Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
План по Т. 10 - Соуч. - 2012 - доп. информ.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
337.16 Кб
Скачать

§ 4. Специальные вопросы соучастия

Эксцесс исполнителя

В ч. 7 ст. 16 УК предусматривается, что за деяния, совершенные исполнителем и не охватывавшиеся умыслом соучастников, другие соучастники уголовной ответственности не несут. Такая ситуация в теории уголовного права называется эксцессом исполнителя. Его можно определить как совершение исполнителем действий, кото­рые не охватывались умыслом других соучастников. Эксцесс исполнителя — это выход им за рамки сговора соучастников. Та­кое поведение исполнителя в теории уголовного права называют отклонением от общего умысла договоренности соучастников1.

При эксцессе исполнитель несет ответственность за фактичес­ки совершенное им преступление, а не за те преступления, о совер­шении которых имелось соглашение соучастников.

Эксцесс исполнителя может быть двух видов: количественный и качественный.

Количественный эксцесс — эго такой выход исполнителя за рамки сговора соучастников, когда он совершает более тяжкое однородное преступление либо тождественное преступление, но сопряженное с обстоятельствами, отягчающими ответственность (квалифицирующими признаками состава преступления). При ко­личественном эксцессе действия исполнителя квалифицируются по той статье Особенной части УК, которая предусматривает ответственность за фактически совершенное им преступление, а действия других соучастников подлежат квалификации как поку­шение на преступление, которое охватывалось их умыслом, если исполнитель совершил иное однородное преступление. Если же исполнитель совершил тождественное преступление, но сопряжен­ное с обстоятельствами, отягчающими ответственность, влияющи­ми на квалификацию преступления, то действия соучастников ква­лифицируются как оконченное преступление, но не сопряженное с отягчающими обстоятельствами.

Качественный эксцесс — это такой выход исполнителя за рамки сговора соучастников, когда он вместо задуманного совер­шает другое (неоднородное и не тождественное) преступление либо когда он дополнительно с задуманным совершает новое преступление, которое не охватывалось умыслом других соучас­тников. При качественном эксцессе действия исполнителя квали­фицируются по совокупности:

• как приготовление к преступлению, в отношении которого имелся сговор соучастников, и фактически совершенное преступ­ление, если исполнитель совершил новое преступление вместо за­думанного;

• как оконченные преступления, если исполнитель совершил новое преступление наряду с задуманным.

' Курс уголовного права в 5 т Т 1 Общая часть. Учение о преступте пии / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И М Тяжковой. С. 446.

Действия других соучастников при качественном эксцессе квалифицируются как приготовление к преступлению либо поку­шение на преступление, которое охватывалось их умыслом, если исполнитель совершил вместо него иное преступление, либо как оконченное преступление, охватываемое их умыслом, если испол­нитель совершил новое преступление наряду с задуманным.

Указанные правила квалификации распространяются и на со­вершение преступления группой лиц, когда, например, один из со­исполнителей выходит за рамки сговора других соисполнителей.

Неудавшееся соучастие

Неудавшееся соучастие — это неудавшиеся действия организа­тора, подстрекателя или пособника, когда по независящим от них обстоятельствам преступление исполнителем не было совершено.

Соучастие признается удавшимся, когда исполнитель совер­шил преступление, которое охватывалось умыслом других соучас­тников. Если же исполнитель преступление не совершил, то дей­ствия организатора, подстрекателя либо пособника оказываются неудавшимися. При этом неудавшееся соучастие может быть в сле­дующих случаях:

  1. исполнитель по каким-либо причинам вообще отказался от совершения преступления, не начиная его совершать;

  2. исполнитель добровольно отказался от доведения преступ­ления до конца на стадии приготовления к преступлению либо по­кушения на преступление;

  3. начатое исполнителем преступление было прервано на ста­дии покушения на преступление по независящим от него обстоя­тельствам.

В первом случае действия организатора, подстрекателя или пособника квалифицируются как приготовление к преступлению, которое охватывалось умыслом всех соучастников, в том числе и исполнителя. Аналогично квалифицируются действия указанных лиц, если добровольный отказ от преступления исполнителя имел место на стадии приготовления.

