Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
из глубины веков Рижский.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
355.59 Кб
Скачать

1. «Предоставить Читинскому Отделению Гос. Банка разрешенный ему в феврале сего года выпуск бонов Государственного Банка на сумму 500.000.000 рублей увеличить до одного миллиарда рублей.

Стр. 256 —

2. Купюры бонов сохранить в 25 р., 50 р. 100 и 500 р.

3. Разверстаняе общей суммы бонов между купюрами предоставить Государственному Банку; ему же предоставить и установление серий выпуска, а равно номеров и литер бонов».

О выпуске бон второй серии. Отделение Государственного Банка дало следующее откровенное объявление:

«От Государственного Банка

Доводится до всеобщего сведения, что за использованием права выпуска бонов Государственного Банка 500 рублевого достоинства первой серии, Читинскому Отделению Банка разрешено выпустить вторую серию бонов. — Боны второй серии выпускаются на такой же бумаге, как первая серия, и сохраняют полностью тот же рисунок с отличием лишь в цвете, краске, литере и нумере, именно: краска — серая, со слабым темно-зеленым оттенком, литера — «П» и № 375».

По истечении некоторого времени появилось новое объявление:

«От Государственного Банка

Доводится до всеобщего сведения, что за. Использованием права выпуска бонов Государственного Банка 500 рублевого достоинства второй серии, Читинскому Отделению Банка разрешено выпустить третью серию бонов. Боны третьей серии выпускаются на такой же бумаге, как и первые две серии, и сохраняют полностью тот же рисунок с отличием лишь цвета краски, литеры и нумера, а именно, краска — зеленая с несколько более темным оттенком, литера «С», № 485, исполнены боны типографским способом».1)

Указанные в постановлении помглавкома боны достоинством в 25 и 50 р. — в обращение выпущены не были и даже не заготовлялись экспедицией из-за стремительного падения курса.

Японский банк в Чите

Почти одновременно с принятием на себя ат. Семеновым полноты власти, им было допущено открытие в Чите филиала Японского Чосен Банка. Под видом вр. агентства при шта-

1) Газ. «Восточная Окраина» от 6 июня 1920 г. гор. Чита.

Стр. 257-

бе японских экспедиционных войск, начал функционировать филиал этого Банка на ст. Чита Забайкальской яг. д.

Второй вр. филиал был организован при ст. Маньчжурия Кит. Вост. ж. д.

Фактически деятельность этих филиалов свелась к операциям с золотом, распродаваемым ат. Семеновым, и с бум. ден. знаками разного наименования. Игнорируя семеновские боны, как не имевшие сбыта на заграничных рынках, агентура Чосен Банка проявляла некоторый интерес к «сибирским». Интерес этот был не велик, но при мертвом застое рынка и он сказывался на их курсе.

К началу апреля при курсе Сибзнаков в 175-200 рублей, семеновские боны котировались уже в 350-400 рублей1) и ясно было, каково будет их будущее.

Торгово-Промышленники о фин.-эноном. Положении

В марте 1920 года Читинская Торговое. Промышленная Палата представила доклад помощнику по гражданской части главнокомандующего всеми вооруженными силами Российской Восточной окраины.

В своем докладе Торгово-Промышленная Палата делает попытку указать власти на гибельность ее финансово-экономической политики и на абсурдность изданного атаманом обязательного постановления об уравнении курса местных бон с сибирскими обязательствами Государственного Казначейства.

«Палата находит, что обесценение выпущенных Гос. Банком бон пятисот и сторублевого достоинства произошло, помимо общей государственной разрухи, отчасти по вине самой власти. Власть, выпуская боны, удовлетворяла естественную нужду в денежных знаках в области, создавшуюся вследствие особого политического положения. Палата убеждена, что, выпуская боны, власть примет все меры против обесценения этих знаков. Между тем, в жизни наблюдались и наблюдается обратное явление. Власть в лице отдельных ведомств, например штаба походного атамана, Управления военных сообщений и других организаций, например — Мясбюро,—своими действиями вызывают дискредитирование этого, денежного знака. Эти ведомства усиленно занимаются сделками на валюту, продают иены, золото, причем всякую продажу или покупку обуславливают платежей или сибирскими знаками или какими-либо другими и отнюдь не совершают сделок на боны. Вы можете наблюдать ежедневно в Штабе Доходного Атамана картины этой безудержной торговли денежными знаками.

