Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2012-1blischenko

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
7.02 Mб
Скачать

Если с законностью тут все более или менее ясно, то возникает главная проблема, кто будет судить о легитимности государства и его власти.

Профессор С.В. Черниченко считает, что «в межгосударственной сфере государства их власти, как правило, сами оценивают собственную легитимность»1.

Действительно, декларативная теория признания, которая отражает реальное состояние межгосударственных отношений и является господствующей, основана на том, что государство как субъект международного права или представляющая его власть существуют независимо от их признания другими участниками межгосударственных отношений и что акт признания носит констатирующий характер.

Однако, нам представляется, что последнее слово все-таки принадлежит международному сообществу. Речь идет о междуна- родно-правовой оценке легитимности появления нового государства или власти в государстве, возникшей неконституционным путем. Более того, мировое сообщество обладает определенными международно-правовыми средствами, способными повлиять на нелегитимное государство или власть (в качестве примера можно привести свержение режима талибов).

Как пишет западный профессор Ф. Тесон, международноправовая легитимность «должна предписывать, чтобы государства уважали права человека как предварительное условие для присоединения к международному сообществу»2.

Во-вторых, полномочия имеют правомерную основу в том случае, если соответствующее решение принимается в ходе определенных процедур, которые отвечают соответствующим требованиям и являются законными. Нормы, касающиеся состава и создания учреждения, а также нормы и правила, касающиеся процессов принятия решений, следует рассматривать именно с этой точки зрения.

1Черниченко С.В. Очерки по философии и международному праву / На-

уч. ред. В.Е. Чертихин. — М., 2002. — С. 747.

2Teson F.R. A philosophy of International Law. — Boulder, Colo, 1998. — P. 2.

221

Например, согласно п. 3. ст. 27 Устава ООН, решения Совета Безопасности по непроцедурным вопросам «считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включающие совпадающие голоса всех постоянных членов» (правило единогласия). Несмотря на то, что правило единогласия с самого начала создания ООН вызывает горячие споры среди странучастниц, но именно оно является механизмом сдерживания и противовесов и служит инструментом для выработки и принятия взвешенных, согласованных решений, которые будут правомерными.

Кроме того, полномочия будут правомерными в том случае, если орган действует в рамках своей компетенции и изначально полученного мандата.

Так, Совет Безопасности ООН, к сожалению, нередко расширительно толкует свои полномочия, закрепленные в гл. VII Устава ООН. Опираясь на эти нормы, Совет Безопасности, по крайней мере, в двух случаях выступал в качестве международного законодателя: в отношении борьбы с международным терроризмом1 и нераспространением оружия массового уничтожения2. Учреждение уголовных судов ad hoc (Международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде) также можно рассматривать как действия по установлению новых правовых норм. Даже с учетом того факта, что законотворческая деятельность Совета Безопасности ООН осуществлялась в русле процессов, которые не отличались от обычных процедур принятия решений в процессе деятельности этого органа, а различие между функциями применения законов и их принятием часто было неявным и относительным, нельзя не отметить очевидность того, что те решения Совета Безопасности, о которых идет речь, являются изряда вон выходящими.

1S/Res.1373 (2001), 28 September 2001; S/Res.1540 (2004), 28 April 2004; S/Res.1673 (2006), 27 April 2006.

2См.: Abi-Saab G. The Security Council as legislator and as Executive in its fight against Terrorism and against proliferation of Weapons of mass destruction: The question of legitimacy // Legitimacy in International Law / R. Wolfrum and V. Röben (eds.). — 2008. — P. 109.

222

В связи с этим возникает нерешенная проблема: Является ли первоначальное согласие государств — членов ООН, выраженное ими при ратификации Устава ООН, адекватным механизмом обеспечения правомерности?

И, в-третьих, полномочия могут быть легитимированы, исходя из полученного в итоге их осуществления результата. В том случае, если деятельность какого-то конкретного полномочного органа, например, международного суда или трибунала, учрежденного в соответствии с действующими нормами и принимающего решения в соответствии с установленными процессуальными правилами, не приводит к результатам, которые ожидает от него международное сообщество, в интересах которого он и был создан, то, в конечном итоге, это может привести к постепенной утрате данным органом своей правомерности. В этом смысле показательными являются пример и судьба Комиссии ООН по правам человека. Разочарование государств — членов ООН деятельностью этой Комиссии привело к ее роспуску и учреждению нового органа — Совета ООН по правам человека.

