, появились проблемы в составлении комплексных характеристик, а так же во взаимопонимании учёных, занимающимися изучением различных вопросов.

Неотъемлемой чертой развития географической науки XIX века, помимо её дифференциации, стала организация национальных научных школ географии, способствовавшая процессу институционализации географии. Как писал отечественный историк науки А.С.Абрамов, «существование научных школ было и остаётся одной из главных черт развития отечественной географии. Наличие разных школ, порой активно противостоящих друг другу, а по существу взаимно дополняющих, объясняет многие стороны сложного процесса развития отечественной географии». [1,c.14] В современном науковедении актуальным является вопрос о сущности научных школ, в рамках которого концепция научной школы как основы для сплочения научного сообщества рассматривается в качестве альтернативы концепции парадигмы Т.Куна. Историк географии И.М.Забелин считал, что «в истории науки следует чётко различать научные направления и научные школы…Научное направление на определённом этапе своей эволюции может развернуться в научную школу, но может и не развернуться». [9, c.104] Принципиальное отличие школы от направления, И.М.Забелин видел в том, что школа разрабатывает идею группой учёных одной или нескольких стран, в отличие от одиночных представителей разных стран, которые работают и развивают научное направление.

Во второй половине XIX века, в результате дифференциации географической науки, наметились отдельные направления общественно-географической мысли. Так, Ю.В.Поросенков и Н.И.Поросенкова XIX в. выделяли следующие направления:

  1. отрасле-статистическое направление; 2)районное направление; 3)коммерческая география; 4)антропогеография. [12, c.115]

Ю.В.Поросенков и Н.И.Поросенкова считали, что первые три выделенных ими направления были ещё слабо дифференцированы от статистики, а это, по их мнению «вызывало довольно часто употребление терминов «география» и «статистика» как синонимов». Антропогеографическое направление в России, несмотря на то, что сформировалось под влиянием К.Риттера и Ф.Ратцеля, имело самобытный характер и находилось так же под влиянием статистики, этнографии и антропологии.

Из числа современных работ можно отметить работу М.М.Голубчика с авторским коллективом, которые выделяли следующие направления в развитии мировых экономико-географических идей, представленных и в России:

1) исследование процесса взаимодействия общества (общественного производства) и природы;

2) антропогеографическая концепция;

3) экономический анализ, развитие теории и практики экономического районирования. Если для работ зарубежных авторов актуальной была проблема размещения производительных сил и построение различных моделей, отражающих это размещение, то в отечественной географии наблюдается преобладание работ статистического характера и работ по районированию территории. Если первое направление было представлено в России в трудах В.Э.Дена, то второе направление получило своё отражение в работах П.П.Семёнова-Тян-Шанского и Д.И.Менделеева. [6, c.69]

Необходимо отметить принципиальное различие в дореволюционном и современном понимании научных направлений географической мысли. В дореволюционной географии, согласно энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, вышедшему в свет в конце XIX века, речь шла о статистике как о науке взаимосвязанной с географией, обогащающей её исследовательским материалом, но не входящей в её состав. В настоящее время, можно говорить о том, что статистика на одном из исторических этапов была одной из прародительниц современной социально-экономической географии, то есть общественно-географического крыла науки. Несмотря на то, что на протяжении XIX века статистика не считалась наукой географической, современные историки рассматривают отрасле-статистическое направление, как имеющее место в географической науке того времени. [16]

Так, по мнению Н.Н.Баранского главными предшественницами современной экономической географии были камеральная статистика, коммерческая география и, в некоторой степени, политическая арифметика. Первостепенной основой появления данных направлений стало формирование крупных государств и развитие торговли, что в свою очередь породило возросший спрос на образованных чиновников и коммерсантов в начале XVIII века. Отмечая, что в виде этих направлений экономическая география впервые приобрела «более оформленный и самостоятельный вид», Н.Н.Баранский при этом указывает на существенные отличия между экономической географией и её предшественницами. Так, по своей сути камеральная статистика представляла собой «описательное государствоведение» с незначительной долей использования географического элемента, а коммерческая география приравнивалась к товароведению. Признавая несостоятельность и незрелость этих двух направлений, Н.Н.Баранский отмечал, что «экономическую географию в обоих этих видах можно скорее, считать просто-напросто родом «литературы», и довольно-таки скучным, чем наукой». [3, с.47] Прослеживая дальше эволюцию камеральной статистики, он отмечал, что именно она в дальнейшем преобразовалась в отрасле-статистическое направление, получившая своё отражение в трудах В.Э.Дена и его последователей. Критикуя данное направление в географии, он очень образно отмечал, что «камеральная статистика передала, так сказать, «душу», свой метод исследования массовых явлений той дисциплине, которую мы сейчас называем статистикой…, а бренное «тело», т.е. набор всяких справочных сведений о том или другом государстве, вошло существеннейшим элементом в то, что называется отрасле-статистическим направлением экономической географии, и в таком виде влачит своё существование до наших дней». [3, с.39] На формирование экономической географии в современном её виде, по мнению Н.Н.Баранского большое влияние оказали общее землеведение и страноведение, которые поставили перед экономической географией задачу не только описывать, но и находить взаимосвязи между природными условиями и особенностями хозяйства страны. Таким образом, взяв начало от камеральной статистики и коммерческой географии XVIII века, под влиянием физико-географических идей XIX века экономическая география приобретает свои специфические черты и складывается как самостоятельная наука, способная удовлетворять запросам общества и производства своего времени.

