Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
раздатка Исковая давность.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
448 Кб
Скачать

Как исчисляется исковая давность по обязательствам без определённого срока исполнения?

Так как исполнитель не вернул деньги за неоказанные услуги, заказчик обратился в суд с соответствующим требованием. Причем истец полагал, что срок давности им не пропущен. О нарушении своего права заказчик узнал с того момента, когда исполнитель отказался вернуть деньги после получения уведомления заказчика о расторжении договора в одностороннем порядке.

Суд с доводами истца не согласился, обратив внимание на следующее.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

В договоре срок окончания его действия указан не был. В этом случае договор действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Таким моментом являлась дата подписания акта об оказанных медицинских услугах. Акт был подписан более 3 лет назад. Он подтверждает, что исполнитель исполнил обязательства по договору полностью. Более того, последующее более чем трехлетнее бездействие сторон в рамках договора свидетельствует об окончании исполнения обязательств исполнителя. Следовательно, именно после подписания акта об оказанных медицинских услугах истец вправе был заявить о возврате излишне уплаченного по договору.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2010 г. N Ф07-7649/2010 по делу N А56-72426/2009)

Неисполнение истцом обязанности по своевременному выставлению счета не является основанием для изменения сроков исковой давности

Частично удовлетворив иск оператора связи о взыскании с компании (заказчика услуг) задолженности за оказанные услуги, суд обратил внимание на пропуск истцом срока исковой давности.

Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В договоре стороны указали, что оплата услуг связи производится ежемесячно, в течение определенного срока с момента выставления счета за услуги связи. Следовательно, срок исковой давности необходимо считать с момента нарушения сроков платежа. Неисполнение истцом обязанности по своевременному выставлению счета на оплату услуг связи не является основанием для изменения порядка исчисления сроков исковой давности, поскольку обязанность по уплате оказанных услуг связи возникает у абонента с момента оказания этих услуг и не связана с наличием либо отсутствием выставленного счета на их оплату.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2010 г. N Ф07-10798/2010 по делу N А56-66245/2009)

За пределами срока действия договора поставки нельзя требования исполнения обязательства в натуре

Лизинговая компания обратилось в суд, потребовав от поставщика передать предварительно оплаченное лизинговое имущество, а также взыскать с него договорную неустойку за просрочку поставки товара.

Суд кассационной инстанции требования истца признал необоснованными, исходя из следующего.

Во-первых, к моменту предъявления иска срок исполнения обязательства по поставке закончился, следовательно, обязать поставщика передать лизинговое имущество нельзя. Как подчеркнул судебный орган, за пределами срока действия договора поставки лицо вправе требовать лишь возврата суммы, перечисленной в качестве оплаты за продукцию, и возмещения убытков.

Во-вторых, как следует из п. 1 ст. 670 ГК РФ, требования к продавцу товара за нарушение срока поставки вправе предъявлять именно лизингополучатель, а не лизинговая компания, поскольку он имеет права и несет обязанности покупателя, кроме обязанности оплатить стоимость имущества.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2010 г. по делу N А55-9620/2009)