Так, исходя из анализа трех вышеназванных элементов, можно оценить полномочия различных субъектов международных отношений с точки зрения правомерности.

Нужно отметить, что ученые сегодня серьезно обеспокоены дефицитом правомерности в международном праве в целом и особенно в деятельности международных организаций и институтов глобального управления.

Приведенные примеры демонстрируют общие тенденции, функционирования международных организаций на современном этапе, характеризующиеся, прежде всего, расширением круга полномочий и функций международных организаций зачастую путем превышения изначально полученного мандата1.

Означают ли происходящие в международном праве изменения, что оно утратило в целом или частично необходимую юриди-

1 См.: Alvarez J.E. Constitutional interpretation in international organizations // The legitimacy of International Organizations / Coicaund J.-M., Heiskanenn V.V. (eds). — UN University, 2001. — P. 18.

223

ческую силу, обеспечивающую его исполнение и являющуюся основой его легитимности?

К сожалению, многие западные исследователи сегодня отвечают на этот вопрос положительно.

А что касается путей дальнейшего развития международного права с целью укрепления его легитимности, то здесь можно выделить два подхода к данной проблеме, диаметрально противоположных по своей сути.

Сторонники первого подхода считают, что международному праву не хватает законности, в частности в сравнении с национальным демократическим управлением, и по этой причине «международное право следует наделить меньшими властными полномочиями»1. Развитие международного права и повышение его правомерности сторонники данного подхода видят в усилении влияния национальных парламентов и национальных исполнительных органов на международные отношения.

Приверженцы другого подхода, напротив, полагают, что в результате происходящих в мире глобальных изменений, возникает необходимость в увеличении роли международного права в целом и изменении статуса международных учреждений — их влияние и уровень ответственности должны быть повышены в целях создания структур, которые возьмут на себя выполнение государственных функций2. Современное международное право вышло на новый качественный уровень, который можно охарактеризовать как международное правление, правомерность которого необходимо признать.

Так или иначе, очевидно, что проблема укрепления и обеспечения легитимности современного международного права приобретает все большую значимость.

1См.: Young E.A. The Trouble with Global Constitutionalism // Texas International Law Journal. — 2003. — № 38. — P. 527; Rabkin J. Law Without Nations? Why Constitutional Government Requires Sovereign States. — Princeton University Press, 2005. — P. 69–70.

2См.: Falk R., Strauss A. On the creation of a Global Peoples Assembly: Legitimacy and the Power of popular sovereignty // Stanford Journal of International Law. — 2000. — № 36. — P. 191.

224

Применение права — привилегия государств, и именно государства должны обеспечивать необходимую легитимность права. Согласие государств и использование национальной процедуры для имплементации международных обязательств, включая последующее одобрение полномочными национальными учреждениями, являются главным источником обеспечения правомерности. Дополнительные возможности могут быть изысканы и на международном уровне. Основной упор тут должен делаться на усилении правомерности в деятельности органов международного правления и их обязанность действовать строго в рамках первоначально полученных полномочий.

Исключительно важно, чтобы исправление ситуации с легитимностью в международном праве было нацелено на поиск решений в пределах существующих правовых рамок.

225

ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Маня Елена (Румыния)

аспирантка кафедры международного права Российский университет дружбы народов

Принцип сотрудничества государств является одним из принципов международного права, под которыми понимаются «либо наиболее общие нормы права, либо принципы — идеи»1. В международных правовых актах и в доктрине их называют поразному: «общие принципы международного права», «общепризнанные принципы международного права», «императивные принципы международного права», «основные принципы международного права»2. Эти принципы едины для международного права, для национально-правовых систем и для всех основных школ международного права.

Принципы международного права — это наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, являющиеся критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств. Среди них выделяют основные принципы международного права — основополагающие императивные универсальные нормы междуна-

1См.: Курс международного права. В 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права / Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкин, Б.М. Клименко и др. — М.: Наука, 1989. — С. 5.

2См.: Международное право. — М.: Межд. отношения, 2000. — С. 47.

226

родного права, отвечающие основным закономерностям развития сообщества государств и, в силу этого, защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения1.