Если же преступление было уже начато, но исполнитель добровольно отказался от доведения его до конца либо преступле­ние не было доведено до конца по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя, действия организатора, подстрекателя или пособ­ника квалифицируются со ссылкой на ст. 14 УК как покушение на преступление, которое намеревался совершить исполнитель, и на соответствующую часть ст. 16 УК с указанием на роль, которую выполнял соучастник.

Несколько иначе решается вопрос о квалификации действий организатора по созданию преступной организации либо руковод­ству созданной преступной организацией или входящими в нее структурными подразделениями. Поскольку само создание пре­ступной организации рассматривается законом как оконченное преступление (усеченный состав), то и действия организатора (ру­ководителя) в данном случае квалифицируются по ст. 285 УК без ссылки на ст.ст. 14 и 16 УК и независимо от того, отказался или не отказался в последующем от совершения преступления исполни­тель (исполнители).

Добровольный отказ соучастников от совершения преступления

Добровольный отказ от преступления иных соучастников, кроме исполнителя, имеет свои особенности по сравнению с добро­вольным отказом исполнителя. Если для добровольного отказа исполнителя, как правило, не требуется каких-либо активных действий, а достаточно лишь неисполнения преступления, то для того, чтобы исключить уголовную ответственность организатора, подстрекате­ля либо пособника, добровольно отказавшихся от преступления, требуется их активное поведение, направленное на предотвраще­ние совершения преступления либо на воспрепятствование его со­вершению.

При этом характер поведения соучастников зависит от того, в какой роли они выступают. В соответствии с ч. 3 ст. 15 УК органи­затор (руководитель) преступления или подстрекатель должны пре­дотвратить совершение преступления. Иными словами, они должны путем активных действий (например, уговоров, убеждений и т.п.) добиться отказа от преступления исполнителем. Только в этом слу­чае их поведение может рассматриваться как добровольный отказ от преступления, исключающий уголовную ответственность.

Согласно ч. 4 ст. 15 УК добровольный отказ пособника может заключаться в следующих альтернативных действиях:

1) отказе исполнителю до окончания совершения преступле­ния в заранее обещанном ему содействии в преступлении (напри­мер, отказ скрыть преступника, следы преступления, орудия и средства совершения преступления, приобрести или сбыть предме­ты, добытые преступным путем);

2) устранении результатов уже оказанной помощи (например, изъятие изготовленного орудия преступления и т.п.).

Закон не дает ответа, каким должен быть добровольный отказ пособника, если он содействовал совершению преступления сове­тами, указаниями, предоставлением информации (интеллектуаль­ное пособничество). По нашему мнению, в этих случаях пособник, как организатор (руководитель) и подстрекатель, должен совер­шить активные действия, предотвратив совершение преступления.

Согласно ч. 3 ст. 15 УК если действия организатора (руково­дителя) и подстрекателя не привели к предотвращению преступле­ния, то принятые ими меры могут быть признаны смягчающими ответственность обстоятельствами. Такой же подход должен быть и в отношении пособника при интеллектуальном пособничестве.

Квалификация действий соучастников

в преступлениях со специальным субъектом

Соучастие в преступлениях со специальным субъектом имеет свои особенности. Они состоят в следующем:

1) поскольку исполнителем преступления со специальным субъектом может быть только лицо, обладающее признаками спе- циального субъекта, указанными в соответствующей статье Осо- бенной части УК, то преступную группу могут образовать только лица, обладающие такими признаками;

  1. действия лиц, непосредственно участвующих в совершении преступления, но не обладающих признаками специального субъ­екта, квалифицируются в зависимости от выполняемой роли как действия пособника либо организатора или подстрекателя (со ссылкой на соответствующую часть ст. 16 УК);

  2. организатором, подстрекателем либо пособником в преступ­лении со специальным субъектом может быть любое лицо, как обладающее признаками специального субъекта преступления, так и не обладающее такими признаками.