Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы в УП деят. следователя.docx
Скачиваний:
141
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
495.64 Кб
Скачать

8.2. Процессуальный порядок задержания подозреваемого

8.2.1. Система деятельности, выполняемой в связи с задержанием подозреваемого

В процессуальной литературе по-разному понимают систему деятельности по задержанию подозреваемого.

Так, например, В.Н. Григорьев, считает, что к числу действий, входящих в систему деятельности по задержанию подозреваемого, относятся: установление условия (возможности назначения наказания в виде лишения свободы), оснований и мотивов задержания лица по подозрению в совер­шении преступления, составление протокола задержания и сообщение прокурору о задержании (ст.91УПК), извещение близких родственников подозреваемого о месте его содержания под стражей, проведение личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых (ст.7, 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). После установления оснований и мотивов задержания до составления протокола принимается решение о задержании подозреваемого в совершении преступления. После составления протокола задержания составляется статистическая карточка. Эти действия также следует включить в систему деятельности по задержанию. С момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, протокола задержания к участию в деле допускается защитник (ст.47 УПК РСФСР). Соответственно, в систему деятельности по задержанию подозреваемого входят действия по обеспечению участия защитника (Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого. М.: ЮрИнфоР, 1999. С.99-100).

По мнению В.В. Вандышева, уголовно-процессуальное задержание – сложное по своему содержанию следственное действие, состоящее из: 1) фактического задержания (захвата), направленного на незамедлительное доставление лица в органы внутренних дел для разбирательства; 2) доставления лица в органы внутренних дел, которые обязаны непосредственно разбираться с правонарушителями и разрешать многообразные правовые вопросы; 3) административно-правового задержания сроком до трех часов, целью которого является разбирательство с доставленным лицом по поводу совершенного им деяния с признаками преступления; 4) собственно уголовно-процессуальное задержание, сущность и содержание которого заключаются в помещении задержанного лица в изолятор временного содержания на основании протокола задержания (Вандышев В.В. Уголовный процесс. Курс лекций. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С.244).

Наряду с указанными действиями в систему деятельности по задержанию подозреваемого иногда включается доставление подозреваемого в служебное помещение. Одни авторы, подчеркивая административный характер доставления, отвечают на этот вопрос отрицательно (Похмелкин В.А. Задержание по советскому уголовно-процессуальному законодательству // Сов. гос. и право. 1958. №12. С.103; Давыдов П.М., Якимов П.П. Применение мер процессуального принуждения по Основам уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Свердловск: Свердловский юридический ин-т, 1961. С. 58-59; Клюков Е.М. Мера процессуального принуждения. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1974. С.10; Гуткин И.М. Актуальные вопросы уголовно-процессуального задержания. М: Академия МВД СССР, 1980. С.16; и др.). Другие утверждают, что доставление носит процессуальный характер, и потому включают его в задержание. Например, С.А. Шейфер пишет: «Когда подозреваемого задерживают должностные лица, неправомочные составлять протокол задержания (постовые, патрульные милиционеры, командиры отделений и т. д.), их действия, несомненно, носят процессуальный характер и составляют элемент задержания подозреваемого»).

В.Н. Григорьев в этой связи пишет: «Если обратиться к анализу деятельности органов внутренних дел, вряд ли найдутся основания отрицать, что, прежде чем водворить подозреваемого в ИВС, его надо доставить в служебное помещение. Само доставление складывается из установления оснований для доставления, захвата лица, изъятия у него оружия, уличающих предметов, документов и сопровождения в служебное помещение» (Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого. М.: ЮрИнфоР, 1999. С.101).

В случае доставления лица, непосредственно застигнутого при совершении общественно опасного деяния, дознавателю или следователю, прежде чем принять решение о задержании, предстоит выяснить его обстоятельства и дать правовую квалификацию, принять решение о возбуждении уголовного дела. Эти действия также входят в систему задержания подозреваемого.

По мнению В.Н. Григорьева, в систему деятельности по  задержанию подозреваемого необходимо включить в нее и действия администрации по приему и размещению задержанных в изолятор временного содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – ИВС). Они предпринимаются после решения о применении меры процессуального принуждения и непосредственно направлены на его исполнение. Следует, однако, отметить, что не вся деятельность администрации ИВС входит в систему задержания подозреваемого. Речь идет, в частности, о материально-бытовом обеспечении и медицинском обслуживании задержанных, предоставлении свиданий, поддержании порядка в ИВС и других подобных действиях, которые осуществляются после того, как решение о задержании обращено к исполнению.

 Кроме того, автор пишет о том, что задержание не ограничивается водворением лица в ИВС. Логическим его завершением является заключение подозреваемого под стражу либо освобождение. Эти действия также должны быть включены в систему задержания подозреваемого (Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого. М.: ЮрИнфоР, 1999. С.101-102).

Важным в системе деятельности органов внутренних дел представляется такой элемент, как фиксация обстоятельств задержания подозреваемого. Фиксация обстоятельств предпринимается на всех этапах задержания, при совершении всех входящих в его систему действий. Поэтому фиксация является одной из сторон каждого такого действия и по сути представляет сквозной элемент в системе деятельности по задержанию подозреваемого.

Что касается допроса подозреваемого, других следующих за задержанием действий, например предъявления обвинения, то нет оснований включать их в систему действий по задержанию. Допрос подозреваемого, в частности, – это самостоятельное следственное действие по собиранию доказательств. Он может производиться как в ходе задержания подозреваемого, так и после него (в соответствии с ч.2 ст.46 УПК РФ – не позднее двадцати четырех часов с момента задержания), а также в случаях применения к подозреваемому меры пресечения до предъявления обвинения, когда задержание вовсе не производится. Предъявление обвинения – это самостоятельный правовой институт, который связан с задержанием подозреваемого весьма опосредованно, в силу чего не может быть одним из его элементов.

Нет оснований выделять в системе действий по задержанию подозреваемого и получение объяснений задержанного. Те его объяснения, о которых упоминается в ч.3 ст.122 УПК РСФСР, являются составной частью протокола задержания. Дача же объяснений как один из элементов правового положения подозреваемого (ст.52 УПК РСФСР) реализуется при его допросе.

Анализ приведенных выше суждений с точки зрения содержания ст.92 УПК РФ дает основание считать, что систему деятельности по задержанию подозреваемого образуют лишь те действия, производство которых предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Такими действиями, на наш взгляд, являются: установление условий и оснований для задержания, определение мотивов задержания и принятие решения о задержании.