Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Максимова Патопсихол.doc
Скачиваний:
477
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
4.27 Mб
Скачать

8.2. Неврозы у подростков

Как уже отмечалось выше, в подростковом возрасте не­врозы встречаются значительно реже, чем в детском, так как те факторы, которые приводят к неврозам в детском возрасте, у подростков чаще вызывают нарушения поведе­ния. Несмотря на это, неврозы отмечаются у 12% подрост­ков обычных школ.

Выделяются такие же формы расстройств, как и у взрос­лых: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы, заикание. Помимо этого встречаются специфичес­кие для подростков пограничные состояния: дисморфома-ния, нервная анорексия, сверхценные интересы и увлече­ния.

Неврастения проявляется в повышенной утомляемости и раздражительности. Наблюдаются расстройства сна, голов­ные боли, снижение настроения. Подростки с трудом (за счет переутомления) справляются со школьной програм­мой, отмечается раздражительность, плаксивость. Могут быть соматические жалобы — ощущение вялости, сонливости, боли в сердце и животе, головокружение и т. д. При пато­психологическом обследовании отмечается выраженная ис-тощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу. Память и внимание обычно в границах нормы, иногда незначительно снижены. Наруше­ний со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Са­мооценка обычно низкая, особенно по факторам «здоро­вье», «эмоциональная устойчивость». При обследовании с применением проективных методов на первый план высту­пают проекции переживаний по поводу состояния своего здоровья. Часто отмечается акцентуация астено-невротичес-кого и лабильного типа. Если не проводить своевременного лечения, то возможно невротическое развитие личности с фиксацией на соматических расстройствах, возникновение страха смерти. При обнаружении проявлений неврастении у

213

подростков желательна консультация невропатолога или пси­хиатра, проведение рационально-разъяснительной коррек-ционной работы.

Фобический невроз в подростковом возрасте возникает обычно под воздействием какой-либо психотравмирующей ситуации, но иногда может проявляться как заострение черт сенситивной и психастенической акцентуации. Содержание страхов зависит от возраста: если у дошкольников преобла­дает страх темноты, одиночества, собак и т. д., то у подро­стков — страх смерти и тревога, связанная с ситуациями общения. В подростковом возрасте общение со сверстника­ми занимает одно из ведущих мест в иерархии ценностей, значимо также желание быть «таким как все»: если подрос­ток неуверен в себе, то может быть достаточно однократной незначительной ситуации конфликта со сверстником, что­бы возник страх общения. Это могут быть разнообразные страхи: страх речи, публичных выступлений и т. д. В некото­рых случаях эти опасения направляются на свое тело — под­росток боится, что он может покраснеть или начнется бур­чание в животе и т. д. Поэтому подросток начинает избегать ситуаций общения со сверстниками, а затем и со взрослы­ми, при необходимости общаться он ведет себя скованно, напряженно и убеждается по реакции окружающих, что он «действительно не такой как все», что «все обращают на него внимание». Это еще больше усиливает невротическое состояние подростка.

При патопсихологическом обследовании не отмечается существенных нарушений со стороны психических процес­сов. Самооценка занижена, но, в отличие от депрессивных состояний, это снижение не является равномерным, а зат­рагивает именно те особенности личности, которые связа­ны с неврозом. При описании картин ТАТ выражены про­екции страха общения, при сохранной потребности в кон­тактах. По результатам обследования с помощью ПДО в большинстве случаев отмечается акцентуация черт характе­ра сенситивного или лабильного типа. Чаще всего страхи общения проходят с возрастом, но в некоторых случаях они могут сохраниться в течение всей жизни. При выявлении такого типа страхов после консультации с психиатром же-

214

лательно проведение психокоррекционных мероприятий. (Подробнее о психокоррекционных мероприятиях см. гл. 12.)

К другой группе фобических состояний относится страх смерти. Он может быть направлен на себя — подросток бо­ится заразиться, заболеть СПИДом или онкологическими заболеваниями. Чаще страх направлен на других людей — подросток боится смерти матери по какой-либо причине или боится своими действиями причинить ущерб здоровью окружающих. Эти страхи часто сопровождаются возникно­вением защитных ритуалов: мытьем рук, совершением все­возможных «охранительных действий» (постукивание по мебели, ходьба по определенным линиям пола и т. д.). Эти ритуальные действия выполняются подростком «чтобы ни­чего не случилось», а если выполнить их не удается, возни­кает интенсивное чувство тревоги. При патопсихологичес­ком обследовании этих подростков выявляется, что их пси­хические процессы находятся в границах нормы. Иногда отмечается легкая инертность, недостаточность переключа­емое™ внимания. При обследовании по методике ПДО пре­обладает психастенический тип акцентуации, иногда шизо­идный или сенситивный. Описания картин ТАТ, методика «неоконченных предложений» позволяют уточнить содержа­ние страхов.

При отсутствии лечения и психокоррекционной работы ритуалы могут закрепляться и сохраняться на всю жизнь. При усилении чувства тревоги они могут изменяться, ста­новиться более вычурными, заметными для окружающих. Во всех случаях невроза с ритуальными действиями обяза­тельна консультация психиатра, так как нужно провести диф­ференциальную диагностику с начальными формами ши­зофрении.

К специфическим подростковым состояниям относятся такие явления, как нервная анорексия (упорное стремле­ние к похудению) и дисморфомания (уверенность в нали­чии уродства, дефекта внешности). Эти состояния могут быть признаками иных психических заболеваний (прежде всего шизофрении), но также встречаются и как пограничные со­стояния. Их возникновение связано с естественным для под­ростков желанием быть внешне привлекательным, соответ­ствовать идеальным представлениям о человеке. Отклоне-

215

ния от этого идеала (несколько избыточная масса тела, боль­шие уши, кривые ноги и т. д.) воспринимаются как страш­ное уродство, и подросток прилагает все усилия по «ис­правлению» имеющегося (или воображаемого) дефекта. Боль­шую роль в развитии этих состояний играют неосторожные замечания со стороны значимых для подростка людей: пе­дагогов, родителей, иногда сверстников.

