Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

leonardo2

.pdf
Скачиваний:
70
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
6.07 Mб
Скачать

в зеркале, обвиняя • данном случае свое незнание, а не причи­ ну, так как они ее не знают.

Невозможно, чтобы написанная вещь казалась настолько рельефной, чтобы уподобиться зеркальной вещи, хотя как та, так и другая находятся на одной поверхности. Исключение со­ ставляет тот случай, когда она видима одним глазом. Причи­ ною этому являются два глаза, так как они видят одну вещь за другою, как ab видят п; т не может полностью закрыть «, ибо основание зрительных линий настолько широко, что оно видит второе тело позади первого. Если же ты закроешь один глаз, как на S, то тело f закроет r, так как зрительная линия по­ рождается в одной-единственной точке и образует основание в первом теле; поэтому вторая вещь такой же величины никог­ да не может быть увидена.

531 Ash.I,24v.

Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя картина вся в целом предмету, срисованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со

131

своей картиной и как следует рассмотри, согласуются ли друг с другом то и другое подобие предмета. И прежде всего пото­ му следует брать зеркало себе в учителя, и именно плоское зер­ кало, что на его поверхности вещи подобны картине во мно­ гих отношениях; именно, ты видишь, что картина, исполнен­ ная на плоскости, показывает предметы так, что они кажутся выпуклыми, и зеркало на плоскости делает то же самое; карти­ на — это всего лишь только поверхность, и зеркало — то же са­ мое; картина неосязаема, поскольку то, что кажется круглым и отделяющимся, нельзя обхватить руками, — то же и в зер­ кале; зеркало и картина показывают образы предметов, окру­ женные тенью и светом; и то и другое кажется очень далеко по ту сторону поверхности. И если ты знаешь, что зеркало посред­ ством очертаний, тени и света заставляет казаться тебе вещи отделяющимися, и если у тебя есть среди твоих красок, теней и светов более сильные, чем краски, тени и света зеркала, то, ко­ нечно, если ты умеешь хорошо скомпоновать их друг с другом, твоя картина будет тоже казаться природной вещью, видимой в большое зеркало.

532 A.40v.

Если ты хочешь изобразить предмет на близком расстоянии и чтобы он при этом вызвал такое же впечатление, как и природ­ ные вещи, то перспектива твоя неминуемо будет казаться лож­ ной со всеми теми обманчивыми явлениями и диспропорци­ ями, какие можно себе только представить в жалком произве­ дении, разве что зритель поместит свой глаз как раз на том же расстоянии, той же высоте и в том же направлении, которые за­ нял и ты, набрасывая [эти] предметы. Если ты поступишь так, то произведение твое, при условии хорошего распределения

132

света и тени, без сомнения вызовет впечатление действитель­ ности, и ты не поверишь, что предметы (эти| нарисованы. В об­ ратном случае и не пытайся изобразить какую-либо вещь, не приняв дистанцию по крайней мере в 20 раз большую, чем наибольшая высота и ширина изображаемого предмета; тогда произведение твое удовлетворит всякого зрителя независимо от того, в каком бы месте он ни находился.

533

А. 3 Г.

Перспектива есть показательное [или: доказательное] рассу­ ждение, при помощи которого опыт подтверждает, что все ве­ щи отсылают глазу свои собственные подобия по линиям пи­ рамид.

534 С. А. 138 г. (Ь).

Перспектива. Воздух полон бесчисленными подобиями ве­ щей, которые в нем распределены и все представлены сразу во всех и все в каждой. Почему случается, что если будут два зер­ кала, так отраженные друг к другу, что они смотрят друг на друга по прямой линии, то первое будет отражаться во втором, а второе в первом. Первое, отражающееся во втором, несет в се­ бе свое подобие вместе со всеми подобиями, в нем представ­ ленными, в числе которых находится подобие второго зеркала, и так, от подобия к подобию, они уходят в бесконечность так, что каждое зеркало имеет в себе бесконечное число зеркал, од­ но меньше другого и одно внутри другого.

Итак, на этом примере доказывается, что каждая вещь от­ сылает свое подобие во все те места, которые могут видеть эту вещь, а также и обратно: эта вещь способна воспринять на себя все подобия вещей, которые ей предстоят.

133

Таким образом, глаз посылает через воздух свое подобие всем противостоящим ему объектам и получает их на себя, то есть на свою поверхность, откуда общее чувство их рассматри­ вает и те, что нравятся ему, посылает памяти.

Итак, я полагаю, что духовная способность образов глаз об­ ращается против объекта с образами объекта к глазу.

О теории образов и подобий см. примеч. к 464.

535 С. A. 138v.(b).

Что образы всех вещей рассеяны по воздуху, тому пример ви­ ден во многих зеркалах, поставленных в круг, и они беско­ нечно много раз будут отражать друг друга; и один, достиг­ нув другого, отскакивает обратно и к своей причине, и оттуда, уменьшаясь, отскакивает к предмету второй раз, и потом воз­ вращается, и так делает бесконечное число раз.

