Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРимерные темы для проектов.doc
Скачиваний:
177
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
4.27 Mб
Скачать

Мотивации и воображение

Процесс регуляции деятель­ности и поведения человека осуществляется с помощью образов-представлений и воображения. Мы осознаем свои потребности посредством образов и ситуаций, в которых они удовлетворялись ранее, и представлений о действиях по их удовлетворению. По­этому управлять своими потребностями можно либо волевым пу­тем, либо через управление образами своего воображения. При этом волевое подавление потребности мало эффективно, так как чем сильнее запрет, тем больше желание его нарушить. Рацио­нальнее сознательно совершать замену в воображении одних обра­зов другими. Каждый школьник наверняка замечал, что, будучи захваченным какой-либо работой, он забывал о сне, отдыхе и пище, так как в сознании просто не оставалось места соответст­вующим образам. И наоборот, стараясь, не думать о чем-то конкретном (например, о боли перед кабинетом зубного врача), с раздражением отмечаешь навязчивое появление этого образа.

Образы воображения, наиболее часто возникающие в нашем сознании, приобретают побудительную силу за счет предвосхи­щения определенных переживаний, т.е. становятся мотивами. Каждый акт поведения, каждый поступок регулируется не одним, а множеством мотивов. Так, желание изучать иностранный язык может стимулироваться стремлением к самосовершенствованию, необходимостью работать с литературой на данном языке, бо­язнью огорчить учителей и родителей, желанием покрасоваться перед товарищами и другими мотивами. Наличие множественной мотивации любой потребности (а не только познавательной, как в нашем примере) позволяет гибко регулировать свое поведение в зависимости от обстоятельств.

Частое сочетание воображаемого объекта или ситуации с определенными переживаниями (страхом, горем, унижением, радо­стью, удовольствием и т.п.) приводит к тому, что сам образ становится источником переживания, непроизвольно вызывая воспоминания, представления о былых переживаниях и чувствах. Если, не выучив урока и испытав стыд за унижение у доски, школьник представит себе эту ситуацию еще раз, то испытает те же самые чувства, а при повторении подобной ситуации один только образ доски, учителя, даже учебника будет иметь тот же результат. Более того, представления усиливают пережива­ния, так как в воображении образ может быть более ярким, чем в действительности. На этом принципе построена, например, си­стема аутотренинга.

Образы представления и воображения могут стать причиной непроизвольного привыкания, выработки вредной привычки. Так, в нашем примере ученик бессознательно привыкает к мысли о своей неспособности к изучению данного предмета или о своей неприязни к преподавателю. В то же время воображение – прекрасная основа для произвольного научения в случаях воспитания и самовоспитания: сочетание положительных эмоций и прият­ных переживаний с воображением обязательных или вырабаты­ваемых действий приведет к желательности самих этих действий.

Формирование эмоционально заряженных образов (в частно­сти, представлений о долге, чести, ответственности, чувстве стра­ха, вины, нравственности, порядочности, самоуважения) позволит не просто внести воспитательные элементы в процесс обучения, а сделает их предметом забот самих школьников. Причем чем тес­нее следует их связь с эмоциями и чувствами, тем скорее они будут выступать в качестве собственных мотивов поведения.

Представления о себе самом играют немаловажную роль в процессе становления самосознания личности и таких его под­структур, как уровень притязаний, самооценка, критичность и др. Представление школьника о своих способностях (“Считаю, что я хорошо рисую” или “Считаю, что не способен к занятиям по физкультуре”) будет формировать и соответствующие притя­зания, оценки и поведение в целом.

Таким образом, воображение принимает участие в процессах порождения потребностей, стимуляции деятельности и поведения в форме мотивов и их комплексов, целеобразования и, наконец, ­формирует “я” человека.