Нервная анорексия. Это состояние характеризуется упор­ным стремлением к похудению, убежденностью в излиш­ней массе тела. Такая болезнь описана в исследованиях М.В. Коркиной.

Нервная анорексия обычно возникает у девочек 12—15 лет с несколько ускоренным темпом полового созревания. Для этих подростков характерно сочетание эпилептоидного типа акцентуации с чертами демонстративности, высокой конформностью. Иногда при обследовании по ПДО отмеча­ется повышение индекса маскулинности над феминностью. Благодаря такому типу личности, девочки обычно хорошо учатся, отличаются большой усидчивостью и настойчивос­тью. В подростковом возрасте, за счет быстрого полового созревания, у таких девочек отмечается несколько избы­точная масса тела. Для возникновения анорексии бывает до­статочно шуток сверстников, высказываний учителя о том, что полнота безобразна. В некоторых случаях не удается об­наружить таких психотравмирующих факторов, а девочка сама приходит к выводу о том, что ее внешность не соот­ветствует идеалу. После этого девочка начинает стремиться к похудению, ограничивает себя в пище. Если в начале эти ограничения касаются в основном калорийной, углеводной пищи, то затем распространяются на все блюда. Иногда ди­ета отличается вычурностью; например, одна из девочек принимала «только жидкую пищу», питалась кофе и бульо­ном. При некоторых видах анорексии пища не ограничива­ется, но после еды вызывается обильная рвота. Помимо ре­жима питания, девочки усердно занимаются изнурительными физическими упражнениями: часами наклоняются, присе­дают и т. д. Это приводит к быстрому снижению массы тела, но, несмотря на это, они не прекращают голодания и за­нятия физкультурой. Аппетит в начале заболевания нор­мальный, затем несколько снижается. Из-за физического

216

истощения у девочек прекращаются менструации, нару­шается работа эндокринных желез, усиливается рост во­лос по всему телу. Хотя масса тела значительно снижается (при росте 160 см она может доходить до 28 кг), девочки продолжают воспринимать себя как полных, бояться по­полнеть, после каждого приема пищи чувствуют, что «жи­реют». При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов в сочетании с неко­торой инертностью. Нарушений памяти и интеллекта обыч­но нет. В таких случаях нужно исследовать процесс мышле­ния, так как иногда анорексия встречается при других за­болеваниях (в частности, при шизофрении). Самооценка резко занижена по параметру «внешность», при адекват­ной самооценке по всем остальным параметрам. Проекции «прошлого, настоящего, будущего» связаны только с из­менениями массы тела и красотой. При описании картин ТАТ иногда отмечается недостаточное отождествление с женскими персонажами, некоторая инфантильность моти­вации. В картине семейных отношений преобладает холод­ность, формальность взаимоотношений с матерью при боль­шой эмоциональной насыщенности и конфликтности от­ношений с отцом.

В ходе лечения в стационаре, систематически проводи­мой психокоррекционной работе удается изменить представ­ление девочек о красоте, добиться увеличения массы тела до нормы. В дальнейшем некоторые девушки продолжают сохранять вес на нижней границе нормы, некоторые пол­ностью выздоравливают, но бывают случаи резкого увели­чения веса с сопутствующей депрессией. После лечения де­вочки нуждаются в периодическом наблюдении психолога, так как психотравмы, периоды депрессий могут привести к возобновлению анорексии. Если признаки анорексии воз­никают у мальчиков, то необходима срочная консультация психиатра, так как в большинстве случаев это служит сим­птомом психического заболевания.

По механизмам, сходным с анорексией, возникает дис-морфомания. Как уже отмечалось, иногда она основывается на реальных, но малозаметных недостатках внешности (вес­нушки, оттопыренные уши и т. д.), но бывает и не связана с какими-либо реальными причинами. Подростки в зависи-

217

мости от своей настойчивости и наличия искажений мыш­ления изобретают различные способы борьбы с этим «урод­ством». Иногда это специальные прически, одежда и т. п., в некоторых случаях подросток может стремиться к хирурги­ческому исправлению «дефекта». В более тяжелых случаях борьба со своим недостатком принимает нелепый, вычур­ный характер: подросток перестает выходить из дому, так как «все обращают на него внимание», закрывает лицо плат­ком, надевает на нос прищепки («для исправления его фор­мы») и т. д. Рациональному разъяснению убежденность в наличии дефекта практически не поддается. При обраще­нии подростка или его родителей с жалобами такого рода необходима срочная консультация психиатра.

При патопсихологическом обследовании нарушения со стороны памяти и внимания обычно не обнаруживаются. Обязательно тщательное исследование процессов мышле­ния, так как достаточно часто встречаются искажения (в виде разноуровневости, разноплановости суждений, ори­ентации на слабые признаки и т. д.). Самооценка занижена. При обследовании по ПДО отмечается шизоидный, сенси­тивный, иногда лабильный или психастенический тип ак­центуации. При описании картин ТАТ иногда отмечаются нарушения эмоционального восприятия, проекции идей отношений.

При пограничном уровне расстройств и своевременном лечении возможно благополучное выздоровление. При пси­хотическом уровне необходимо длительное лечение и дина­мическое наблюдение районного психиатра.

Одной из задач школьного психолога является консуль­тирование подростков с отклоняющимся поведением и на­правление их на обследование к психиатру, в случае обна­ружения проявлений психических заболеваний.