Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Васильев А.М., Петров И.Н. Рецепты Арабской весны русская версия (Политический бестселлер). 2012

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
4.82 Mб
Скачать

не в состоянии справиться. Возникающая политическая не­ определенность целей, задач, конечных результатов призваны скрыть интересы мощных политических фигур или групп, не­ редко пытающихся манипулировать сознанием и действиями участников событий: термин аль-фитна в первую очередь ха­ рактеризует состояние сознания вовлеченных в события него­ дующих масс. Попытки направить стихию протеста в нужное русло также составляло особый аспект аль-фитны. Аль-фит­ на расценивается как зло, в борьбе с которым оправданы все средства, включая носителей смуты. Впервые под таким назва­ нием в историю исламского мира вошли события 656—661 гг., когда в халифате развернулась ожесточенная схватка за вер­ ховную власть. Подобные смуты в истории Египта и Сирии, случались неоднократно и в XIX и X X веках: например, 1882, 1919, 1991—1992 — в Египте, 1908 году — в Сирии. Нынеш­ ние антиправительственные выступления вошли в историче­ скую литературу под названием «смута в месяц рамадан».

Тем не менее, в каждой из стран, где вспыхнули антиав­ торитарные выступления, есть своя специфика, анализ которой выводит на поверхность факторы цивилизационного свойства. Так, в Ливии выступления против Муаммара Каддафи не слу­ чайно начались в восточной части страны— Киренаике. Эта область — вотчина мусульманского духовно-религиозного ор­ дена Санусийа, созданного авторитетным североафриканским улемом Мухаммадом ас-Сануси в первой половине XIX в. Со­ циально консолидированный, воспринявший ряд ваххабитстких идей, в частности— воссоздания раннеисламского госу­ дарства, орден оказал упорное сопротивление французским и итальянским колонизаторам (1901—1912, 1916—1918 годы). Во Второй мировой войне он выступил на стороне союзников, с согласия которых в 1951 году тогдашний лидер Идрис ас-Сану­ си, потомок Мухаммада ас-Сануси, провозгласил себя королем Ливии. Но уже в 1969 году был свергнут группой офицеров во главе с будущим лидером ливийского революции М. Каддафи.

Обращает на себя внимание апатия исламистских органи­ заций (за исключением египетских «Братьев-мусульман») ко­ торые казалось бы, должны были воспользоваться смутой, что-

133

бы перехватить инициативу и привести к власти своих людей. Тем не менее, в конфликты, по большому счету, ни одна из довольно многочисленных групп, если не считать разрознен­ ные выступления исламистов в Алжире, не вмешалась. Запо­ здалые заявления представителей Аль-Каиды, пожалуй, толь­ ко подтверждают предположение о цикличности развития ис­ ламистских идей.

Пока можно констатировать, что антиавторитарные вы­ ступления в арабском мире оказались неожиданными как для Запада, так и для исламистов. Вполне возможно, что после серьезных потрясений в охваченных смутой государствах про­ изойдут изменения формально демократического характера. Однако едва ли они приобретут необратимый характер — сто­ ит только вспомнить «исламскую революцию» в Иране: цивилизационной основой в этих регионах был и остается ислам, и он, безусловно, еще вернет свои позиции.

Вмешательство Запада на стороне ливийских повстанцев, которым НАТО ясно заявило о своих намерениях очистить «цивилизованный» мир от «нецивилизованных элементов» в лице режимов М. Каддафи и Б. Асада, резко изменило ход и сущность антиавторитарных выступлений: отныне они утра­ чивают право именоваться общенародными, а стоящие во гла­ ве их силы все больше уподобляются коллаборационистским режимам Второй мировой войны, предающим интересы оте­ чества. С другой стороны, при всей авторитарности фигура М. Каддафи неизбежно перерастает в образ «несгибаемого борца за национальные интересы» единой Ливии, а сопротивление ливийцев натовской своре приобретает справедливый харак­ тер. Непримиримость же Запада свидетельствует о его стрем­ лении к новому геополитическому гегемонизму, в рамках ко­ торого наиболее твердо отстаивающим свои позиции арабским народам отказано в праве именовать себя «просвещенными», «современными», «цивилизованными». Одновременно анти­ авторитарные выступления в арабских странах подтвердили предположения о том, что российская политическая элита в значительной мере утратила понимание национальных инте­ ресов и роли России в мире и потеряла чувство ответственно­ сти за судьбу собственных народа и государства.

1 3 4

Глава VII

СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Интернет играет все большую роль в жизни людей во всем мире, в том числе в странах Африки. Наиболее активны в раз­ витии интернет-технологий страны Северной Африки. Лиде­ ром в развитии Интернета является Тунис, за которым следу­ ют Египет и Марокко.