Термин «статистика», под которым подразумевалось формальное описание территории в хозяйственном отношении без учёта влияния природной среды и истории развития, для обозначения исследований экономико-географического характера начинает использоваться в России в XIX веке. Б.А.Вальская считала, что «по существу тогдашняя статистика, в смысле государствоведения, непосредственно занималась вопросами экономической географии России, то есть изучением размещения производительных сил, районированием, исследованием влияния природных условий на хозяйство и хозяйственной деятельности людей на природу». [5, с.41] Экономико-географическое изучение территории России начала XIX века не было чётко дифференцировано на отдельные направления, а представляло собой изучение статистического материала территории по старому уездному делению или по новому районному. По мнению Ю.Г.Саушкина, начало XIX в. является периодом, когда «происходит ожесточённая борьба в русской географической науке между представителями старого направления и нового районного направления». [13, с.31] Надо полагать, что под старым направлением Ю.Г.Саушкин подразумевал статистическое направление, которое пришло из стран Западной Европы в виде камеральной статистики, а в нашей стране получило отражение в работах А.И.Гейма и Е.Ф.Зябловского. Данное направление представляло собой описание хозяйственного своеобразия территории страны либо отдельных её территорий в рамках деления по уездам, без учёта существующего разделения труда, чем главным образом оно и отличалось от районной статистики К.И.Арсеньева.

Развитие экономического направления географии, которое по своей сути представляло собой работу со статистическим материалом, было довольно хорошо представлено в России. Оно получило своё развитие в трудах В.Э.Дена, П.П.Семёнова-Тян-Шанского, А.Ф.Фортунатова, А.И.Скворцова. Трудам этих авторов предшествовали работы по статистике И.А.Гейма и Е.Ф.Зябловского, относящиеся к первой половине XIX века.

Несмотря на то, что статистическое направление имело место в университетском образовании и в начале XIX века в трудах А.И.Гейма и Е.Ф.Зябловского, основателем научной школы явился В.Э.Ден, сумевший сплотить вокруг себя группу последователей-единомышленников и определивший экономико-географический подход, вобравший в себя два метода – статистический и сравнительно-географический. [15, с.168] Отрасле-статистическая научная школа, по мнению А.И.Чистобаева, берёт начало с 1902г., когда в Петербургском политехническом институте была учреждена кафедра экономической географии и разработаны В.Э.Деном научные основы одноименного лекционного курса.

Говоря о значении статистики в трудах В.Э.Дена, И.И.Елисеева и Я.В.Соколов обратились к истокам «самой влиятельной её школы – государствоведения», основателем которой был Г.Конринг, выделявший четыре вида причин, влиявших на благосостояние страны: 1)материальные (экономические), 2)финальные (социологические), 3)формальные (юридические) и 4)действующие (психологические). «Первый круг, - пишут авторы, - и составил то, что с середины XIX в. стали называть экономической географией, и эти же причины изучались и изучаются экономической статистикой. Проводить между ними какие-либо границы можно, но бесполезно. И это как никто понимал В.Э.Ден. Провозглашённая им «экономизация» географии неразрывно соединяла географию со статистикой». [7, c.10] Именно с именем В.Э.Дена можно связать развитие экономической географии в России как науки на первых стадиях её становления.

