Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Восток Запад2, учебник, эк.история, Козлов.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
3.68 Mб
Скачать

5 Коммерциализация хозяйственной сферы

Экономическое развитие Европы в XVI – XVIII вв. характеризовалось чередованием периодов плавного роста и резких спадов, вызванных династическими и религиозными войнами. Вплоть до промышленного переворота сохранялось количественное преобладание натурального сектора, и крестьянство составляло большинство населения. Однако удельный вес промышленности имел очевидную тенденцию к росту. Особенно быстро развивались в это время торговля и кредит, не только в традиционных, но и в качественно новых, неизвестных ранее формах. Уникальность европейских институтов рыночной экономики предопределила ведущую роль Европы в мировом товарообороте. Вместе с тем торговля и кредит стали локомотивами прогресса в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте. Косвенным доказательством этому служит факт отсутствия ощутимого технологического превосходства Европы над цивилизациями Азии в рассматриваемую эпоху торжества европейской экспансии. Именно превосходство европейских институтов рынка над традиционными азиатскими структурами явилось основой гегемонии Европы. Одновременно развитие рыночных форм на европейском континенте способствовало углублению специализации общественного производства, повышению его эффективности и гибкости.

5.1 Проблемы и прорывы в аграрном секторе

Аграрный сектор являлся хозяйственной основой и всей Европы в целом, и каждого её крупного региона в отдельности. В нём было занято от двух третей трудоспособного населения на западе (в Нидерландах) до 90-95 % на востоке и севере континента. Сохранялось и господство натуральных форм ведения сельского хозяйства: подавляющее большинство продуктов потреблялось на месте их выращивания. По данным Ф. Броделя, удельный вес товарного зерна, перевозимого в Средиземноморье, составлял в XVI в. не более 1 % от произведённого.

Основные продукты питания приготовлялись изо ржи, а также из ячменя и овса, занимавших самые значительные посевные площади. Пшеничный хлеб был доступен только более-менее состоятельному меньшинству. Показателем некоторого прогресса в земледелии стал переход в ряде районов к многополью, чему способствовало культивирование завезённых из Америки растений – кукурузы, картофеля и др.

Не произошло радикальных изменений и в используемых земледельцами орудиях труда, разве что шире стало использоваться относительно подешевевшее железо, заменявшее в конструкциях те детали, которые (из экономии) ранее делались деревянными. Абсолютное господство ручного труда оставляло мало шансов на существенное повышение его производительности. Действие ряда других факторов способствовало даже его снижению в XVI – XVII вв. по сравнению с предшествовавшими столетиями.

Исчерпание земельного фонда В это время Европа вновь подошла к пределу достижимого на экстенсивном пути развития хозяйства. Средняя урожайность зерновых (1:5) на окультуренных участках не обеспечивала продовольственным минимумом заметно выросшее население. Отсюда шла распашка пустошей, а в ряде регионов – и пастбищ. Последовавшее за этим сокращение поголовья скота вело к предельному снижению продуктов животноводства в рационе большинства европейцев и, вдобавок, к уменьшению объёма фактически единственного удобрения (навоза) для поддержания плодородия почвы. Возник своего рода порочный круг причин и следствий.

Снижение производительности земли сопровождалось сокращением средней площади сельхозугодий, приходившейся на одного работника, вызванное относительной перенаселённостью. Это позволяло вести более тщательную обработку почвы, подталкивало к увеличению расхода семян на единицу посевной площади, что способствовало некоторому увеличению валовой продукции. Однако средний объём её выработки в расчёте на одного земледельца сокращался. Всё это является наглядной иллюстрацией действия одного из самых общих экономических законов, гласящего, что последовательное наращивание одного фактора производства (Труда, в данном случае) при неизменности других (Земли, в первую очередь) ведёт к увеличению общего объёма продукции, но с определённого момента обусловливает её сокращение в пересчёте на одного работника.

Следствиями нараставшего дефицита продовольствия как всегда явились участившиеся эпидемии и войны, возвращавшие численность населения на приемлемый в данных условиях уровень. Вместе с тем рос импорт зерна в Западную Европу с востока континента, преимущественно из Прибалтики. В Средиземноморье основным поставщиком зерна становится Южная Италия, прежде всего – Сицилия.

Динамика сельскохозяйственного производства в отдельных регионах была различной. В Испании наблюдался абсолютный упадок в аграрной сфере. Действия общих для всей Западной Европы неблагоприятных обстоятельств усугубилось здесь ещё и антиэкономической, по сути, налоговой политикой королевской власти, не создававшей стимулов собственным земледельцам. Именно Испания стала основным импортёром сицилийского зерна. В других регионах прослеживался определённый застой в сельском хозяйстве. Но в Нидерландах и Англии аграрный сектор находился на подъёме, связанным с изменением форм землевладения, форсированным развитием рыночных структур и капитализацией земельной ренты.

