Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зеленая книжечка с 65стр.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
663.04 Кб
Скачать

I Глава 2. «Китайский регион» как социоприродная система

Глава 2. «китайский регион» как социоприродная система

Комплексное понимание «китайского региона» как социо- природной системы

Территориальная организация «китайского региона»

Воспроизводственная система «китайского региона» и ее структура

Ресурсный потенциал «китайского региона» и его проблема­тика

Культурные ценности как императивы регионального раз­вития Китая

Региональная политика КНР по обеспечению устойчивого («стабильного») национального развития

2.1. Комплексное понимание «китайского региона» как социоприродной системы

В регионологической науке подход, рассматривающий регион как «социоприродную систему», появился сравнительно недавно. На­учно-концептуальная потребность и актуальность данного подхода обусловлена целым рядом факторов, среди которых предпочтение от­дается следующим:

  • междисциплинарный характер системного подхода в силу комплексности самого регионологического знания;

  • неэффективность и невозможность дальнейшего применения материальных (экономических и социально-экономических подходов), порождающих все усиливающееся экологическое противоречие меж­ду обществом и природой;

  • глобальные тенденции общецивилизационного развития, про­являющиеся в потребности гармонизации («ноосферологизации») взаи­моотношений между человеком, обществом и природой как некой це­лостности.

Социоприродные исследования позволяют рассматривать любой регион в структурном и функциональном единстве его природных, со­циокультурных, эколого-экономических составляющих в рамках одной тиями «внутренний регион Китая», «китайский регион», «глобализи­рующийся китайский регион», «внутренняя» и «внешняя» регионали­зация КНР, является общенаучное представление о «регионе» и его элементах, изложенных нами в гл. 1.

Учитывая огромный объем работы, необходимый при анализе всех внутренних регионов Китая, сопоставимый с работой целого на­учного коллектива, мы остановимся на основных представлениях и комбинированной характеристике лишь «китайского региона», пола­гая, что начатое исследование, особенно внутренних регионов Китая, будет продолжено и другими авторами, студентами кафедры востоко­ведения.

«Китайский регион» как подсистема системы международных отношенийпредставляет собой единицу международной соорганиза- ции и связи глобального процесса социоприродного соразвития, эф­фективного актора, деятельность которого направлена на стабилиза­цию своей структуры территориальной организации, регионального воспроизводства, расширения ресурсных возможностей и распростра­нения культурных ценностей, обеспечивающих китайскую регионали­зацию в международных отношениях. Взаимозависимость региональ­ного развития китайского государства проявляется в связи ее с други­ми региональными системами - субрегионами, зарубежными страна­ми и региональными группировками.

Особенности функционирования и развития «китайского регио­на» в системе международных отношений соотносятся с проблемами становления глобального китайского регионализма,точнее - глобали­зирующегося регионализма, подразумевая его начальные успехи. По­добные проблемы рассматриваются в работах китайских аналитиков - Чжао Сюйшена, Цао Гуанханя, Гэн Сефена, Ма Инчжу, Лю Цзинпо, Чжу Дунюаня и др., работы которых мы рекомендуем для изучения этой проблемы. При этом познание китайскими учеными соотноше­ния глобализации и регионализации современного мира все более от­четливо обретает форму исследования ими, прежде всего, политиче­ского процесса становления китайского глобального регионализма, механизм которого представляется следующим образом. Несколько стран региона или нескольких регионов во главе с КНР принимают решение, например, о единой торгово-экономической политике, кото­рая определяется, прежде всего, национальными интересами КНР. Эта политика формируется на встречах глав правительств, координирует­ся специально образованным совместным органом, устраняет различ-

комплексной системы при управленческой роли какого-либо конкрет­ного общества и принципов самоорганизации. Данный подход, как мы уже показывали ранее, приобретает достаточно широкое применение в современных социологических и регионологических исследованиях, о чем свидетельствует существование множества синонимичных наи­менований самого термина «социоприродная система»в современной научной литературе - «социоэкосистема», «социально-эколого-эконо- мическая система», «социобиогеосистема», «природно-общественная система» и др.

На наш взгляд, именно социоприродныйподход является наибо­лее позитивным в плане долгосрочного комплексного представления, прогнозирования и структурно-функционального исследования совер­шенно нового в научной практике феномена - процесса формирова­ния «китайского региона». Причем этот процесс охватывает не только китайский социум, но и все новое мировое пространство, что позволя­ет проецировать его как «глобализирующийся китайский регион».

