Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
105
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
19.85 Mб
Скачать

В отличие от «Дружеского литературного общества» его участники стремятся во всеуслышание заявить о своем существовании.

Стремясь содействовать выполнению этой задачи, «Вольное общество» получает в 1803 г. официальное утверждение, а вместе с тем и право устраивать открытые заседания и выпускать свои труды.

Интенсивная деятельность общества притягивала к себе прогрессивные силы художественного и литературного мира Петербурга и Москвы. В 1804–1805 гг. его членами стали К. Н. Батюшков, А. Ф. Мерзляков, С. С. Бобров, Н. И. Гнедич.

ВЫВОДЫ:

1.Спор «карамзинистов» и «шишковистов» породил публицистическую полемику.

2.Полемика выходит на страницы все новых журналов, что является прогрессивным явлением и для публицистики, и для журналистики, и для литературы, и для театрального искусства.

3.Вокруг журналов начинают создаваться литературные общества. Их фиксирует государство. Они отражают интересы и государства, и общества.

4.Общества и журналы издают альманахи. Литературные новинки быстро выходят к широкому кругу читателей.

5.Появляются предпосылки для возникновения общества «Арзамас»: здесть произойдет становление гения Пушкина.

6.В результате деятельности журналов, обществ, альманахов - в споре побеждаю «карамзинисты»: происходит быстрая прогрессивная реформа русского литературного языка.

Тема №6. Литературные объединения второго и третьег десятилетия. Особенности деятельности.

Далее происходит размежевание различных общественных лагерей и социальных групп, возникших в 1810-х гг.

Наиболее традиционным было одно из самых долголетних литературных объединений — «Московское общество любителей русской словесности». Оно просуществовало более 100 лет.

Созданное при Московском университете, это общество включало в свои ряды его преподавателей, московских литераторов и просто любителей словесности.

Общество решало вопросы о том, «какие пьесы читать публично, какие только напечатать в Трудах общества и какие отвергнуть».

Деятельность общества тяготеет к классицизму.

Временем наибольшего расцвета этого литературного объединения был 1818 год, когда в его работе одновременно участвовали видные петербургские поэты (Жуковский, Батюшков, Ф. Н. Глинка, А. Ф. Воейков и др.).

Более последовательной общественно-эстетической платформой отличалась «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) — объединение консервативно настроенных петербургских литераторов. Организатором и главою «Беседы» был А. С. Шишков.

За «Беседой» закрепилась репутация оплота литературного староверства и последнего прибежища отмирающего

классицизма.

В «Беседу» входили такие прославленные авторы, как

Державин, Крылов и даже карамзинист И. И. Дмитриев.

Здесь делались первые шаги к изучению памятников древнерусской письменности, здесь с увлечением читали «Слово о полку Игореве», интересовались фольклором, ратовали за сближение России со славянским миром. Шишков не только защищает «три стиля», но и признает необходимость сближения «выспренного», «славенского» слога с простонародным языком.

В своей литературной продукции «Беседа» была «упорной, хоть и неумелой, ученицей романтизма».

Создание «Беседы» провело резкую границу между «шишковистами» и их литературными противниками — карамзинистами, активизировало литературную борьбу 1810-х гг.

Русская сцена также становится местом ожесточенных литературных схваток. С нею, в частности, оказалась связанной история возникновения самого значительного литературного общества этой поры — «Арзамаса».

Поводом к созданию «Арзамаса» послужила премьера комедии А. А. Шаховского (активного «беседчика») «Урок кокеткам, или Липецкие воды», состоявшаяся в петербургском Малом театре в сентябре 1815 г. Шаховской на этот раз высмеял балладника Жуковского, приобретавшего широкую известность в литературно-читательских кругах.

Для организации отпора «Беседе» было решено создать свое литературное общество. Под видом тучного проезжего, заночевавшего на постоялом дворе в г. Арзамасе Нижегородской губ., изображали они автора «Липецких вод», ополчившегося

«на кроткого юношу» (Жуковского), «блистающего талантами и успехами». На этом же постоялом дворе памфлетист оказался случайным свидетелем собрания никому не известных молодых людей — любителей словесности. Эти воображаемые арзамасские собрания подали друзьям Жуковского мысль о создании литературного общества

«безвестных любителей словесности», названного

«Арзамасом».

В противовес «Беседе» «Арзамас» был замкнутым дружеским, подчеркнуто партикулярным обществом

Шутливые арзамасские послания и протоколы (писанные секретарем

«Светланой», т. е. Жуковским) и в особенности речи арзамасцев явились живым стимулом к расцвету юмористических жанров русской

литературы.