На протяжении практически всего ХХ в. происходило замалчивание имени В.Э.Дена и его трудов в работах отечественных географов, что фактически объясняет наличие документов из СПб ЦГАИПД под грифом «Совершенно секретно», публикация которых стала возможна лишь в последнее десятилетие ХХ в. Так, на научном симпозиуме посвящённому творческому наследию В.Э.Дена, проходившему в 1993 г. в Санкт-Петербурге, В.М.Карлик и В.В.Чепарухин в своём докладе отмечали, что Московская школа Н.Н.Баранского, с которой связывают развитие экономической географии СССР, «неизбежно следовала по проложенному В.Э.Деном пути, официально встав по отношению к нему в критическую позицию и формально отмежевавшись от него как от главы «буржуазного», «традиционного» отрасле-статистического направления». [11,с.4] Только при таких условиях «войны», когда развитие науки становилось в зависимость от господствующей идеологии, сохранялась возможность существования и развития районного направления. Так, Э.Л.Файбусович предположил, что «помимо идейных расхождений районная школа Н.Н.Баранского вынуждена была подчёркивать своё противостояние с отрасле-статистическим направлением более всего по соображениям тактическим (а отнюдь не карьерным)». [14, с.8] Данное положение становится особенно очевидным, если учесть, что в основе учения Н.Н.Баранского о географическом разделении труда лежит экономическая наука, так же как и в основе работ Н.Г.Александрова по экономическому районированию.

В настоящее время работы отрасле-статистического направления, долго находившиеся под запретом, получают второе рождение и вновь становятся актуальными в связи с возрастанием работ по региональному исследованию, носящих экономико-статистический характер. Кроме того, большое методологическое значение в понимании общественной географии как науки, соединяющей в себе и географический, и экономический аспекты, имеет тот факт, что статистика на одной из исторических этапов становится практически синонимом, заменяющим само понятие «география». Таким образом, современное понимание географии складывалось исторически и немалую роль в его становлении сыграло соприкосновение географии и статистики, исследования на стыке которых в настоящее время приобретают большую популярность.

Литература

  1. Абрамов, Л.С. Методические подходы к исследованию научных школ и их роли в отечественной географии // Научные школы в географии: сб.статей. – М.: Мос. фил. гео. общ-ва СССР, 1983. – с.7-22.

  2. Анучин, В.А. Теоретические основы географии. – М.: Мысль, 1972. – 430с.

  3. Баранский, Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. – М.: Мысль, 1980. – 287с.

  4. Богучарсков, В.Т. История географии: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006. – 558с.

  5. Вальская, Б.А. Об экономико-географическом изучении России в первой половине XIX в. //Вопросы географии, 1948, Сб. 10, - с. 41 – 52.

  6. Голубчик, М.М., Файбусович, Э.Л., Носонов, А.М., Макар, С.В. Экономическая и социальная география: основы науки: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

  7. Елисеева, И.И., Соколов, Я.В. Влияние В.Э.Дена на развитие русской статистической науки // Тезисы докладов научного симпозиума «Владимир Эдуардович Ден и современная Россия» - СПб.: СПбГТУ, 1993. – с. 10-11

  8. Есаков, В.А. География в России в XIX - начале XX века. – М.: Наука, 1978.

  9. Забелин, И.М. Межнациональные научные школы в географии // Научные школы в географии: сборник статей. – М.: Мос. фил. гео. общ-ва СССР, 1983. – с.103-114.

  10. Исаченко, А.Г. Развитие географических идей. – М.: Мысль, 1971. – 416с.

  11. Карлик, Е.М., Чепарухин, В.В. В.Э.Ден: судьба научной школы с позиции конца столетия // Тезисы докладов научного симпозиума «Владимир Эдуардович Ден и современная Россия» - СПб.: СПбГТУ, 1993. – с. 3-5

  12. Поросенков, Ю.В., Поросенкова, Н.И. История и методология географии. – Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1991. – 224с.

  13. Саушкин, Ю.Г. Основные идеи русской классической географии дореволюционного периода //Вопросы географии. – 1948., Сб.9. – с.29-48

  14. Файбусович, Э.Л. Борьба районного и отрасле-статистического направления в отечественной экономической географии // Тезисы докладов научного симпозиума «Владимир Эдуардович Ден и современная Россия» - СПб.: СПбГТУ, 1993. – с. 7-9

  15. Чистобаев, А.И. О жизни и географии с любовью. Кн. 1: Дневники. Воспоминания. Очерки. – СПб. – Смоленск: Универсум, 2005. – 452с.

  16. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/ под ред. К.К.Арсеньева и Ф.Ф.Петрушевского – 1892. – т.8. – с.375-392

Полян П.М.