Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по философии.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

32. Теория истины.

Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Истина рассмат­ривает отношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса рас­крытия причинности, выявления сходства и различия явлений, разделения вещей по родам. Выдвигались правила проверки ис­тинности знаний: "основание", под которым имелись в виду опыт и суждения древних мудрецов; "источник", т. е. факты, которые слышали и видели простолюдины; "применимость", т. е. практи­ческую пользу.

Истина выражает не только результат правильного, верного отражения действительности в сознании человека, но и способ реализации его целей на основе оценочного отношения к объек­там бытия, т. е. истина возможна в ее неразрывной связи с прак­тикой.

Истина представляет собой теоретическую форму разреше­ния противоречия между субъектом и объектом. В структуре знания выделяются два слоя: зависящий от специфики биологи­ческой и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способа переработки информации, язы­ка; зависящий от объективной реальности, отражаемой познани­ем. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу, что зафиксировано в философских размышлениях. Откры­тие, считает Д. И. Писарев, есть встреча между вечным явлением и вечным умом человечества. Если бы Уатт не открыл двига­тельную силу пара, то ее непременно открыл бы кто-нибудь дру­гой, потому что эта сила существовала в доисторические времена. По мнению В. С. Соловьева, истина "является для ума перво­начально как субъективная идея, как мысль. Ум сталкивается с фактами. Они противоречат мысли и этим уже доказывают свою объективную действительность и силу". В современном пони­мании истина есть результат взаимодействия духа с материей пу­тем своеобразного диалога человека с природой.

Будучи характеристикой человеческого знания, истина суще­ствует в субъективной форме, а с точки зрения его объек­тивного содержания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. Это есть объективная истина. Глубокое представление Гегелем истины как объективности, тождествен­ной понятию143, наталкивает на мысль, что истина - понятие (об­раз, теория), в котором наиболее полно выражен постигаемый объект с учетом возможностей субъекта. В этом смысле общест­венные отношения, социальные институты, политические деяния и т. п. истинны тогда, когда они выражают высшую ступень воз­можностей их осуществления в соответствии с развитием чело­века. Отсюда мерой истины выступает полнота человеческого развития, а именно степень достижения человеческой свободы144. Итак, объективное понимание истины углубляется в ее экзистен­циальных, жизненных, а не только познавательных смыслах. А. А. Богданов рассматривал истину как форму организации со­циального опыта, а Х.-Г. Гадамер в своей работе "Истина и ме­тод" говорит о невозможности достижения истины лишь методо­логическими средствами: важнейшими способами раскрытия исти­ны являются искусство, философия и история. Познание ориентиро­вано на такие проблемы, как возвышение над конечностью всего преходящего и человеческого бытия, приобщение к ценностям веч­но живой эстафеты духа, которое "превращает "точку конца" в мно­готочие традиций культуры и творчества"145. Таким образом, поиски истины сопровождают процесс культурного творчества.

В отличие от метафизического материализма, представляю­щего истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета, диалектический ма­териализм рассматривает истину как исторически обусловлен­ный процесс. Пример: а) в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Крупица объектив­ной истины здесь: светила Солнечной системы движутся; б) в учении Коперника утверждалось, что центром планетарной сис­темы является Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращают­ся вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь доля объективного содержания знания выше; в) Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эл­липсам; г) современная астрономия вычислила траектории и за­коны вращения планет еще точнее. Итак, с каждым новым от­крытием полнота объективной истины возрастает.

Всякое знание, взятое на том или ином историческом этапе развития, есть неполное, недостаточно точное представление о действительности, т. е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной истиной. Виссарион Григорь­евич Белинский (1811-1848) писал: "... Все на свете только отно­сительно важно или неважно, велико или мало, старо или ново... Идея истины и добра признавалась всеми народами, во все века: но что непреложная истина, что добро для одного народа или ве­ка, то часто бывает ложью и злом для другого народа, в другой век" . Относительность знаний не означает, однако, что эти знания лишены объективного содержания.

Полное, точное, всестороннее знание о неком сущем назы­вают абсолютной истиной. Это: а) некоторые принципы философии и науки, имеющие непреходящий характер, напри­мер, принцип несотворимости и неуничтожимое™ материи и движения, б) фактические знания об отдельных процессах и яв­лениях, достоверность которых не подлежит сомнению.