В 2011 году Интернет и в особенности социальные сети сыграли заметную роль в произошедших в Египте событиях. Однако надо понимать, что Интернет является не причиной, а исключительно средством канализации народных протестов. Средство это актуализируется, когда в обществе имеются ре­ альные основания для недовольства. В условиях авторитарно­ го правления отсутствуют иные возможности для артикуляции и канализации политического протеста. Интернет, в особенно­ сти социальные медиа, становится быстрым и удобным сред­ ством распространения информации. Анонимность общения через Интернет сводит к минимуму риски наступления той или иной ответственности за призывы к свержению власти. Не так просто и пресечь распространение информации через Ин­ тернет, блокировка отдельных сайтов по IP-адресу легко об­ ходится путем использования программ-анонимайзеров, скры­ вающих реальный -IP-адрес, а отключение Интернета в целом означает остановку всей общественной и политической жизни страны, что и было продемонстрировано в ходе революцион­ ных событий в Египте.

Наиболее активным молодежным общественным движени­ ем, послужившим застрельщиком революционных событий, ста­ ло движение «6 апреля», его площадка в сети «Фейсбук» была использована для распространения первичной информации и координации действий активистов протестных движений. При этом осуществлялся обмен опытом с активистами из Туниса.

Поднятая социальными сетями революционная волна 2011 года распространялась исключительно в культурно ог-

135

раниченном пространстве арабоязычного виртуального мира, в котором государственные границы не играют почти ника­ кой роли. Уровня проникновения интернета в Тунисе и Египте (24% и более) оказалось достаточно для того, чтобы вывести массы людей на улицу и парализовать ответные действия вла­ стей и создать условия для сравнительно мирного свержения правящих режимов. Выяснилось, что потенциал современных информационных технологий в надлежащих условиях спосо­ бен обеспечить мобилизацию масс буквально в часы и мину­ ты, создать практически «из ничего» активно действующие молодежные группировки. Все это происходило без участия сложившихся в былую («доинформационную») эпоху полити­ ческих партий. Инициаторами революционных выступлений с помощью Интернета стали учащаяся молодежь и выпускники вузов, в первую очередь образованная безработная молодежь (уровень безработицы в Египте в 2010 году достиг 9%). Обра­ зованный слой населения легко заимствует из западного мира культуру использования информационно-коммуникационных технологий и в частности социальных медиа.

Несколько факторов обусловили важную роль этих тех­ нологий в развитии революционной ситуации в Египте. Вопервых, сравнительно большая информационная открытость Египта при наличии политической цензуры. Во-вторых, лег­ кий доступ к Интернету (средняя цена за час доступа в Интер­ нет в интернет-кафе— 3—5 египетских фунтов). В-третьих, достаточно высокий уровень образования и информационной грамотности безработной молодежи.

25 января в Египте отмечался государственный празд­ ник — день полиции, установленный в память о полицейских, выступивших против Британской оккупации города Эль-Ис- маилия в 1952 году. День начала массовых акций протеста был приурочен к празднику неслучайно: именно полиция в усло­ виях режима чрезвычайного положения вызывала наибольшее недовольство общественности. Таким образом, этот день был выбран специально, чтобы выразить отношение народа к по­ лицейским. В группах на «Фейсбук» и в «Твиттер» в качестве места сбора демонстрантов было выбрано месторасположение Министерства внутренних дел.

136

На страницах «Фейсбук» (в частности, на странице дви­ жения «6 апреля») акции против полиции были аргументиро­ ваны следующим образом.

1.«Вчера полиция была на службе у граждан Египта, но сегодня она, кажется, исключительно обслуживает Мубарака и его режим. Сегодня мы отмечаем день жестокости и корруп­ ции в полиции».

2.Так почему мы отмечаем праздник полиции? Полиции, которая не отвечает интересам египетского народа, а работа­ ет на благо политических вымогателей из НДП, служа делу подавления оппозиции и ущемления как личных, так и соци­ альных прав. Полиция пытает инакомыслящих в полицейских участках, тюрьмах и отделах национальной безопасности. Под пытками погибли множество людей, Халед Саад не первый и не последний».

3.«Молодежное движение «6 апреля» приглашает Вас присоединиться к нашему празднованию Дня полиции, чтобы выразить осуждение всех действий, осуществляемых Мини­ стерством внутренних дел».

4.«Мы не будем отказываться от наших требований до их полного достижения. Мы требуем отставки Хабиба аль-Адли, министра внутренних дел, а также отмены Закона о чрезвычай­ ном положении» (закон действует в Египте с 1981 года. —ЛИ.).

