Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Освобождение от уголовной ответственности-2.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
109.96 Кб
Скачать

Глава II. Виды института освобождения от уголовной ответственности.

2.1.Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием

Согласно ч. 1 ст. 75 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления и перестало быть общественно опасным.

Д.А. Гришин отмечает: "Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, закрепленное в ст. 75 УК РФ, а также в специальных случаях освобождения от уголовной ответственности в статьях Особенной части УК РФ, способствует стимулированию деятельного раскаяния виновного. Применение освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием при соблюдении установленных законом условий является, по нашему мнению, справедливым и гуманным и отвечает задачам установления уголовной ответственности и наказания"1.

В теории уголовного права закреплены общие (ч. 1 ст. 75 УК РФ) и специальные условия освобождения от уголовной ответственности (ч. 2 ст. 75 УК РФ) в связи с деятельным раскаянием.

А.В. Ендольцева отмечает, что в ч. 1 ст. 75 УК РФ субъектом деятельного раскаяния является лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, а во втором случае - ч. 2 ст. 75 УК РФ - говорится о возможности освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших иные преступления в случаях, специально предусмотренных нормами Особенной части УК РФ2.

Деятельное раскаяние как вид освобождения от уголовной ответственности имеет двойственную природу: с одной стороны, оно является инвестиционным механизмом, направленным на раскрытие преступлений, а с другой, указание в ст. 75 УК РФ на необходимость возмещения причиненного ущерба и иное заглаживание вреда позволяет относить данную норму к уголовно-правовым средствам восстановительного правосудия3.

Несмотря на то что норма ч. 1 ст. 75 УК РФ претерпевала изменения, толкование ее до настоящего момента вызывает определенные споры среди ученых. Некоторые авторы полагают, что наличие всех перечисленных в ч. 1 ст. 75 УК РФ обстоятельств не является обязательным, но минимум два из них должны присутствовать4.

А.И. Фоменко напротив указывает, что "освобождение от уголовной ответственности в связи с ч. 1 ст. 75 УК РФ возможно лишь при выполнении всех предусмотренных в ч. 1 ст. 75 УК РФ условий и оснований. Поэтому, при отсутствии хотя бы одного из условий деятельного раскаяния, они образуют различные отдельные обстоятельства, смягчающие наказание, предусмотренные п. "и" и "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ"1.

Названное утверждение не соответствует позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановившего п. 4 Постановления от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности"2 (далее – Постановление № 19) : "По смыслу части 1 статьи 75 УК РФ освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием возможно при условии выполнения всех перечисленных в ней действий или тех из них, которые с учетом конкретных обстоятельств лицо имело объективную возможность совершить...".

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием преследует цели облегчения раскрытия совершенных преступлений и, самое главное, максимально возможного возмещения или смягчения последствий преступления. Деятельное раскаяние как вид освобождения от уголовной ответственности имеет двойственную природу: с одной стороны, оно является инвестиционным механизмом, направленным на раскрытие преступлений, а с другой, указание в ст. 75 УК РФ на необходимость возмещения причиненного ущерба и иное заглаживание вреда позволяет относить данную норму к уголовно-правовым средствам восстановительного правосудия.