Вдоктрине международного права принято выделять десять универсальных принципов: принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип разрешения международных споров мирными средствами; принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип суверенного равенства государств; принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип уважения прав человека и основных свобод.

Всоответствии с императивами принципа сотрудничества государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на правомерный отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом или высшими интересами государства. Он заложен в основу деятельности международных организациях в качестве одного из основных принципов современного международного права. В случаях, предусмотренных международными договорами, государства могут устанавливать льготные режимы сотрудничества, как, например, Евросоюз, Содружество Независимых Государств или Британское Содружество.

Принцип сотрудничества составляет также обязанность государств сотрудничать друг с другом. Они обязаны сотрудничать с учетом всех принципов международного права, т.е. равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства в осуществление внешней или внутренней политики государства. Выгода от сотрудничества должна быть взаимной, а сотрудничество должно служить благу всех государств. Сотрудничество содействует взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений

ивсеобщего мира2.

1Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. —

М.: Проспект, 2004. — С. 97.

2Там же. — С. 114.

227

Принципы международного права постоянно находятся в развитии в связи с дальнейшим развитием международных отношений. Во второй половине ХХ в. большинство принципов международного права были закреплены в Уставе ООН, который суть воплощение идеи международного сотрудничества для достижения провозглашенных в нем целей и, одновременно, утверждение обязанности международного сотрудничества как принципиальной основы взаимоотношений государств.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2). Члены ООН провозгласили в преамбуле Устава решимость объединить свои усилия для достижения провозглашенных в ней целей. Объединение усилий, сотрудничество народов для поддержания международного мира и безопасности и содействие «экономическому и социальному прогрессу всех народов», как сказано в преамбуле, — основная цель создания ООН.

Обязанность государств сотрудничать между собой и с Организацией установлена в целях поддержания международного мира и безопасности. Государства обязались в этих целях «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии» (п. 1 ст. 1). Члены ООН обязались оказывать Организации всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого Организация предпринимает действия превентивного или принудительного характера (п. 5 ст. 2).

Принцип международного сотрудничества государств — первооснова обеспечения экономического и социального прогресса в мире. Так, ООН призвана осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ст. 1).

В рамках сотрудничества, по общему согласию, государствачлены ООН возложили на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и

228

согласились в том, что при исполнении своих обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24).

Важность обязанности сотрудничать в этой области подчеркивается и тем, что на Генеральную Ассамблею возложена задача рассматривать «общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности», в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружение (ст. 11). Отрешение от сотрудничества государств является одной из самых суровых санкций (ст. 5, 6, 40, 41).

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. Так, принятая в 1969 г. Венская конвенция о праве международных договоров, основываясь на положениях Устава ООН, дала понятие основного принципа, определила место основных принципов в системе международного права, отметила присущие им признаки и характер взаимодействия с другими нормами.

Толкование основных принципов дается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. Излагая принцип сотрудничества государств, Декларация подчеркивает его центральное положение в ряду основополагающих международноправовых принципов Устава ООН. Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права следующим образом определяет содержание принципа сотрудничества государств:

а) государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

б) сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;

в) государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

229

При этом четко определяются правовые рамки межгосударственного сотрудничества.

Другим важным источником принципов международного права является Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Сотрудничество государства в обеспечении мира и безопасности в Европе, в области экономики, науки и техники, окружающей среды, а также в гуманитарных областях есть цель и содержание достигнутых на Совещании договоренностей. Заключительный акт содержит десять основных принципов международного права, которыми государ- ства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. В их числе фигурирует и такой принцип как «сотрудничество между государствами».

Следует подчеркнуть, что основные принципы международного права возглавляют не только систему международного права; будучи включены в нормативно-правовые документы стран мирового сообщества, они воздействуют на нормы национальных правовых систем, иллюстрируя тем самым связь обеих правовых систем.

Очевидно, что лишь на основе активного сотрудничества всех государств можно обеспечить поддержание и укрепление международного мира и безопасности. Международный опыт показывает, что только в условиях международной разрядки, готовности разрешать разногласия и споры между государствами не силой, а мирными средствами, определенного доверия и умения считаться с законными интересами друг друга, можно добиться разрешения международных экономических проблем.

230