Если ты ночью поместишь свет между двух плоских зер­ кал, отстоящих друг от друга на один локоть, ты увидишь в каждом из этих зеркал бесконечное число светов, один меньше другого и один меньше другого. Если ты ночью поместишь свет между стенами комнаты, все части этих стен окажутся окра­ шенными образами этого света, и все те, которые будут видны свету, точно так же будут его видеть: то есть когда между ними не будет никакого препятствия, перебивающего прохождение образов. Этот же пример особенно ясен при прохождении сол­ нечных лучей, которые все распространяются на все объекты, и такова причина каждой малейшей части объекта, и всякий сам по себе несет до своего объекта подобие своей причины.

Что каждое тело само по себе наполняет весь противоле­ жащий ему воздух своими образами и что этот самый воздух в то же самое время принимает в себя образы бесчисленного

134

множества других предметов, в нем находящихся, это ясно до­ казывается этими примерами, и каждое тело целиком пред­ ставлено во всем воздухе и целиком в малейшей его части, все предметы по всему воздуху и все в каждой малейшей части.

Каждый во всем и все в каждой части.

556 Ash.I, 23 г.

Линейная перспектива распространяется на действие зри­ тельных линий, чтобы при помощи измерений доказать, на­ сколько второй предмет меньше первого и насколько третий меньше второго, и так постепенно вплоть до конца видимых предметов. Я нахожу из опыта, что второй предмет, если он настолько же удален от первого, насколько первый удален от твоего глаза, то, хотя бы они и были равны друг другу по раз­ мерам, второй будет настолько же меньше первого. И если тре­ тий предмет, равный по размерам второму и третьему перед ним, удален от второго настолько же, насколько второй уда­ лен от третьего, то он будет вдвое меньше второго; и, таким об­ разом, постепенно, при равных расстояниях, они будут всегда уменьшаться вдвое — второй по отношению к первому, толь­ ко бы промежутки не входили в число 20 локтей. И при дан­ ном промежутке в 20 локтей подобная тебе фигура потеряет 4/5 своей величины, при 40 она потеряет9/10 и затем19/20 при 80 локтях, и так последовательно она будет уменьшаться, если ты примешь плоскость сечения удаленной от тебя на удвоенный твой рост, так как один только рост вызовет очень большое раз­ личие между [планами] первого и второго локтя.

В примеч. к 469 была указана теоретическая связь между музы­ кальными и перспективными пропорциями, в 536-540 даны неко­ торые математические выводы, к которым пришел Леонардо, уста-

135

навливая зависимость между интервалами-расстояниями и пер­ спективным уменьшением предметов. В основном они могут быть формулированы так: если расстояния предметов от глаза идут в арифметической пропорции (1:2:3:4), то предметы уменьшаются в гармонической пропорции:

Понимание текстов Леонардо затруднено его терминологией: сначала он считает предметы по мере их удаления от глаза (I, II, Ш) а затем от третьего назад к первому, считая теперь третий за пер­ вый (III, II, I). Живописный принцип построения планов через каж­ дые 20 локтей должен соответствовать по аналогии музыкальным интервалам — прима, секунда, терция и т. д. Установление такой пропорциональности у Леонардо выходило далеко за пределы удо­ влетворения чисто технических потребностей живописца. Наряду с перспективными пропорциями он устанавливает пропорции чело­ веческой фигуры (см. ниже, 656 ел.), требует пропорциональности от всей «исторической композиции» в целом, пропорциональность как таковая становится у него общим моральным и эстетическим прин­ ципом и даже принципом познания: его подчас утомительные обо­ роты — «поскольку... постольку», «в той же мере... в какой», «такое же отношение существует между... как...» и т. д.— являются не особенно­ стями стиля, а полным признанием положения, формулированного его другом Пачоли в Summa arithmeticae (с. 69 г.): «...они [философы] прекрасно знали, что никакая вещь в природе не может быть позна­ на без пропорций, ибо все наше изучение стремится к тому, чтобы установить отношение одной вещи к другой», и там же: «Пропорци­ ей в обычном смысле слова является деятельность сопоставления двух вещей друг с другом с одной точки зрения». По Пачоли, про­ порция для искусства — «мать и королева», и в полном согласии с этим он считает, что нашел незыблемый эстетический канон в золо­ том сечении (divina proportione—-божественная пропорция). Сам он ссылается на многочисленных античных и средневековых писате­ лей, занимавшихся пропорциями: Евклид, Платон («Государство» и «Тимей»), Аристотель, Архимед, Боэций, Альберт Саксонский, Иордан

136

Неморарий, Фома Ьрадвардин, Биаджо Пелакани (из Пармы) и др. Последние пять оказали непосредственное влияние и на Леонардо.

537 С. A. 190v.(b).

Блоха и человек могут достигнуть глаза и войти в него под равными углами, но от этого суждение не ошибается, хотя человек кажется не больше блохи.

Спрашивается причина.

538С. A. 176v.(b).

Оживописи.

Настолько теряется в правильном распознавании фигуры предмета, насколько он из-за расстояния уменьшается в сво­ их размерах.

539 A.8v.

Об уменьшении предметов от различных расстояний.

Второй предмет, удаленный от первого, как первый от гла­ за, будет казаться вдвое меньше первого, хотя бы оба были оди­ наковой величины.