Палате известно, что золото, с таким успехом расточаемое, продается потом на рынке частными лицами по повышенным ценам. Кроме сего, отдельные ведомства, как например, Управление Военных Сообщений, и отдельные продовольственные организации (Мясбюро) проводят самостоятельную финансовую политику, но об'единенную единым началом, самостоятельно и независимо от кого бы то ни было занимаются реализацией получаемой валюты (иены и золото), причем произвольно устанавливают курс обмена и только на сибирские и отказываются от всяких сделок или обмена на боны. Если власть сама, своими действиями дискредитирует выпущенные ею же боны, то, конечно, трудно и невозможно требовать уважения к выпущенным бонам со стороны населения. И ваше обязательное постановление является простым приказом, не достигающим цели. С распубликованием обязательного постановления о равноценности местных бон с сибирскими осложнилось положение торговли в худшую для населения сторону — сибирских знаков на базар не понесли, в салу чего спрос на сибирские увеличился, лаж значительно повысился, а вместе с этим и поднялись до неимоверной высоты цены на товары и продукты».2)

1) «Справочная ведомость Читинской Торгово-Промышленной Палаты» за 1920 год. 2) Доклад Чит. Т.-Пр. Палаты, от 31-го марта 20 г, за № 681.

Стр. 258 —

Дав общую картину созданных властью и ее органами затруднений, — доклад указывает, что

«... из чувства самосохранения и желания дальнейшего ведения торговли, торгово-промышленники, как таковые, вынуждены были искать выхода. Таким выходом была продажа на сибирские и покупка сибирских знаков на местные боны.

Палата далее находит, что сдача золота или иен на текущий счет иностранных банков отдельными ведомствами также подрывает и служит причиной, способствующей окончательному подрыву значения бон, ибо у населения создается полное и основательное впечатление о том, что и сама власть не уверена в ценности выпущенных денег. Должны быть приняты все меры к прекращению безмерного выкачивания золотого запаса, без того уже малого, за границу на создание разного рода коммерческих предприятий военными ведомствами. Нужно прими к сознанию, да и в этом нас научили грозные события, что военному ведомству не следует заниматься коммерческими предприятиями, ибо это разлагает военную среду и отвлекает ее от прямых непосредственных задач. В этом случае мы имеем в виду Монгольскую Экспедицию генерала Бирюкова, стоющую для казны громадных средств. Между тем, эта организация, выкачивая деньги и отвлекая военное ведомство, никогда и ни при каких условиях, а в особенности при нынешних, не создаст здорового экономического влияния в Монголии, как построенная на нездоровых коммерческих промышленных началах. Помимо сего, эта организация свией политикой в корне подрывает и в будущем какое-либо влияние России на Монголию.

Резюмируя все вышеизложенное, Палата находила необходимым:

1) Принятие мер к прекращению обособленной финансовой экономической политики отдельных ведомств и согласованности таковой (продажа золота, спекуляция с денежными знаками военными ведомствами, реквизиции и коммерческие предприятия военных ведомств). 2) Выяснение возможности обеспечения выпущенных бон золотым запасом. 3) Созыв особого совещания о мерах борьбы с обеспечиванием денежных знаков с участием представителей общественности.

Мнение банков.

В докладной записке одного из банков, составленной для своего Правления в первых числах апреля 20 г., дается следующая характеристика, аналогичная с приведенной в докладе Палаты:

«Первая четверть настоящего года протекла с большими колебаниями в ходе дела, благодаря политическим осложнениям и продолжению экономического развала. С самого начала года мы раз'единились с г. Иркутском, в феврале почти прекратилась корреспонденция из Владивостока, в начале марта нарушилась связь с Верхнеудинском, почтовое сообщение с Харбином, неисправно, а телеграфного нет около двух недель. Оторванность Читы, в связи с происходившими военными событиями и эвакуацией военных семей, усиливала и без того нервное состояние публики. Временами замечалась полная растерянность, сыпались убедительные просьбы посоветовать — оставить деньги в банке или взять. После проникших из Ир-

Стр. 259 —

кутска слухов об аннулировании сибирских знаков, началась усиленная затрата денег на нужные и ненужные предметы.

Выпуск Читинским Отделением Государственного Банка местных бон увеличил хаотическое состояние денежного рынка. При самом появлении бон установился на них обязательный лаж против сибирских на 20%, дошедший в апреле до 70%.

Наши пассивы начали болезненно пухнуть и заставили прекратить с 23-го марта начисление процентов на вновь поступающие суммы, кроме счетов мелких сбережений кооперативных организаций.

Общее положение кооперативных организаций и в данный момент является чрезвычайно затруднительным.

Цены на некоторые предметы удвоились и утроились».

Как будто идя на встречу общественности, Правительство атамана, 21-го апреля 20-го года, издает постановление за №92 «Об утверждении положения о Краевом Народном Собрании».1) но начинание это оказывается мертворожденным, так как даже провинциальный скромный парламентаризм плохо согласовался с методами правления атамана.