Преувеличение значения абсолютной истины способно привес­ти к догматизации познания. Например, некоторые базовые поло­жения марксизма у его ортодоксальных последователей приобрели догматический характер. Это идеи "равенства" (переросло в уравни­ловку), "единой общенародной собственности на средства произ­водства" (которая никому не принадлежала), "научного управления обществом" (вылившееся в директивное планирование всего, чего и спланировать иногда невозможно) и т. п. Среди современных либе­ральных догм, привившихся в СНГ, назовем идею свободного ры­ночного хозяйства и саморегулируемой экономики. Но, как считает Нобелевский лауреат по экономике 1991 г. Р. Коуз, современная экономика, — это синтез рынка и командной системы.

Между относительной и абсолютной истиной нет неперехо­димой грани. Каждая относительная истина - ступенька, при­ближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю аб­солютной. Каждое "зерно" абсолютной истины, будучи сохране­но последующим развитием научного знания, уточняется, изме­няется. При этом выясняются границы, в рамках которых знание сохраняет свою объективную истинность. Например, механика И. Ньютона не была отброшена теорией относительности А. Эйнштейна, она вошла в состав этой теории как ее предель­ный случай. Вместе с тем, теория относительности показала гра­ницы, конкретные условия, в которых классическая механика ос­тается объективной истиной.

Объективная истина одновременно и абсолютна, и относи­тельна, что свидетельствует оконкретности истины. На примере рассуждений о пагубности или благотворности войны Н. Г. Чернышевский сделал вывод: "отвлеченной истины нет; ис­тина конкретна"147. Требование конкретности истины означает, что предмет или явление надо изучать в тех условиях места и времени, в тех связях и окружении, в которых данный предмет существует и развивается.

В реальном процессе познания нет истины в чистом виде, со­вершенно свободном от моментов неистины, т. е. заблужде­ния . Оно, по мнению Гете, лежит на поверхности, в то время как истина покоится на глубине и исследование ее не каждому доступно. Истина и заблуждение в одном отношении, в ограни­ченной области, полярно противоположны и одновременно от­носительно противоположны. Заблуждение возникает как ре­зультат абсолютизации некоторой относительной истины. Про­грессивное движение науки может порождать заблуждения. По мере освоения новых явлений, вырабатывая новые понятия и уточняя границы верности старых, наука избавляется от заблуж­дений, прокладывая путь к истине. Б. Паскаль заметил: отступ­ление от истины ведет к заблуждению, а отклонение от заблуж­дения может привести к истине. Некоторыми средствами пре­одоления заблуждения выступают логическое доказательство и опытная проверка. В этой связи говорят о когерентности исти­ны (какое-то утверждение считается истинным, если оно получе­но по строгим логическим правилам из других предложений, ра­нее признанных истинными) и корреспондентности истины (те или иные утверждения должны соответствовать внешней дейст­вительности). Оба названных подхода к истине способны лишь частично преодолеть заблуждение. Когерентная теория истины учитывает требования формальной логики, но отнюдь не диалек­тической. Корреспондентская концепция истины уязвима из-за того, что многие ситуации и процессы слишком сложны, текучи и не поддаются прямому наблюдению для сопоставления утвер­ждений с действительностью, а полный перевод теоретических положений на язык наблюдений часто невозможен. Стремясь обойти подобные трудности, Гегель утверждал, что истина за­ключается в самом развитии, в его движении.

В человеческой деятельности знания могут оцениваться как "полезные" и "бесполезные". В качестве истины прагматизм (Ч. С. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи) признает лишь то, что лучше всего позволяет приспособиться к жизни. Конечно, полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда (при субъектив­ной, идеологически истолкованной полезности каких-то пред­ставлений). Вместе с тем, подход к мышлению в зависимости от того, служит ли оно действию, жизненной практике, имеет неко­торые основания. Например, утверждение о необходимости пре­одоления в нашем обществе тоталитарных форм жизни адекват­но (т. е. верно, истинно) отражает объективную тенденцию про­грессивного движения цивилизации и одновременно отвечает по­требностям подавляющего большинства народа (т. е. полезно). В этом аспекте можно говорить о такой модели истины, как прагматическая. Часто осознание социальной пользы про­исходит постепенно, так как на стороне нового сначала стоят Щ лишь зачинатели движения, преодолевающие консерватизм зна­чительной части населения.

Помимо эмпирических (опыт, практика) и внеэмпирических (логические, теоретические), имеются еще и такие критерии ис­тины, как простота, красота, внутреннее совершенство знания.

Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий и обсуждений.

Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соот­ветствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречит истине.