Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология семьи 2014 / Mark_Uorren_OSNOVY_SEMEJNOJ_PSIHOTERAPII_1.doc
Скачиваний:
145
Добавлен:
14.03.2015
Размер:
1.99 Mб
Скачать

1. Продвижение последовательности на шаг вперед

Психотерапевт: Донна, вы выглядели фрустрированной, едва повер­нулись ко мне. Продолжайте говорить с Питером, пока ваша фрус­трация не исчезнет.

Продвигая последовательность интеракций на шаг дальше, психотера­певт подтолкнул пару к поиску выхода из тупика. Это вмешательство может и не привести к преодолению безвыходной ситуации, но по крайней мере психотерапевт прервал дисфункциональный паттерн и попросил участни­ков выработать новое поведение. Кроме того, психотерапевт избежал три­ангуляции, поскольку перенаправил конфликт обратно в диаду:

2. Направление послания подходящему реципиенту

Психотерапевт: Питер, вы смотрите на меня, когда говорите, как вам трудно уравновесить все эти разные запросы. Но разве вы хотите, чтобы вас понял я, а не Донна? Изложите ей вашу точку зрения.

Питер: Это бесполезно. Она считает, что я слишком часто уступаю Син-ди и вскакиваю, когда звонит Сьюзан.

Психоетрапевт: Может быть, именно так она и думает, но постарай­тесь ей объяснить.

Часто бывает, что в процессе психотерапии члены семьи обращаются к психотерапевту, чтобы оправдаться перед ним или поведать ему, что собой представляет кто-то из членов семьи. Эти безобидные поступки суть при­глашение психотерапевту присоединиться к дисфункциональному танцу. Если психотерапевт принимает это приглашение, интенсивность интерак­ций между членами семьи постепенно снижается и все больше посланий адресуется специалисту. В ответ на это психотерапевт, осуществляя вмеша­тельство, выступает в качестве оператора телефонной станции, направляя послания fd адресатам.

Эта роль может быть выполнена разными способами. С одной сторо­ны, психотерапевт может использовать вербальные комментарии: «Не мог­ли бы вы говорить с женой напрямую?» С другой — направлять невербаль­ные послания. Вместо того чтобы смотреть на говорящего, психотерапевт смотрит на человека, которому должно быть адресовано послание. Если с семьей установлен хороший раппорт, психотерапевт просто смотрит на го­ворящего и показывает пальцем в направлении человека, которому адресо­вано сообщение.

Направление послания адресату является простой, но эффективной техникой вмешательства. Очень часто для семьи это оказывается непривыч­ным способом общения. В домашней обстановке семейные паттерны инте­ракций разваливаются на серии треугольников и обрывочные беседы, или же члены семьи прерывают контакт еще до того, как всякое послание дово­дится до конца или признается. Позволяя членам семьи завершать выска­зывания, психотерапевт выстраивает репертуар семейного поведения и ме­няет системные интеракции.

структурные вмешательства

Структурой семьи называются ее организационные нормы: роли, иерархия власти, границы между субсистемами. Минухин (Mmuchin, 1974, р. 51) счи­тает, что «структура семьи — это незримый набор функциональных требо­ваний, который организует пути интеракций». Структурные вмешательства

Структурные вмешательства (structur­al interventions) — техники, предназна­ченные для изменения организации се­мьи (вызов семейным нормам, рефрей-минг и разметка границ).

семейных терапевтов (Minuchin, Todd, 1979).

(structural interventions), в свою очередь, призваны изменять эти паттерны семей­ной организации, в которые вплетено проблемное поведение.

Материал этого раздела является кратким введением в эти структурные техники. Подробное описание этих тех­ник можно найти в работах структурных 1974; Minuchin & Fishman, 1981; Stanton&

ОСПАРИВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ НОРМ

В большинстве случаев на момент обращения к психотерапевту ригидные, хронические, укоренившиеся паттерны уже закрепились в нормах, под­держивающих структуру семьи. Поэтому, по .наблюдениям Минухина и Фишмана (Minuchin & Fishman, 1981), всех семейных психотерапевтов объе­диняет стремление бросить вызов дисфункциональным аспектам семейно­го гомеостаза. Однако для этого они используют разные методы в зависи­мости от своей теоретической позиции.

В семье Мартинов существовало несколько дисфункциональных норм. Во-первых, вместо совместного поиска решения проблем члены семьи выс­казывали взаимные обвинения. Мартинам было легче критиковать друг дру­га, чем признать боль, стоящую за их нападками. Во-вторых, процесс реше­ния проблем был затруднен, так как члены семьи разорвали контакты друг с другом еще до того, как могло быть принято какое-то решение. По иронии, все они чувствовали хрупкость новой комбинированной семьи и опасались последствий своих бесконечных распрей. Обычно недовольство высказы­валось только тогда, когда ситуация становилась невыносимой. И наконец, в семье не было принято обсуждать личные переживания, связанные с по­терями и изменениями в жизни. Члены семьи вели себя так, как еЪли бы чувства, связанные с прошлым, угрожали настоящему. (Вишеры (Visher & Visher, 1988) считают, что при построении комбинированной семьи перво­степенной задачей является копинг в связи с потерями и изменениями.) Далее будут описываться различные пути оспаривания этих семейных норм (Worden, 1991).