Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зачет.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
250.88 Кб
Скачать

Вопрос 20 Понятие о псих. Патологии и механизмах ее развития в психоанализе

Психоаналитический подход Зигмунд Фрейд

З.Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе его личностного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте, и считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания (бессознательного), содержимое которого накапливается в течение всей жизни.

Фрейд выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: ид (оно), эго (Я) и суперэго (сверх-Я)

Ид — врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные составляющие - либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы.

Эго — аспект личности, отвечающий за принятие решений, функционирует по принципу реальности.

Суперэго — система ценностей, норм, усвоенных в процессе социализации.

Взаимодействие ид и суперэго заключается в следующем: то, что ид принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать суперэго. Они часто конфликтуют друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или напряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. Именно эго — рациональная, объясняющая часть личности помогает разрешить конфликт между ид и суперэго, изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний нашего ид.

Наиболее важным достижением М. Кляйн в практике детского анализа было создание игровой техники. Она считала, что детский анализ не может проходить, как взрослый: когда пациент лежит на кушетке и предается вербальным свободным ассоциациям. Ребенок должен двигаться, играть, видеть своего аналитика. Поэтому вместо вербальных свободных ассоциаций в детском анализе Мелани Кляйн применила технику свободной игры, инициатором которой является ребенок, и которая, так же, как вербальные ассоциации взрослого человека, становится способом выражения его желаний, фантазий и жизненного опыта.

Мелани Кляйн также определила, каково должно быть расписание психоаналитических сеансов при работе с детьми и как должна быть устроена игровая комната. Каждый ребенок, в частности, имел свой отдельный ящик с игрушками, причем особый акцепт делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непосредственно в качестве символов внутреннего мира ребенка.

Она считала, что у маленького ребенка также возникает перенос, и уделяла большое внимание его анализу, особенно анализу негативного переноса. Она также уделяла большое внимание анализу взаимоотношений ребенка с архаическими, частичными объектами его внутреннего мира, например расщепленными на хорошую и плохую части матерью и отцом.

Эго младенца решает задачи не только взаимодействия с внешним миром, но и овладения этими инстинктами, причем сам процесс развития проходит благодаря взаимоотношениям ребенка с его первыми объектами - грудью, а затем матерью. Усваивая их, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями. Мелани Кляйн считает, что процесс интеграции Эго, развития его защитных механизмов, процесс становления и развития объектных отношений проходит через две стадии: параноидно-шизоидную и депрессивную. Фиксация на параноидно-шизоидной позиции, как следует из ее названия, присуща тяжело нарушенным пациентам, страдающим психозами или тяжелыми пограничными или нарциссическими расстройствами.

Анна Фрейд (1895-1982). В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» ею были систематизированы мысли Фрейда о защитных механизмах. Тогда же она начала развивать мысли о цельности Эго и его самостоятельной роли в психической жизни человека. Эти положения легли в основу Эго-психологии.

Эта концепция исходила из того, что главной частью структуры личности является не бессознательное, но сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Основные ее труды были посвящены исследованию трудных детей, агрессивных и тревожных. Согласно А.Фрейд, нормальное детское поведение предполагает существование элементов двух стремлений. В нормальном поведении агрессивность сдерживается либидо. Именно слияние либидо и агрессии нормально и типично. Но кроме нормального проявления агрессивности (стремление удержать игрушку) бывают патологические проявления агрессивности. Такая агрессивность возникает при аномальных условиях развития ребенка (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка). Она считала причинами появления агрессивности либо полное отсутствие объектов любви, либо частую смену этих объектов, либо невозможность установить отношения с объектами любви. Т.о., агрессивные (как и тревожные) тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии.

В таком случае, коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций.

ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ — одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений самости.

В основе П. с. лежат представления о здоровой самости и ее патологических состояниях. Самость — это центр устойчивой психологической структуры, способствующий ее саморазвитию и в то же время самоподдержанию ее целостности. На разных этапах развития психологической структуры обнаруживаются характерные и специфические типы нормальной самости, включая «грандиозную самость», связанную с эксгибиционистским стремлением младенца восстановить нарушенное равновесие в первоначальном опыте нераздельного единства с матерью. Психология самости нацелена на объяснение патологии фрагментированной самости, мира стремлений, не получивших «зеркального» отражения или лишенных идеалов, т.е. психических нарушений и борьбы «трагического человека». В представлении X. Кохута, первоначальное нарциссическое равновесие ребенка нарушается в результате неизбежного недостатка материнской заботы. Попытка сохранить первоначальный опыт сопровождается у ребенка созданием архаической, эксгибиционистской «грандиозной самости» и идеализированного образа родителей. При оптимальных условиях развития «грандиозная самость» смягчается и интегрируется во взрослую личность. При благоприятных обстоятельствах идеализированный образ родителей также интегрируется во взрослую личность, интроецируется в качестве Сверх-Я и становится важным компонентом психической организации. Однако если ребенок получает тяжелую нарциссическую травму и переживает травматическое разочарование в обожаемом им взрослом, то «грандиозная самость» сохраняется в своей неизменной форме, стремится к реализации своих архаических целей, а идеализированный образ родителей не трансформируется в психическую структуру, играющую роль регулятора напряжений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]