Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Развитие археологии в России (XIX – XX вв.).docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
383.71 Кб
Скачать

Б. В. Фармаковский (1870-1928)

В России во второй половине XIX и в начале XX в. продолжаются раскопки античных городов Северного Причерноморья и особенно широко ведется исследование памятников скифской культуры и связанных с ней предшествующих и последующих культур южнорусских степей.

Из античных городов следует упомянуть Херсонес Таврический и Ольвию. В Херсонесе большие раскопки производил археолог К. Н. Косцюшко-Волюжинич, называвший Херсонес "русскими Пом-пеями" и "русской Троей", Хотя сравнения явно преувеличены, но раскопки все же дали значительные результаты. Исследованы крепостные сооружения из больших, тщательно отесанных камней, с башнями и воротами, система водопровода с керамическими трубами, некрополь с погребениями римской эпохи. В нижних слоях обнаружены следы неолитической культуры. В 1890 г. в христианской церкви византийской эпохи найдена разбитая на две части каменная плита с надписью. Надпись относится к концу IV в. до н. э. и содержит клятву, данную херсонесцами на верность городу. Из текста "Присяги херсо-несцев", как назван памятник, явствует, что в Херсонесе был демократический строй, с выборными магистратами, с советом, с народным ?судом. По тексту присяги определяются приблизительные границы Херсонесской республики: упоминаются "Керкинитида, Прекрасная Гавань и иные укрепления и земли, которыми херсонесцы владеют".

Одной из первых и богатейших колоний, основанных греками в Северном Причерноморье, была Ольвия, на берегу Бугского лимана, близ современного Николаева. Из Ольвии, между прочим, начал свое путешествие по Скифии Геродот.

Местонахождение Ольвии было известно IB XIX в., но произвести раскопки не удавалось из-за противодействия владелицы участка графини Л. А. Мусиной-Пушкиной. Однако крестьяне соседнего села Па-рутина, нарушая "священное" право собственности, добывали оттуда вещи для продажи. В Одессе и Николаеве возникли даже комиссионные конторы по сбыту юльвийских древностей, которые за большие деньги переправлялись за границу. Одним из покупателей был американский миллиардер. Только в 1901 г., когда сменился владелец участка, удалось начать систематические раскопки.

Раскопками руководил крупнейший русский археолог Б. В. Фармаковский (1870-1928). Хотя Фармаковский и не называл Ольвию "русским Кноссом", но его раскопки по методике не уступают раскопкам А. Эванса на Крите. Верхние слои Ольвии содержали остатки городских сооружений римской эпохи, датируемые III в. н. э. Фармаковский сантиметр за сантиметром исследовал все последовательные напластования земли, строительного и хозяйственного мусора и других остатков. Им было обнаружено двенадцать таких напластований. Только в 1904 г. Фармаковский докопался до Ольвии IV в. до н. э. и только к 1907 г. откопал ее монументальные крепостные сооружения.

Фармаковский шаг за шагом, постепенно проследил всю историю Оль-вийского городища, на протяжении тысячелетнего его существования. Коллекция, собранная в Ольвии, огромна, она (насчитывает десятки тысяч вещей. Раскопки в Ольвии продолжаются и поныне.

Южнорусские степи к востоку и западу от Днепра славятся своими многочисленными курганами. Множество различных племен, и местных и пришлых, сменили на этой территории друг друга, но все они воспринимали и сохраняли традицию, возникшую в эпоху неолита: насыпать над погребенными или сожженными покойниками могильные холмики.

О древних племенах, населявших эти степные пространства, было известно очень мало. Кроме весьма ценного, но овеянного легендами и мифами свидетельства Геродота о Скифии и беглого перечисления сарматских племен Птоломеем, нет никаких письменных источников, если не считать позднейших отрывочных пересказов Геродота.

Еще в 1763 г. любитель древностей генерал А. П. Мельгунов произвел раскопки скифского кургана близ Елисаветграда (ныне Кировоград). Скифские курганы раскапывали и до Мельгунова, но только с целью их ограбления. Мельгунов впервые произвел раскопки с научной целью. В кургане найден железный меч в золотых ножнах. Ножны украшены изображениями львов, стреляющих из лука, крылатых быков с человеческими лицами и других фантастических животных. На-находка золота возбудила интерес, и раскапывать курганы бросились все, у кого были к тому охота и деньги.

Научное, систематическое исследование курганных погребений, прекратившее стихийное кладоискательство, началось на юге России в 30-х годах XIX в. Но раскопки не оправдали возлагаемых на них надежд. Почти все курганы еще в древности были ограблены. Позже археологи научились изучать, анализировать и восстанавливать картину погребений и ограбленных курганов.

И. Е. Забелин занимался раскопками скифских и греческих курганов в южнорусских степях и на Таманском полуострове. Он создал научную методику раскопок больших земляных курганов. В 1862-1863 гг. Забелин на нижнем Днепре, близ Никополя, раскопал курган Черто-млык (назван по речке Чертомлык) - один из самых знаменитых курганов. Курган этот еще в скифское время пытались ограбить, но неудачно. Туннель, прорытый грабителями, обвалился и задавил одного из них. Труп скифа-грабителя остался на месте, а рядом с ним лежало похищенное золото. В кургане оказалось два богатых погребения- мужское и женское. Погребения были признаны царскими: при покойниках находилось 6 убитых рабов, 11 коней и большое количество золота. Особую ценность как произведение искусства и как исторический источник представляет серебряный сосуд для вина. Сосуд покрыт высокохудожественными рельефами из цветов, веток и птиц. В верхней части сосуда изображены скифы, укрощающие лошадей.

Но такие "золотоносные" курганы большая редкость. Только через 50 лет после находки Забелина археолог Н. И. Веселовский вскрыл курган, называемый Солоха, ставший столь же знаменитым, как Куль-Оба и Чертомлык. В Солохе также обнаружено два царских погребения. Наибольшей известностью из вещей, найденных в этих погребениях, пользуется золотой гребень, на рукоятке которого изображены три сражающихся скифа-один конный и два пеших. Работа настолько художественна и филигранна, что лучшие ювелиры современной Европы не сумели сделать копию. О пышном ритуале погребений скифских и меотских племенных вождей (царей), описанном Геродотом, свидетельствуют и ограбленные курганы. В одном ограбленном кургане в Ульском ауле (Кубань) было обнаружено около 500 убитых при похоронах лошадей.

Так называемые "царские курганы" исчисляются десятками, но кроме них по степным просторам разбросаны сотни и тысячи небольших курганов, не содержащих ни золота, ни убитых коней. В погоне за золотом раскапывались и эти бедные курганы, но их планомерное и систематическое исследование начал основоположник русской первобытной археологии В. А. Городцов (1860-1945).

Городцов - археолог-самоучка, бывший кадровый офицер Несвижского гренадерского полка. В 1888 г. в "Трудах Рязанской ученой архивной комиссии" появилась первая статья Городцова о неолитических стоянках Рязанского уезда. К концу жизни Городцова список его научных трудов содержал около 200 названий. Городцов проделал большую работу по изучению в России бронзового века и его хронологизации и первым доказал его существование в Восточной Европе.