Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы.docx
Скачиваний:
204
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
354.4 Кб
Скачать
  1. Компоненты (подсистемы) гендерной идентичности.

  1. Гендерные стереотипы и гендерная схема.

Гендерные стереотипы. Существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин.

Эти упрощенные и схематичные модели помогают человеку систематизировать информацию о мужчинах и женщинах как о представителях больших социальных групп.

Новое понимание пола

Джордж Мид показывает, что личностная целостность, самость, не есть априори человеческого поведения, а складывается из свойств, продуцируемых в ходе социального взаимодействия. Идентичность – изначально социальное образование; индивид видит, а значит и формирует себя таким, каким его видят другие. Чарльз Кули в этой связи выдвигает концепт зеркальной самости.

Если то, что называется индивидом, или «Я», представляет собой совокупность определенных ролей, то о какой идентичности можно вообще говорить. Иными словами, у индивида не одна, а несколько идентичностей. Но тем самым встает проблема, как привести идентичность к тождеству с самой собой.

Эрвин Гоффман ввел понятие ролевой дистанции, как способность индивида к рефлексии на собственные социальные роли, к самонаблюдению, а значит дистанцированию от тех ролей, которые он играет. Благодаря ролевой дистанции как раз возможно то, что мы связываем с понятиями индивидуальности и личности.

Идентичность как объект анализа – искусственно вычленяемая целостность.

Идентичность представляет собой нерефлексивное, ускользающее от контроля самосознания содержание.

Существующие определения половой идентичности связывают ее с половыми ролями: половая идентичность есть интериоризированная половая роль, которая в свою очередь, есть публичное выражение половой идентичности (Money J., Ehrhardt A., 1972) или «единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли»

Теория гендерной схемы

Фундаментальные исходные предпосылки процесса формирования гендерной личности:

Существуют гендерные линзы, встроенные в дискурс культуры и социальной практики, которые усваиваются ребенком в процессе его развития.

Как только эти линзы усвоены, они предрасполагают ребенка формировать свою идентичность в соответствии с линзами.

Линзы гендера

Традиционные социальные (культуральные) представления в отношении мужчин и женщин:

1. психологическая и биологическая природа мужчин и женщин в корне различна (гендерная поляризация);

2. мужчины по своей природе представляют собой лучший, а потому господствующий пол (андроцентризм);

3. различия мужчин и женщин, как и мужское превосходство, являются врожденными, а потому естественными и неизбежными (биологический эссенциализм).

Линзы гендера встроены в дискурсы культуры, общественные институты и сознание отдельных людей.

Факторы конструирования гендерной идентичности

Родители и взрослые:

  • «социализация через манипуляции»,

  • «вербальная аппеляция»,

  • «канализация» (направление внимания ребенка на определенные объекты)

  • «демонстрация деятельности»

Прототипные гендерные образы

Игры и игрушки

Средство научения гендерным ролям

Детские книги и журналы

Укрепление гендерных стереотипов через персонажи сказок, романтические образы

Факторы конструирования гендерной идентичности

Взрослые книги и журналы (журналы мод, детективы, мелодрамы, эротическая литература) тиражируют примитивные патриархальные образы, часто связанные с мотивами насилия

Телевидение и кинопродукция

Гендерные образы сильно «стереотипизированы» (главное в женщине – ее внешность, стандарты задаются образами молодых сексапильных девушек )

Реклама

  • женщина как прилежная домохозяйка

  • как эротический объект,

  • как предмет потребления

Язык

Обслуживает мужское мировосприятие

Динамика развития

В 1,5-2 года - первичная гендерная идентичность

В 3-4 года осознанное различение пола окружающих людей, но иногда на основе случайных признаков; допускают принципиальную возможность изменения пола

В 4-5 лет генитальное любопытство, предпочтение ролей в играх, совпадающих с гендером, идентификация с родителем своего пола; ранние нарушения гендерной идентичности (ощущение своей «нетипичности»),

В 6-7 лет происходит кристаллизация полоролевого опыта и осознание половых отличий, необратимости половой принадлежности

В пубертате – новое осмысление и оценка человеком своей гендерной идентичности, конкретизация и закрепление представлений о содержании и исполнении гендерных ролей; осознание себя субъектом и объектом сексуальных отношений

Отказавшись от концепции андрогинии, С. Бем разработала теорию гендерной схемы (2004). Центральным положением ее теории стало утверждение, что между реальным миром и индивидом стоит сформированная культурой система познания, в значительной степени искажающая социальную реальность, заставляющая людей видеть как в кривом зеркале все, что связано с гендерными отношениями. Эта система и получила название «гендерные линзы».

Линзы гендера – это традиционные социальные (культуральные) представления в отношении мужчин и женщин:

1. психологическая и биологическая природа мужчин и женщин в корне различна (гендерная поляризация);

2. мужчины по своей природе представляют собой лучший, а потому господствующий пол (андроцентризм);

3. различия мужчин и женщин, как и мужское превосходство, являются врожденными, а потому естественными и неизбежными (биологический эссенциализм).

Встроенные в дискурс культуры и социальной практики, эти линзы усваиваются ребенком в процессе развития. Как только они усвоены, они предрасполагают ребенка определенным образов кодировать и организовывать информацию в соответствии с культуральными определениями мужественности и женственности.

Особая роль принадлежит «схеме» – познавательной структуре, сети ассоциаций, которая организует и управляет восприятием индивида. Схема функционирует как предвосхищающая структура. Она заранее настроена на то, чтобы искать и связывать входящую информацию в пучки ассоциаций по определенному признаку. Процессы схематизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов. Это готовность сортировать информацию в категории на основе некоторых особых измерений, несмотря на существование других, которые индивид может применить.

Процесс гендерной схематизации включает спонтанную сортировку характеристик и поведения на маскулинные и феминные категории или «эквивалентные классы», несмотря на различия по множеству других направлений, не связанных с гендером. Например, понятия «нежный» и «соловей» спонтанно помещают в категорию фемининных, а «уверенный» и «орел» - в категорию маскулинных.

Помимо усвоения содержательной информации о гендере, дети учатся использовать разветвленную сеть связанных с полом ассоциаций для оценки и применения новой информации. Они учатся кодировать и организовывать информацию в терминах гендерной схемы, которая постоянно развивается и дополняется в сознании.

На основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно — оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия – это игнорируется, не замечается или называется иначе.

Ребенок учится применять селективную схему к себе, выбирая из множества возможных измерений только те, которые определены как приемлемые для его/ее собственного пола и поэтому подходящие для организации содержания «Я-концепции».

Таким образом, «Я-концепция» становится типизированной по полу, а два пола начинают восприниматься различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по качеству.

Ребенок учится оценивать себя с позиции соответствия гендерной схеме, противопоставляя собственные предпочтения, отношения, поведение, характеристики предпочтениям, отношениям, поведению и характеристикам другого пола. Гендерная схема становится предписывающим, диктующим стандартом или гидом, а самооценка становится заложницей этого стандарта. Затем мотивационные факторы побуждают индивида регулировать поведение таким образом, чтобы оно соответствовало культурным определениям женственности и мужественности.

Полотипизированные индивиды регулируют свое поведение и информационные процессы. Процесс делит мир на маскулинные и феминные категории, а не на содержания данных категорий – это центральное положение теории гендерной схемы.