Поэтому с точки зрения данного подхода китайское государство («страна») рассматривается нами как сложная открытая социоприрод­ная система формирующихся внутренних регионов и одновременно как экспансивно развивающаяся глобализирующаяся региональная подсистема системы международных отношений, соответственно обо­значаемые понятиями «внутренние регионы Китая», «китайский ре­гион», «глобализирующийся китайский регион», «внутренняя» и «вне­шняя» регионализация КНР.

Детальное рассмотрение этого процесса требует еще раз уточне­ния и разграничения понятий «китайский регион» и «внутренний ре­гион Китая». «Китайский регион», как показано ранее, выражает сущ­ность интеграционного содержания процесса внешней китайской ре­гионализации, не ограничивающегося рамками государства и целена­правленно расширяющегося в мировом пространстве. Поэтому поня­тие «китайский регион», по сравнению с понятием «внутренний реги­он Китая», более динамично, шире по содержанию и несравненно зна­чимее по статусу.

Понятие «внутренний регион Китая» обозначает один из любых внутренних регионов КНР и выражает тенденцию внутренней диффе­ренциации, представляя диалектический процесс регионализации как дихотомию «интеграция/дифференциация».

/ Фундаментальной основой и своеобразной матрицей рассмотре­ния этих новых реальностей китайского социума, обозначаемых поня- экономическом аспекте, оставляя без внимания или частично освещая социально-политический процесс ее развития.

В ситуации глобальной открытости и разрушительной уязвимо­сти современных обществ конструирование региона из внутренней за­дачи государства, и в этом смысле сугубо административной и соци­ально-экономической, превратилось в один из процессов междуна­родных отношений и объект мировой политики.

Сегодня «регион», «региональная подсистема» фактически при­знаны элементами международных отношений, циркулирующих в больших политико-экономических зонах. Обрамленные политически­ми и символическими границами, регламентированные соглашениями трансграничного сотрудничества в международной сфере, данные единицы перестают восприниматься лишь как сугубо географическая и экономическая категория. Эти феномены показывают, что кроме ис­торического опыта, специфики сходства и отличия по архетипам мен­талитета и культуры, подобная форма интеграции требует учета поли­тического и другого контекста, обеспечивающего безопасное разви­тие.

В сложившихся условиях экспансивно формируется «китайский регион». С точки зрения системной теории глобализирующаяся китай­ская регионализация- естественно-исторический процесс самооргани­зации китайского государства и осуществляется в разных - внутрен­ней^ внешней - формах: 1) путем выделения административных ре­гионов - провинций и экономических зон внутри своей страны; и 2) путем формирования трансграничных геополитических и геоэконо­мических подсистем - регионов и блоков стран или ассоциаций в еди­ный «китайский регион». «Китайский регион» рассматривается как система и одновременно как подсистема подобной системы междуна­родных отношений.

Таким образом, КНР как «государство-система» структурирует­ся в единстве территориальной, воспроизводственной, ресурсной и культурной подсистем, которые в свою очередь дифференцируются на отдельные сферы жизнедеятельности китайского социума. Безопасное устойчивое функционирование и развитие системы обеспечивается политико-управленческой системой региона, региональной политикой КНР в ее функциональном и институциональном единстве.

«Китайский регион» как подсистема системы международных отношений представляет собой: единицу международной социально- политической соорганизации и связи политических процессов сораз- ные препятствия в ее реализации. Совместно координируется разви­тие отдельных отраслей и производств, распределение имеющихся материальных ресурсов, образуя единое территориальное, воспроиз­водственное, ресурсное и ценностное пространство, обеспечивающее безопасное развитие всех участников, но в первую очередь - КНР. Цао Гуанхань положительно оценивает воздействие такого политиче­ского процесса формирования региональных интеграционных объе­динений на развитие стран-участниц и ссылается на имеющиеся при­меры существования регионов ЕС, ШОС и т.д.

Гэн Сефэн в работе «Новый регионализм и эволюция структуры АТР», используя опыт и методологию западных исследований - структурно-функциональный анализ, дает не совсем полное определе­ние регионализма с позиций новой политики китайского государства. Регионализм есть обладающее определенными масштабами социаль­ное жизненное пространство, которое дифференцируется на основе признаков географического расположения, исторического опыта, по­литических, экономических, культурных сфер и др.