540A.8v.

Остепенях уменьшения. Если ты проведешь линию сечения на расстоянии одного локтя от глаза, то первый предмет, отстоя­ щий от твоего глаза на четыре локтя, потеряет 3/4 своей величи­ ны на плоскости сечения. Если он отстоит на восемь локтей от глаза, то он уменьшается на Ц а если он отстоит на 16 локтей, то он уменьшится на 15/16 своей высоты. Так будет постепенно

продолжаться и далее. Если предыдущее расстояние удвоится, то удвоится и уменьшение.

137

Линию сечения или плоскость сечения (pariete) Леонардо определя­ ет сам в следующих выражениях С. А. 233 г. d: «Сечение пирамид, вы­ званных телами, покажет на плоскости (pariete) разнообразие вели­ чин и расстояний от их причин».

«Плоскость (pariete) есть вертикальная линия, которая изобра­ жается перед точкой, где соединяется стечение пирамид, и эта пло­ скость (pariete) для точки исполняет ту же самую обязанность, ка­ кую исполнило бы плоское стекло, через которое ты стал бы рассма­ тривать разные вещи и на котором ты, закрывая глаз, мог бы рисовать то, что к нему было донесено пирамидами».

541 Ash. 1,19 г.

Почему из двух вещей равной величины написанная покажет­ ся больше, чем рельефная?

Причину этого, как и многого другого, не так легко показать, но все же я попытаюсь удовлетворить, если и не во всем, то, по крайней мере, насколько смогу больше. Перспектива уменьше­ ний разумно доказывает нам, что предметы тем больше умень­ шаются, чем дальше они от глаза, и эти основания прекрасно подтверждаются опытом. Итак, зрительные линии, находящи­ еся между объектом и глазом, достигая поверхности карти­ ны, все пересекаются одной и той же границей; а линии, кото­ рые находятся между глазом я скульптурой, имеют различные границы и длину. Та линия длиннее, которая простирается до члена тела более далекого, чем другие; и поэтому этот член те­ ла будет казаться меньшим; и так как там много линий более длинных, чем другие, и оттого, что там много частей более да­ леких, чем другие, то и получается, что они, будучи дальше, нам кажутся меньшими; а так как они кажутся меньшими, то своим уменьшением они делают меньше и всю совокупность объекта. Этого не случается с картиной. Так как линии окан­ чиваются на одном и том же расстоянии, то они оказываются

138

неуменьшенными; следовательно, неуменьшенные частицы не уменьшают и совокупности объекта. Поэтому и картина не уменьшается так, как скульптура.

542 С. А. 191 б (а).

Тело, рожденное перспективой Леонардо да Винчи, ученика опыта.

Это тело должно быть сделано не по примеру какого-либо тела, но только одними простыми линиями.

545 Ash. 1,25 v.

Существует еще другая перспектива, которую я называю воз­ душной, ибо вследствие изменения воздуха можно распо­ знать разные расстояния до различных зданий, ограничен­ ных снизу одной-единственной [прямой] линией: как, напри­ мер, если смотреть на многие здания по ту сторону стены, ко­ гда все они кажутся одной и той же величины над верхним краем этой стены, а ты в картине хотел бы заставить казаться одно дальше другого. [В этом случае] следует изображать воз­ дух несколько плотным. Ты знаешь, что в таком воздухе са­ мые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы, вследствие большого количества воздуха, находящегося меж­ ду твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета возду­ ха, если солнце на востоке. Поэтому делай первое здание над этой стеной своего цвета, более удаленное делай менее профи­ лированным и более синим; то, которое ты хочешь, чтобы оно было настолько же более отодвинуто назад, делай его настоль­ ко же более синим, и то, которое ты хочешь, чтобы оно было удалено в пять раз, делай его в пять раз более синим. И в силу этого правила здания, которые находятся над одной прямой

139

линией и кажутся одинаковой величины, ясно распознаются, какое дальше и какое больше, чем другое.

544 Ash. I, 22 v.

Как живописец должен применять на практике перспективу цветов. Если ты хочешь вводить эту перспективу изменения и потери или же уменьшения собственной сущности цветов, то выбери в поле предметы, расположенные через сто локтей друг от друга, например деревья, дома, людей и места. Для первого дерева ты берешь хорошо укрепленное стекло и так же непод­ вижно устанавливаешь свой глаз, и на это стекло переводишь ты дерево по его форме. Потом ты настолько отодвигаешь стек­ ло в сторону, чтобы природное дерево почти совпадало с нари­ сованным тобою, потом раскрашиваешь свой рисунок таким образом, чтобы по цвету и форме можно было сравнить одно с другим или чтобы оба, если закрыть один глаз, казались на­ рисованными и нарисованное на стекле казалось бы на том же расстоянии. Это же правило применяй ко вторым и третьим деревьям постепенно от ста к ста локтям. Эти [картины] все­ гда будут служить тебе как твои помощники и учителя, если ты будешь их применять в своих произведениях там, где они будут на месте, и тогда они будут хорошо удалять твое произ­ ведение. Но я нахожу, как правило, что второе уменьшится на

140

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]