Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
интегративные функции мозга.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
2.43 Mб
Скачать

6. Лимбическая система и гипоталамус: мотивации и эмоции

Лимбическая система и гипоталамус (см. гл. 2) объе­динены мощными двусторонними связями. В этих нервных структурах формируются такие важные функции мозга, как мотивации и эмоции. Оба термина восходят к латинскому слову motion (движение), что свидетельствует об их силь­нейшем участии в поведении и движении.

6.1. Мотивации

Мотивации можно определить как побуждение к дей­ствию. Поведение - это целенаправленная деятельность на основе мотивации. Мотивации возникают в результате по­требности, т.е. субъективного и необходимого условия жизни данного индивидуума. Потребности можно разделить на биологические (витальные), социальные и идеальные.

Биологические потребности направлены на поддержа­ние гомеостаза данного организма и присущи как человеку, так и животным. К этим потребностям относятся потребность в еде, воде, комфортной температуре. В гипоталамусе расположены центральные рецепторы нескольких модально­стей - глюкорецепторы, осморецепторы, терморецепторы, которые совместно с аналогичными периферическими рецеп­торами оценивают соответствие эталонного параметра ре­альному значению. Отклонение от эталонного параметра мо­жет быть опасно для жизни и поэтому сопровождается не­приятными чувствами - голодом, жаждой, холодом, удуша­ющей жарой.

В гипоталамусе обнаружены соответствующие центры - голода, насыщения, жажды, терморегуляционный центр. Возбуждение этих центров вызывает соответствующую мо­тивацию и поведение - пищевое, питьевое, терморегуляцион­ное. Это врожденные типы поведения, они более или менее одинаковы у всех индивидуумов одного вида. К формам вро­жденного поведения можно отнести и сон, для которого в гипоталамусе также обнаружен специальный центр (центр Гесса) и, вероятно, существуют и рецепторы к веществам, ко­торые могут вызвать сон (гипногены, см. гл. 5).

Потребности и соответствующие мотивации и формы поведения могут конкурировать между собой при одновре менных жажде и голоде, при охлаждении и потребности спать и т.д. В этой связи важнейшую роль приобретает выде­ление ведущей потребности. Этот процесс происходит на основе выделения доминанты. Согласно А.А.Ухтомскому, первооткрывателю этого феномена, доминанта - это господ­ствующий очаг возбуждения, который может тормозить кон­курирующие очаги и подчинять их активность своему ритму. В настоящее время известно, что механизм выделения доми­нанты происходит при осознании потребности с участием лобной ассоциативной коры. Установлено, что импульсы от центров гипоталамуса через дорсо-медиальное ассоциативное ядро таламуса достигают лобной коры. В лобной коре происходит синтез информации от гипоталамуса (мотива­ции), лимбической системы (эмоции) и через n.accumbens - от гиппокампа (часть лимбической системы, отвечающей за хранение информации). Таким образом, поведенческий акт индивидуума возникает на основе ведущей потребности, с привлечением индивидуального опыта (памяти) и субъектив­ного переживания (эмоции).

Социальные потребности связаны с продолжением рода, сохранением вида и необходимостью занимать опреде­ленное положение в обществе (иерархия), т.е. не имеют строго гомеостатического значения. Потребность в продол­жении рода у животных тесно связана с рецепторной функ­цией гипоталамуса. В гипоталамусе и в лимбической системе обнаружены рецепторы стероидных гормонов, в том числе половых. Увеличение уровня половых гормонов активирует половую мотивацию и половое поведение. Особую роль в усилении полового поведения играют центры удовольствия, раздражение которых приводит к переживанию приятных ощущений. Эти центры диффузно распределены в лимбиче­ской системе и гипоталамусе и совпадают со скоплениями опиоидных рецепторов (см. гл. 4). Существенное значение в регуляции половой мотивации играют медиаторные системы - серотонинергическая и норадренергическая (см. гл. 4). У человека половая функция уже значительно удалилась от собственно репродуктивной и поэтому половое поведение, во-первых, перестало носить выраженный сезонный харак­тер, как у животных, а во-вторых, часто направлено не на де­торождение, а только на получение удовольствия.

Потребность занимать определенное положение в об­ществе у животных тесно связана с биологическими потреб­ностями, поскольку доминирование в стаде, стае, прайде по­зволяет пользоваться большими благами (лучшая еда, вода, убежище, выбор самок). У человека эти потребности носят более завуалированный характер по сравнению с животными.

Идеальные потребности сводятся к потребности твор­чества, красоты, познания. Эти потребности характерны для человека и их трудно свести к рецепторным механизмам. На основе идеальных потребностей возникают очень сильные мотивации, которые могут конкурировать не только с соци­альными, но даже и биологическими потребностями. Чело­век, занятый научным поиском, написанием романа или кар­тины, может в буквальном смысле слова забывать о еде и других жизненно важных потребностях.

Несмотря на кажущееся сходство, понятия мотивации и потребности нельзя идентифицировать. Дело в том, что по­требности по своему смыслу должны быть направлены на со­хранение индивидуального организма, семьи, вида, среды обитания, однако человек очень часто ведет себя разруши­тельно по отношению к себе, другим людям, к окружающей среде. В качестве самого простого примера можно привести то, что у человека есть потребность в здоровом организме, нормальном обмене веществ, сбалансированном питании, нормальном режиме дня, однако эта потребность не осозна­ется и не оформляется в соответствующее поведение. Вместо этого человек переедает, злоупотребляет углеводами, жирной пищей, алкоголем, мало двигается. Более сильной в данном случае оказывается мотивация получения удовольствия.