Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник_материалов_конференции

.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
4.55 Mб
Скачать

ландшафта не было утеряно и в последние десятилетия XX в. Житель Кирова, по профессии архитектор в своем письме, опубликованном в одной из газет пишет: «Высокий берег и прямые улицы дают возможность все время ощущать, что город размещен в природе, мы с любой его точки можем увидеть заречные дали, леса, поля, холмы [4].

Министр народного просвещения Д.А. Толстой посетил Вятку в мае 1878 г., в день начала Великорецкого крестного хода. Берег реки в это время становится особенно оживленным, наполняется лодками, пестрой толпой народа. Благоприятные впечатления от теплой весенней погоды, цветущей сирени и жасмина, светлых, как в Петербурге, ночей выразились в знаменитом высказывании министра: «Я нашел Италию на севере»… [14]. Эта ассоциация возникла не только под впечатлением от весеннего пейзажа, но и самого города: его огромные административные здания не посрамили бы самых красивых улиц столицы, а частные кирпичные дома достойны стать украшением любого губернского города. Дома вятчан граф сравнил с виллами: «Есть в них нечто великосветское: будто стремясь избежать столкновения с чем-то чуждым, они отгораживаются от своих соседей садами… располагаясь в городских пределах… Здесь нигде не встретишь зажатых со всех сторон, сгрудившихся домишек. Дом от дома отделен значительным пространством, садом, цветником или декоративным кустарником. Так широко

ивольготно живется в Вятке» [5]. Известный общественный деятель, А.А. Прозоров писал: «В 1904 г. Вятка занимала земли восемь кв. верст, из них 40 десятин под общественными садами

иоколо 35 десятин под постройками» [11, с. 117]. Если дореволюционная Вятка наполнялась частными садами, то главным украшением Кирова 1960–70 гг., по мнению его жителей, стали озелененные улицы и скверы.

ВXX в. историко-культурный ландшафт российских городов целенаправленно разрушается. В Вятке уничтожено большинство церквей и соборов, составлявших уникальный вид набережной, город лишился своего лица. Его новый профиль описал в своем «Лирическом дневнике» писатель А.А. Лиханов. Упоминая купола единственного сохранившегося монастыря, он так описывает приобретенный в советские времена вид г. Кирова с

290

противоположного берега реки: «шпиль телевизионной башни, острые плоскости домов, округлость ротонды в старом саду, силуэт градирни, карандаши распоровших небо заводских труб, лапы могучих тополей» [7, с. 6].

Дореволюционная Вятка подтверждала ту особенность русских городов, которую издавна отмечали европейские путешественники. Привлекательный городской вид издали, силуэт, образованный десятками главок церквей контрастирует с убожеством улиц [2, с. 39]. Улицы, утопающие в грязи, деревянные тротуары, трава вместо мостовых – эти приметы повседневной жизни отмечали и городские обыватели, и путешественники, посетившие провинциальную Вятку в конце XIX – начале XX вв. А. Портен, ожидая увидеть «столичный» город, описывает разочарование от увиденного: «Нас встретили улицы пустынные и вечно грязные, окаймленные жалкими постройками и узкими тротуарами из досок, поднимающихся под тяжестью шагов». Путешественник обнаружил в городе единственное средство передвижения – дилижанс, названный из-за характерной формы, напоминающей музыкальный инструмент, «гитарой» [10, с. 20]. И.К. Франчески описывает город следующим образом: «Немощеные улицы с деревянными тротуарами тонули в грязи осенью и весной. Тусклые, керосиновые фонари красноватыми редкими пятнами освещали главные улицы города, окраины тонули во тьме» [15, с. 2]. Встречаются и неожиданные ассоциации, делающие негативные стороны городской повседневности («поднимающиеся под тяжестью шагов тротуары») элементом самых светлых воспоминаний. Народный художник СССР Н.Н. Жуков описывает город 1920-х гг.: «В поздние годы в других городах я всегда вспоминал вятские тротуары, считая, что они были самыми удобными для детворы

[3].