Прогрессивные тенденции коммутации ренты, к отмене барщины, ослаблению личной, внеэкономической зависимости крестьянства были характерны для всей Западной Европы. В большинстве её регионов увеличивались слои крестьян-собственников земли и арендаторов. Однако этот рост имел весьма скромные размеры. К тому же усиление хозяйственной самостоятельности крестьян, сокращение реальных размеров их выплат феодалам в результате «революции цен», в ряде мест более чем «компенсировались» увеличением налогового бремени (Франция, Испания, Португалия), внедрением грабительской системы аренды на принципах испольщины со стороны городских богачей, в массовом масштабе скупавших земли (Италия).

Пробы интенсификации Устойчиво возраставшая продуктивность сельского хозяйства в Нидерландах не имела своим источником какие-либо изначальные, природные преимущества их угодий. Скорее, напротив: динамичный рост сельскохозяйственного производства здесь оказался связанным с проблемами и трудностями, которые пришлось решать ещё в Средние века при освоении незащищённых от океана, переувлажнённых от природы земель. Необходимость проведения работ по осушению территории, её защиты от морской стихии существенно умеряла хозяйственную прыть феодалов. Отсюда – высокая степень личной свободы крестьян, облагораживавших угодья на свой страх и риск, метр за метром отвоёвывавших сушу у океана. Порождённые специфическими природными и общественными условиями инициативность и трудолюбие голландских крестьян стали главными факторами сельскохозяйственного подъёма в стране.

Дополнительный толчок аграрное производство в Нидерландах получило в XV в., благодаря ускорившемуся росту городов, связанному с развитием текстильной промышленности. Локомотивом сельскохозяйственной перестройки в XVI в. стала и высшая в Европе включённость страны в международную торговлю. Вместо того чтобы выращивать сельхозпродукты преимущественно для собственного потребления, как это делалось повсюду, голландские крестьяне стремились как можно больше выставить на продажу. В ряде случаев они полностью продавали выращенную пшеницу, закупая для собственного потребления значительно более дешёвую рожь, привозимую из Прибалтики. Многие крестьяне специализировались на производстве животноводческой продукции с высокой добавленной стоимостью (знаменитые голландские сыры). Упор на животноводство, с одной стороны, требовал расширения выращивания кормовых культур, а с другой – обеспечивал большое количество органических удобрений, необходимых для сохранения плодородия почвы. Спрос на удобрения в условиях интенсивного ведения хозяйства был настолько велик, что ряд предпринимателей специализировались на сборе городских отходов и голубиного помёта. Это, кстати сказать, способствовало и непривычной для остальной Европы чистоте голландских городов.

Голландский опыт организации сельскохозяйственного производства нашёл частичное применение в Англии. Правда здесь, в отличие от Нидерландов, ключевая роль в перестройке аграрных отношений на рыночной основе принадлежала не крестьянам, а помещикам. Мощным толчком к разрушению феодальной собственности на землю в Англии стал устойчиво высокий спрос на шерсть со стороны текстильщиков Голландии, Северной Франции и Италии. Расширяя площади пастбищ, английские дворяне изымали из крестьянского пользования прежде общие угодья, отгораживая свои владения частоколом. Всеми законными и незаконными средствами крестьян выживали с их держаний, и под пастбища пошла значительная часть пахотной земли. К «раскрестьяниванию» подталкивала помещиков и «революция цен», снизившая реальную величину феодальной ренты. «Освобождённый» от земли крестьянин, естественно, освобождался и от обязательств по отношению к помещику, становился лично свободным человеком - свободной «рабочей силой» для предпринимателей. Такое было невозможно в Азии, где власти обязывали крестьян обрабатывать свои участки.

Место лично зависимого крестьянина часто занимал фермер, арендовавший землю в соответствии с её реальной стоимостью. В отличие от традиционного крестьянского хозяйства, условием существования фермера было извлечение прибыли, достижимой на путях рационализации и специализации сельскохозяйственного производства. Ориентация производства на рынок логично сопровождалась ликвидацией всякой патриархальщины, свойственной феодальной эпохе. В этом суть аграрного переворота, обеспечившего динамичное капиталистическое развитие сельского хозяйства Нидерландов и Англии, несмотря на большие различия между ними в конкретных формах его осуществления.

В других странах Западной Европы влияние рынка на сельскохозяйственный сектор было выражено значительно слабей, по причине недоразвитости самого рынка, но всё же оно прослеживалось. На него указывает, в частности, повышенный удельный вес специализированных хозяйств, расположенных в непосредственной близости от крупных городов – главных потребителей их продукции. Вместе с тем воздействие рынка обнаруживается в расширении посевов сельскохозяйственных культур, являвшихся сырьём для промышленного производства (льна, естественных красителей).