Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по литературоведению.docx
Скачиваний:
44
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
307.72 Кб
Скачать

35 Точка зрения и её разновидности. Смена точки зрения и композиция эпич. Произведения

Понятие появилось в XX в. в связи с изучением повествовательных произведений (нарратологией).

Как инструмент анализа композиции, точка зрения применима к тем произведениям, где есть система рассказчиков («Выстрел» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова) или (что есть более трудный для анализа случай) где повествование от третьего лица окрашивается попеременно в тона восприятия разных персонажей.

«Воскресенье» Л.Н.Толстого: 1, 2 глава – посвящены Катюше

3 – утро Нехлюдова.

«Дмитрий Иванович Нехлюдов…лежал ещё на высокой пружинной с высоким тюфяком, смятой постели и, расстегнув ворот голландской чистой ночной рубашки с заутюженными складочками на груди, курил папиросу». Фразеологически это наблюдение принадлежит человеку круга Нехлюдова, знающему толк в принадлежностях туалета, идеологически направлено против него.

«Выбрав из десятка галстуков и брошек те, какие первые попадались под руку, - когда-то это было ново и забавно, теперь совершенно всё равно…». Точка зрения автора, повествовавшего в 1й главе о губернской тюрьме.

Внутренние думы Нехлюдова, угрызения совести по поводу возможной женитьбы. Точка зрения Нехлюдова.

+ Ядовитые замечания Толстого. «…у него в это самое время была с замужней женщиной связь, которая, хотя и была разорвана с его стороны, не была признана разорванной ею».

Гибкая и эластичная форма повествования от третьего лица позволяет писателю то отдаляться от персонажа, то внутренне приближаться к нему.

Может присутствовать т.н. «скользящая точка зрения», когда точка зрения повествователя сменяется точкой зрения персонажа (совет в Филях глазами девочки Малаши, и в то же время присутствует голос всеведущего Толстого за кадром). Используется несобственно-прямая речь, так что голоса повествователя и действующего лица сливаются воедино.

Выбор писателем точки зрения как доминанты в освещении того или иного эпизода, смена повествовательных перспектив мотивирована предметной композицией: расстановкой в произведении персонажей, воплощающих разных характеры, представляющих социальные полюса.

36 Сюжет и его композиция в эпике и драме. Разграничение в русской формальной школе фабулы и сюжета

Сюжет – цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных измерения, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Воссоздаваемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения и тем самым неотъемлемое «звено» его формы. Сюжет – организующее начало большинства произведений драматических и эпических (дальше речь только о них).

Как правило, в тексте сюжет выдвигается на первый план и определяет собой построение и композицию произведения, всецело сосредотачивает внимание читателя. Бывает, что событийный ряд как бы уходит в подтекст, изображение событий уступает место изображению впечатлений, воспоминаний, раздумий и переживаний героев («Сны Чанга» Бунина).

Сюжет обладает уникальным диапазоном содержательных функций:

  1. Запечатлевает картину мира

Классический тип видения мира – бытие исполнено смысла, даёт пищу надеждам, душевной просветленности и радости, упорядочено, гармонично (литература прошлых столетий – в том числе и трагедии).

Неклассический тип видения мира – устрашающее, безысходное бытие, хаотическое, располагает к душевному мраку и отчаянию (Кафка, Сартр, Камю).

  1. Воссоздают жизненные противоречия – без конфликта в жизни героев сюжет невозможен. По сути сюжет не идилличен, это – динамическая, развивающаяся структура, тяготеет к драматизму.

  2. Воссоздает волевое начало в человеке – событийный ряд создает поле действия для персонажа, позволяя ему разнопланово и полно раскрыться перед читателем в поступках, а также в эмоциональных и умственных откликах на происходящее («Тарас Бульба» Гоголя).

Сюжеты:

  1. Концентрические. На первый план выдвинута одна событийная ситуация, в которой одно действие предопределяет развитие другого, располагаются в причинно-следственном порядке; соблюдено единство действия.