Автор рассматривает понятие «новый^регионализм», подразуме­вая под этой дефиницией глобализирующийся китайский региона­лизм. «Новый регионализм» не является противодействующей глоба­лизму тенденцией. Страны не замыкаются в национальном развитии, они используют преимущества регионального сотрудничества в кон­курентной борьбе на мировой сцене для своего усиления. «Новый ре­гионализм» — новое веяние или новая форма общественного, полити­ческого сознания и жизнедеятельности китайского социума, являю­щаяся взаимодополняемым симбиозом с глобализмом, национализ­мом, играющий роль «моста» и «посредника» между ними. Это не продукт глобализма и не заменитель национализма. Это относительно новое и самостоятельное явление.

Ма Инчжу в работе «Регионализм и развивающиеся страны» на основе материалов американских и европейских исследователей рас­сматривает категориальную триаду «регион - регионализм - региона­лизация» и анализирует особенности регионализации в развивающих­ся странах, к которым относит и КНР. Суть нового китайского регио­нализма им представлена во взаимодействии (прежде всего, экономи­ческом) КНР и региональных интеграционных объединений других развивающихся стран; в усилении роли КНР в АТЭС и ШОС.

Западные, российские и китайские исследователи, анализируя процесс глобальной регионализации, основной акцент делают на ее падная граница отделяет Китай от Мьянмы (Бирмы), Лаоса и Вьетна­ма.

На востоке и на юге Китай омывается водами Желтого (Хуан- хай), Восточно-Китайского (Дунхай) и Южно-Китайского (Наньхай) морей. Протяженность береговой линии - 18 тыс. км.

Кто-то из космонавтов, описывая Китай, каким он выглядит из космоса, сравнил его с гигантским амфитеатром, где галерка - высо­чайшие горные хребты на западе, которые, спускаясь на восток, по­степенно переходят в партер, омываемый волнами морей. Эта образ­ная картинка не учитывает, однако, того, что на долю «партера» при­ходится немногим более 20 % территории, тогда как остальное про­странство занято горами и плоскогорьями. В целом Китай - преиму­щественно горная страна, где более 2/3 площади расположено значи­тельно выше уровня моря.

Климат Китая отличается большим разнообразием. Важнейшим фактором, определяющим его особенности, является расположение страны между континентом Азия и Тихим океаном. Отсюда сезонная циркуляция воздушных потоков: зимой - с материка, летом - с океа­на. Это определяет муссонный характер климата на значительной час­ти территории Китая.

В Китае насчитывается около 50 тыс. рек, мелких и крупных; 1500 из них - с бассейном свыше 1 тыс. км2. Характерная черта гидро­графической системы Китая: все ее главные реки относятся к Тихому океану; особенно много их на востоке. На Великой Китайской равни­не, в долине реки Янцзы, реки и их притоки, озера, каналы образуют густую сеть, напоминающую кровеносную систему человека. Реки и в самом деле служат здесь источником жизни для многих миллионов людей. При неравномерности выпадения атмосферных осадков, они являются главным источником влаги для искусственного орошения. Поэтому равнинная часть Китая буквально испещрена ирригацион­ными сооружениями - каналами, прудами, водохранилищами. Еще одна важная функция речной системы - служить источником получе­ния электроэнергии.

Поскольку природные условия в Китае крайне разнообразны, то здесь можно встретить почти все виды почв, имеющиеся на Евразий­ском континенте. Некоторые - уникальны и встречаются только в Ки­тае.

Китай обладает богатейшим по разнообразию растительным миром - от тропических видов до представителей полярных областей.

вития; динамично развивающегося актора, политическая деятельность которого направлена на стабилизацию своей структуры территори­альной организации, воспроизводства, поиска ресурсов, распростра­нения культурных ценностей, обеспечивающих этот процесс в между­народных отношениях и мировой политике.

Структурность социоприродной системы заключается в возмож­ности ее описания через установление ее структуры и сложных внут­ренних и внешних функциональных связей. Данный подход разрешает проблему целостного общенаучного представления понятия «китай­ский регион», или «внутренний регион Китая», в регионоведении и позволяет более четко и комплексно описать их структуру, функцио­нирование и развитие.

Сама категория «китайский регион», или «внутренний регион - Китая», и подходы к исследованию данной реальности как системы и формирующегося элемента международного политического простран­ства и внутренних подсистем-регионов Китая в научной литературе стали только обозначаться и представляют необходимость активной творческой самостоятельности регионоведа-востоковеда в их даль­нейшей разработке.