5.«Мы убеждены в том, что с нашей помощью День по­ лиции станет подлинным событием, которое не будет забыто. Мы обращаем наш призыв ко всем молодым людям с разными политическими взглядами, принадлежащих ко всем слоям еги­ петского народа, чтобы выразить свой протест против пыток и жестокости полиции».

6.«Как и в Тунисе, 25 января египетский народ восстано­ вит свое достоинство, отправив аль-Адли в отставку. Для это­ го надо собраться перед зданием МВД».

Для того, чтобы вовлечь в протестные акции как можно большее число участников, в сети «Фейсбук» был налажен об­ мен фотографиями событий в Тунисе с призывом к египтянам, подобно тунисцам, отстоять свои права; обмен видео и фото­ графиями молодых людей, женщин и детей с призывом: «Я выйду на улицу 25 января, потому что у меня есть достоинст-

137

во»; обмен статусными сообщениями тех участников, кто уже присоединился к массовым протестам.

Непосредственно во время событий сервисы «Фейсбук» содержали следующий контент:

фотографии раненых и жертв насилия в отношении де­ монстрантов;

видеозаписи, демонстрирующие мужество и стойкость участников (молодой человек против полицейской машины с водометом);

свидетельства насилия против участников протестов (применение слезоточивого газа);

фотографии многотысячной толпы на площади Тахрир с призывом присоединиться к восставшим;

новости о жертвах среди протестующих с требованиями отомстить за их смерть;

различные списки требований демонстрантов;

поэзия, песни, картинки и другой креативный контент, связанный с демонстрациями на площади Тахрир;

советы тем, кто хочет участвовать в демонстрациях, как защититься от слезоточивого газа, водометов и электрических дубинок;

различные варианты логотипов протестных движений;

оценка общественной реакции на акции протеста;

сообщения о конкретных датах проведения многомил­ лионных демонстраций по всему Египту, с оригинальными на­ званиями для каждой акции (например, «пятница ухода»).

После активной фазы революционных процессов в Египте содержание страниц на «Фейсбук» изменилось. Основное ме­ сто заняли оценка произошедших событий; поздравления с по­ бедой революции; сатирические карикатуры на X . Мубарака.

Таким образом, в группах на «Фейсбук» распространя­ лась исключительно информация о формах, способах и так­ тике противодействия полиции. Практически не обсуждалось содержание лозунгов, не строились и проекты будущего об­ щества. Единственным лозунгом интернет-активистов были призывы к абстрактной демократии, почти не упоминались со­ циально-экономические требования.

138

Сервис микроблогов «Твиттер» сыграл куда меньшую роль в революционных событиях, нежели «Фейсбук». При­ чина заключается в том, что данный сервис, хотя и позволяет оперативно размещать информацию, менее полезен в качестве инструмента политического действия. В данном сервисе мож­ но размещать только текстовые сообщения длиной до 140 сим­ волов. При этом для оперативной коммуникации больше под­ ходит обмен мгновенными SMS-сообщениями с помощью мо­ бильных телефонов.

Одним из основных преимуществ сервиса «Твиттер» яв­ ляется его непосредственность и немедленное распростране­ ние информации среди неограниченного числа людей. Можно увидеть какое-либо событие и в считанные секунды рассказать об этом миллионам. Поэтому главной функцией сервиса ста­ ло оперативное информирование общественности, в т.ч. ме­ ждународной. Люди по всему миру могут прочитать посты в Twitter в течение нескольких секунд.

Не все политические активисты и блоггеры соглашают­ ся действовать в «Твиттер», считая сервис микроблогов менее функциональным. Однако блоггер Мохаммед Халид рекоменду­ ет использовать «Твиттер» одновременно с социальными сетя­ ми: «Я стал использовать «Твиттер», поскольку в этом случае легче писать и быть более популярным. Я начал 6 месяцев назад, разместив сообщение на своем блоге и в то же время в «Фейс­ бук». Вы можете написать сообщение в «Фейсбук», но надо раз­ местить одновременно и в «Твиттер» с определенным тегом, для того, чтобы его одновременно прочитали 30 человек».

Оценивая вклад Интернета в развитие революционного процесса в Египте, надо подчеркнуть следующее.

Во-первых, пожалуй, впервые в мировой истории интер­ нет-технологии убедительно и наглядно продемонстрировали свои возможности в качестве эффективного средства мобили­ зации масс, социально-политической и культурно-информаци­ онной борьбы.

Во-вторых, электронная революция в средствах и методах политической борьбы есть лишь внешнее выражение обостре­ ния социально-политического конфликта, который ряд наблю­ дателей рассматривает как искусственно раздутый.

