Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ф-я ш-ы2.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
710.66 Кб
Скачать

Вопрос 36

Маркс

Поэтому социальная детерминация личностного Я человека всегда наличествует, но вовсе не становится, по Марксу, столь же стопроцентной, как детерминация природная. В современном ему обществе Маркс видел узкий выход из сферы социального детерминизма в полосе социально случайного. Индивид в этом смысле обладает свободой и выбором, может встать на сторону "добра" или на сторону "зла", приблизиться к гуманистическому идеалу (по Фейербаху) или отклониться в сторону штирнеровского "эгоиста". Тем не менее Маркс вовсе не старался возвыситься над вековой схваткой добра и зла, "самоотверженности" и "эгоизма". Если ни о человеческом роде, ни об отдельном индивиде не следует выражаться в этих морально-философских категориях, то все же можно оценивать и квалифицировать эпохи, нравы, социальные параметры "обстоятельств" жизни людей. И диагностировать этим большую или меньшую степень тяготения людей к тому или иному полюсу

Вопрос37 Дать краткий сравнительный анализ каким-либо двум общественным учениям современности: формационно-реляционное (марксизм), цивилизационное (О. Шпенглер, П. Сорокин, A. Тойнби), индустриальная и постиндустриальная концепция (P. Арон, У.

Марксизм

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что и приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.

Шпенглер

Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп из восьми «органических» культурно-исторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магической (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая – культура будущего, русско-сибирская. Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер пытался доказать два тезиса в отношении этих культур. Согласно первому тезису, все культуры, которые он рассматривал как «организмы», следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая разворачивается в продолжение одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, аналогично соотносятся Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты. Согласно второму тезису, каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная «фаустовская» душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите.

Сорокин

В свое время П. Сорокин обратил внимание на то, что цивилизации различаются между собой прежде всего “доминантными формами интеграции”. Поэтому цивилизационный подход может быть ориентирован на поиск “доминантной формы” социальной интеграции (“цивилизационной матрицы”), т.е. того, что объединяет локально-исторический ареал в одно целое и делает его уникальным. В этом плане в качестве “доминантной формы интеграции” разных цивилизаций выступают различные основания. позиций такого подхода можно описывать поликультурные цивилизации, такую, например, как российская, характерной чертой которой является интенсивное взаимодействие многих уникальных культур и почти всех мировых религий.

Кроме того, каждой цивилизации присущи также специфические культурные архетипы и определенный генотип социального развития. Именно по этим параметрам можно выявлять различия между цивилизациями как локально-историческими образованиями.

Арон

В экономической науке происходящие изменения в обществе получили отражение в концепциях "индустриального общества" (Р. Арон, У. Ростоу), "нового индустриального общества" (Дж. Гелбрейт), "постиндустриального общества" (Д. Белл). Все указанные концепции исходят из того, что ведущим фактором развития современного общества стала НТР. Именно научно-техническая революция меняет структуру экономики и социально-профессиональную структуру общества, приводит к изменению характера труда, создает условия для повышения уровня жизни населения. Поскольку материальные потребности оказываются в значительной мере удовлетворенными, это находит отражение в изменении воспроизводственных пропорций, в частности, сокращении доли производства материальных благ и увеличении доли производства услуг. Структура занятости население западных стран свидетельствует о неуклонном сокращении числа занятых в аграрной и промышленной сфере и росте занятых в сфере торговли, бытового обслуживания, банковской сфере, образовании, науке, культуре.