Она назвалась принцессой. Чтобы проверить это, её заставили спать на сорока простынях, в которых была спрятана одна горошина. Когда утром её спросили, как ей спалось, она ответила, что ужасно. Поэтому её признали настоящей принцессой, и принц женился на ней.

  1. Хроникальные. Разворачиваются независимые один от другого событийные узлы, имеющие свои «начала» и «концы»; события располагаются не в причинно-следственном, а в хронологическом порядке.

Она назвалась принцессой. Её приняли и уложили спать на сорока простынях, в которых была спрятана одна горошина. Утром она сказала, что ужасно плохо спала. Её признали принцессой, и принц женился на ней.

Примеры: «Мёртвые души» Гоголя, «Дон Кихот» Сервантеса, вообще произведения-путешествия.

Наиболее глубоко укоренены в литературе сюжеты концентрические, которые выявляют конфликт в его устремленности к разрешению и исчезновению: от завязки действия к развязке.

«Отелло» Шекспира.

Интрига Яго Душевная драма Отелло  Убийство Дездемоны  Развязка

Типичный сюжет:

Нарушение гармонии  Борьба противоположностей  Восстановление гармонии (Гегель)

Недостача искомого  Борьба героя и антагониста  Получение искомого (скелет сказки по Проппу)

В баснях развязку сюжета диктует дидактизм и морализирование (гармония м.б. восстановлена, да герой останется ни с чем). В общем, развитие сюжета во многом может предопределяться жанром. В сказках действия героев позитивно значимы и успешны. А в финалах большей части новел Возрождения (см. Боккаччо) торжествуют хитрые и ловкие пройдохи.

Иногда процесс восстановления гармонии называют медиацией (гнилое западное структуралисткое литературоведение).

В традиционных сюжетах немалую роль играют перипетии – внезапные и резкие сдвиги в судьбе персонажей, повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудаче и наоборот. В сюжетах с обильными перипетиями воплощается представление о власти над человеческими судьбами всевозможных случайностей. «Общее место» - сетование на непостоянство судьбы, Фортуны и др.Случайности встречаются, например, в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» (из-за рокового стечения обстоятельств герои погибают). Но случай в традиционных сюжетах никогда не господствует безраздельно. Необходимый финальный эпизод успокаивает и примиряет, обуздывает хаос событийных хитросплетений и вводит течение событий в надлежащее русло, над разного рода отклонениями и нарушениями берёт верх благой миропорядок.

Сюжеты

  1. С локальным конфликтом. Конфликтная ситуация разрешается, гармония восстанавливается. Перипетии как бонус для занимательности.

  2. Отражающие устойчивое конфликтное состояние мира. Ориентированы не столько на показ возмещения «недостачи» героем, сколько на изображение состояния человеческого мира в его сложности, многоплановости и неизбывной, устойчивой конфликтности

«Дон Кихот» Сервантеса

«Горе от ума» Грибоедова

«Евгений Онегин» Пушкина

В драме: Ибсен (см.Б.Шоу «Квинтэссенция ибсенизма»),

Чехов («внутреннее действие»).

Часто сюжет, отражающий устойчивое конфликтное состояние мира тяготеет к хроникальному, т.е. к не обусловленному причинно-следственно.

Русская формальная школа разграничила понятия «фабула» и «сюжет».

В.Б.Шкловский «фабула – лишь материал для сюжетного оформления»

Б.В. Томашевский «фабула – совокупность событий в их взаимной внутренней связи»

«сюжет – художественно построенное распределение событий»

Л.С.Выготский «фабула – диспозиция» (события в хронологической последовательности)

«сюжет - композиция» (события в той последовательности, в какой организовал их автор)

Приёмы повествования, сюжетные инверсии, включение свободных эпизодов (описаний, которые в общем несущественны для целой структуры произведения) – знак авторского присутствия в тексте.

Пример: «Лёгкое дыхание».

Фабула имеет завершение, сюжет может не иметь ни завершения (открытый финал – «Ревизор» Гоголя, «Евгений Онегин» Пушкина), ни чётко фиксируемого начала (где начинается история Николеньки Иртеньева? Нет указания на конкретное время, только многократно повторяющиеся действия).