139

В-третьих, основной лозунг вышедшей на улицы оппози­ ции «Долой Мубарака!» в реальности отражал антизападный и антилиберальный настрой египетской улицы. В этом све­ те неявные либеральные устремления молодежного движе­ ния «6 апреля», хотя оно и выступило застрельщиком собы­ тий, в дальнейшем не имеют перспективы широкой народной поддержки. При таком разбросе идейных позиций противни­ ков свергнутого режима, революционные группировки вряд ли смогут прийти к консенсусу по фундаментальным проблемам будущего устройства страны.

В-четвертых, Интернет, превратившийся в важнейший технический канал связи, источник информации и передатчик революционных призывов, наполнился важным содержанием: он стал пространством свободы и идеологическим ориентиром для западно-либеральной части египетской общественности.

Один из уроков применения Интернета заключается в том, что он обеспечивает практически идеальные возможности для создания негативных социальных образов— вроде лозунгов «Долой президента». В то же время Интернет едва ли сможет стать инструментом создания позитивного контента, который способствовал бы реальному улучшению ситуации в стране. В этом случае использование социальных сетей, скорее всего, не даст ожидаемого результата.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ

Глава VTII

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В 2011 г. в странах Северной Африки весна выдалась ран­ няя и затяжная. Первый гром прогремел еще в январе, а по­ том грозы и буйство социальной стихии затянулись на мно­ гие месяцы и накрыли огромные территории арабского мира. Революционные атмосферные фронты в течение года смеща­ лись то на юго-восток, то на запад, то снова в сторону восто­ ка— в Азию. Кое-где стихия смела обветшавшие политиче­ ские режимы. В других местах изрядно потрепала капиталь­ ные иерархические постройки. Последствия революционной непогоды дали себя знать и за пределами региона, подмочив репутацию ряда политиков и заставив их искать способ вый­ ти сухими из воды.

Арабский бунт — шумный и эмоциональный

Хотя общая канва происходящего широко известна, для целостности картины вкратце наполним последовательность событий, получивших название «арабской весны». Рубеж­ ным событием, якобы положившим начало беспорядкам и вы­ звавшим волны массовых народных выступлений в Северной Африке и на Ближнем Востоке, считается неудачная попыт­ ка самосожжения и последующая смерть в местном госпита­ ле обиженного властями уличного торговца в тунисском горо­ де Сиди-Бузид. До декабря 2010 г. массовые выступления на­ селения были в этой стране крайне редким явлением.

Начавшиеся в Тунисе народные волнения и массовые про­ тесты привели к падению режима президента Бен Али и его

1 4 1

бегству из страны. Уже в декабре 2010 г. беспорядки переки­ нулись на Алжир, но там правительство устояло. Самым мощ­ ным потрясением арабского мира стала начавшаяся 25 января протестным стоянием на каирской площади Тахрир «револю­ ция» в Египте. Режим президента X. Мубарака пал 11 февраля, а еще через два дня на востоке Ливии начались беспорядки и демонстрации с требованием к лидеру страны оставить власть. Противостояние властей и протестующих приняло там воору­ женную форму. 18 марта Совет Безопасности ООН принял ре­ золюцию об установлении над Ливией «бесполетной зоны». НАТО использовала это решение для оказанию военной под­ держки повстанцам. Страна погрузилась в полномасштабную войну, в которой на стороне противников правительства воюют ВВС блока НАТО, медленно сужая подвластную М. Каддафи территорию. В январе крупные выступления начались в Йеме­ не, Иордании, на Бахрейне и в Марокко. Однако события в этих странах развивались по-разному. В Иордании и Марокко коро­ левская власть достаточно оперативно отреагировала на проис­ ходящее и спешно провела некоторые реформы (как сейчас ка­ жется, косметические), которые несколько снизили накал стра­ стей, по крайней мере, на время. На Бахрейне события приняли кровавый оборот. Мирные протесты в основном шиитской час­ ти населения были подавлены благодаря военному вмешатель­ ству Саудовской Аравии. В Йемене шумные массовые акции и регулярные, порой кровавые столкновения противоборствую­ щих сторон продолжались до тех пор, пока в июне 2011 г. по­ сле ранения в голову президент Салех не покинул страну для лечения в Саудовской Аравии. С его отъездом выступления не прекратились, но их острота существенно спала.

В Сирии ситуация была относительно спокойной до се­ редины марта — тактическими маневрами властям удавалось удерживать конфликт на низком уровне. Однако с апреля на­ блюдается резкая вспышка беспорядков, и правительству при­ ходится все шире прибегать к жестким репрессивным мерам, чтобы удержать ситуацию под контролем. Внешние силы до­ вольно слаженно прилагают усилия к тому, чтобы развитие со­ бытий пошло по пути успешных революций в Африке.

142