«Арзамас» отнюдь не был чисто развлекательным обществом. Члены его вели смелую и решительную борьбу с рутиной, с общественным и литературным консерватизмом, с устаревшими эстетическими принципами со всем тем, что мешало утверждению новой литературы.

На арзамасских заседаниях звучали лучшие произведения А. Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Вяземского, В. Л. Пушкина и др. «Арзамас», был школой «литературного товарищества», взаимного литературного обучения.

Участники общества любили называть свой союз «арзамасским братством», подчеркивая не только организационную общность, но и сво глубокое духовное родство.

Своей важнейшей задачей арзамасцы считали борьбу за сплочение лучших литературных сил. И здесь их союзниками оказывались не тольк

литераторы-единомышленники, но нередко и писатели иной литературно- эстетической ориентации, например Крылов и Державин, которые, как известно, состояли членами «Беседы любителей русского слова».

В 1817 г. в «Арзамас» вступили члены тайных декабристских организаций М. Ф. Орлов, Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев. Это привело к внутреннему расколу, а затем и прекращению всей его деятельности (1818).

Основанные в 1818–1819 гг. «Вольное общество любителей российской словесности» и «Зеленая лампа» явились литературными филиалами («управами») тайных обществ.

В соответствии с уставом «Союза Благоденствия» декабристы стремились подчинить своему влиянию те литературные общества, которые казались способными к выполнению задач широкой просветительской и пропагандистской работы («попирать невежество», обращать «умы к полезным занятиям», «познанию отечества», «к истинному просвещению»).

Создание собственно декабристских объединений — на принципиально новой идейно-организационной основе — относится уже ко второй половине 1810-х гг.

Участникам тайных обществ вменялась в обязанность деятельность по созданию легальных и нелегальных литературных филиалов («управ») с последующим контролированием их работы.

«Зеленая лампа», была нелегальным литературным обществом с сильной политической окраской.

В «Зеленой лампе» господствовал дух независимости, резкого отрицания современного российского порядка. Участники общества, среди которых находим Пушкина, Ф. Глинку, А. Дельвига, Н. Гнедича, театральных критиков Д. Баркова, Я. Толстого, публициста А. Улыбышева, молодых «повес», исполненных «вольнодумства» (П. Каверина, М. Щербинина и др.), отличаются широтой и разнообразием своих культурных интересов, активно сотрудничают в петербургских журналах.

В иные, легальные формы выливалась деятельность

«Вольного общества любителей российской словесности». Пройдя сложную внутреннюю эволюцию, сопровождавшуюся ожесточенной борьбой ее правого, общество к 1821 г. превратилось в подлинный центр русской передовой культуры, средоточие ее наиболее прогрессивных сил. Наконец, поддержка своими произведениями прогрессивных журналов:

-«Сын отечества»,

-«Невский зритель»,

-позднее организация Рылеевым и Бестужевым альманаха «Полярная

звезда»),

-выпуск собственного журнала («Соревнователь просвещения и благотворения») — вот далеко не полный перечень тех направлений, в которых осуществлялась программа этого декабристского литературного объединения.

В 1823 г. в Москве возникло «Общество любомудров», в состав которого вошли такие видные литературные деятели, как В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, С. П. Шевырев, М. П. Погодин и др.

На заседаниях общества также ставился вопрос о необходимости

«перемены в образе правления». После поражения декабристов любомудры прекратили свои собрания и уничтожили архив общества.

ВЫВОДЫ:

1.Литературные общества и кружки первой четверти XIX в. были не только особой формой литературного быта. Им принадлежит значительная роль в общественно-литературном процессе той поры, в выработке эстетических платформ и консолидации идейно- художественных сил, в совершенствовании форм литературной полемики.

2.Они содействовали сближению литературы с нуждами общественного развития России, пробуждению более широкого интереса к литературному творчеству.

3.Выполнив эту важнейшую задачу, литературные общества и кружки

исчерпали свою функцию, и настоятельная потребность в их деятельности постепенно отпадала.

4.Консолидация и размежевание литературных сил происходит уже на существенно иной и преимущественно социально-философской основе.

Тема №7. Проза начала 19 века. Н. Карамзин и его

творческий метод.

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало

их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Н. М. Карамзин. «История государства Российского»

1.Карамзин-историк.

2.Карамзин и русский сентиментализм.

3.Поэтическое наследие писателя.

4.Публицистика Карамзина.

Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф.

Его многотомный труд «История государства Российского» и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени.

Плод его исследования не сухие факты и цифры, а

непростая, противоречивая жизнь России.

Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических сведений, накопленных летописцами. Историк и писатель, Карамзин вложил в свой труд чувство любви к родине и преклонения перед величием Бога и человека, а равно и ужас перед великими злодеяниями, часто имевшими место в жизни страны и ее правителей.