В годы советской власти было принято акцентировать негативные стороны повседневной жизни дореволюционного города. В прессе поддерживался миф об «общей отсталости Вятского края», согласно которому в наследство от царской, советская власть получила «грязный, ветхий, опасный в пожарном отношении город» [13, с. 3]. Новая история у г. Вятки началась после Октябрьской революции, что соответствовало действительности. И. Франчески в своих воспоминаниях зафиксировала изме-

291

нения городской среды в советское время: «из грязной маленькой Вятки вырос красавец город, с многоэтажными, красивыми зданиями, асфальтированными улицами и сетью автобусов и троллейбусов» [15, с. 24]. Советские газеты 70-х гг. говорят о том, что горожане считают привлекательным «современный индустриальный город», противопоставляемый «провинциальному захолустью». Кировчане любили свой город за новые дома, в которых они обрели комфорт, за профессию, которая помогла обрести чувство спокойствия и удовлетворения, за производственные успехи, «первую встречу с прекрасным» и «открытые, приветливые лица людей» [16, с. 3].

Урон, нанесенный культурному ландшафту города в годы советской власти, стал предметом общественного обсуждения в 1980-е гг. Признавая ценность «новых красивых уютных уголков» города, «прекрасных примечательных зданий», таких как Дворец пионеров, цирк, Диорама, внимание городской общественности обращается на «безликие кварталы, где и старины не сумели сохранить, и вновь ничего примечательного не создали» [13]. Анализ данных интернет-ресурсов показал, что сегодня путем создания положительного имиджа пространства горожане считают охрану и развитие культурно-исторического ландшафта (40 из 94 отзывов). В пользу положительного влияния исторического ландшафта на восприятие современного города свидетельствуют данные социологических исследований, проведенных под руководством Ю. Вешнинского в период с 1978 по 2001 г. В двадцатку самых красивых городов, по мнению москвичей, входят те, которые были потеряны в 1917 г., в двадцатку самых некрасивых – имеющие ярко-выраженный «индустриаль- но-советский колорит» [1].

Дискуссии о том, в каком направлении должен развиваться современный российский город не прекращаются. Анализ ответов на вопрос, заданный на портале «Вятка-на-Сети» «что необходимо сделать, чтобы Киров стал городом XXI века»? показывает, что его жители хотят видеть город уютным, малоэтажным с тихими улицами и большим количеством зелени. Среди качеств комфортного города оказались «независимость от времени и расстояний» [17]. «Город будущего» по своему облику – исторический город с коммуникациями XXI в.

292

Библиографический список

1.Вешнинский Ю.Г. Эстетические оценки москвичами постсоветского культурного пространства // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. 2010. Вып. 1(7). URL: http://geoeko.mrsu.ru/ (дата обращения: 25.05.2013).

2.Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008. 220 с.

3.Жуков Н.Н. Вятка и Елец моего детства. Елец, 2009. 70 с.

4.За что я люблю свой город // Кировская правда. 1974. № 151. с. 2.

5.Каменьский Г. Письма из ссылки. Киров, 1989. Машинопись.

6.Кузнецов Э.Д. Медведь летит, хвостом вертит: Рассказы о художнике Юрии Васнецове. СПб.: ДЕТГИЗ–Лицей, 2007. 240 с.

7.Лиханов А.А. Конспект судьбы. Лирический дневник с публицистическими отступлениями. М.: Молодая гвардия, 1976. 189 с.

8.Лихачев Д.С. Экология культуры. URL: http://svitk.ru/004_book_book/16b/3564_lihahevekologiya_kulturi.php (дата обращения: 18.08.2013).

9.Петряев Е. Литературные находки: Очерки культурного прошлого Вятской земли. Киров: Волго-Вятское кн. изд., кировское отд.,

1981. 288 с.

10.Портен А. Затерянный уголок России. Воспоминания артиста / пер. с фр. Л.А. Степановой, В.В. Огарковой. Париж, 1883. Машинопись.

11.Прозоров А.А. Город Вятка и его обыватели: мемуары. Киров: Экспресс, 2010. 152 с.

12.Рылов А.А. Воспоминания / под ред. Н.Г. Машковцева М.: Искусство, 1954. 263 с.

13.Ситников В. Престиж родного города // Кировская правда. 1985.

№ 242. С. 2–3.

14.Судовиков М.С. Министр народного просвещения Д.А. Толстой и гуманитарные инициативы на вятской земле. URL: http://www.herzenlib.ru/regionovedenie/resources/detail.php?ID=1548 8 (дата обращения: 24.07.2013).

15.Франчески И.К. Воспоминания (Вятка 1890–1917). Киров, 1957. Машинопись.

16.Хлынов – Вятка – Киров // Кировская правда. 1973. № 197. С. 3.

17.Что необходимо сделать, что бы Киров стал городом XXI века?

URL:

http://vkirove.ru/talk/viewtopic.php?f=1&t=17928&start=15&st=0&sk =t&sd=a (дата обращения: 15.08.2013).

293

«THE CITY IN THE PERSON»:

REPRESENTATIONS OF A CULTURAL LANDSCAPE

IN DAILY OCCURRENCE SPACE

(ON THE EXAMPLE OF VYATKA)

O.V. Desatkova

Vyatka State University

The concept «the city in the person», assuming studying of spatial representations became theoretical base of offered research. In article a representations cultural landscape of the city of Vyatka-Kirov XIX–XXI century is stated, according methodological precondition. The sources for the study included reminiscence, newspapers, Internet resource. The study reveals the peculiarities of perception of the city as a space of human life, also evolution of ideas of the city in sociohistorical contexts of pre-revolutionary, Soviet and modern Russia.

294

УДК 316.647.82

ПРОБЛЕМА ДИСКРИМИНАЦИИ МУЖЧИН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

К.А. Днищенко

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Убеждение о равноправии полов до сих пор является лишь условной нормой, на деле же и мужчины, и женщины сталкиваются с ущемлением прав, давлением стереотипов. В связи с этим в обществе формируются новые модели поведения, отстаивающих собственную независимость женщин и все более феминизированных мужчин, с детства привыкающих к опеке, зависимому положению, к конкуренции не только с мужчинами, но и с женщинами. Основная идея статьи – привлечение внимания к проблеме дискриминации мужчин, до конца не осознаваемой и игнорируемой со стороны мужского населения России.

Долгое время понятие «дискриминация по полу» связывалась только с ущемлением прав женщин, но современное состояние общества таково, что в ущемленном виде находятся мужчины – их не защищает законодательство, а стереотипы утверждают, что мужчина сам по себе сильный пол и в защите не нуждается. Подобные противоречия заставляют исследователей анализировать провозглашенное равноправие полов, с течением времени выводы становятся не утешительны уже для мужской половины населения.

На данный момент зафиксировано низкое по сравнению с женщиной положение мужчины в обществе по ряду показателей, выявлены реальные проблемы такие как низкая продолжительность жизни, состояние здоровья [6]. При этом подобные проблемы усугубляются неадекватным, устаревшим представлением мужчины в СМИ как существа не нуждающегося в защите и помощи государства. В настоящее время финансирование государства неадекватно распределяется между мужскими и женскими нуждами, в связи с этим рождаются все новые и но-

© Днищенко К.А., 2013 295

вые сферы, где проявляется дискриминация мужчин. Уже сейчас этот список достаточно велик:

1. Воинская повинность

Обязательность воинской службы по призыву для молодых людей мужского пола вынуждает их терять год жизни, ставит под угрозу их безопасность и неприкосновенность, а также ограничивает их право на образование и возможность получить работу [2]. В случае военных действий «граждане мужского пола» рассматриваются Государством как исполняющие свой долг перед Родиной. Стоит принять во внимание тот факт, что стремление мужчин к безопасности считается дизертирством, для женщины – норма поведения.

2. Пенсионное законодательство

Мужчина вынужден осуществлять «трудовой вклад» на пять лет дольше, чем женщина, для того, чтобы получать пенсию в среднем на 14 лет меньше, чем женщина. При этом, учитывая возрастающую нагрузку на трудоспособное население, можно спрогнозировать, что большой процент мужчин не доживет до выхода на пенсию, то есть их пенсионные отчисления, которые накапливаются в течение трудового стажа, перейдут на счет тем, чей возраст превышает среднюю продолжительность жизни. Именно на данном принципе строят свою систему пенсионные вклады.

3. Право на отцовство

Запрет на усыновление для одиноких мужчин лишает мужчин равных с женщинами возможностей. Хотя законодательство РФ не содержит условий, каких-либо упоминаний о запрете усыновления одинокими мужчинами, но органы опеки и попечительства часто действуют исходя из предрассудков о том, что мужчина не способен вырастить ребенка самостоятельно. В России из 150 родителей одиночек – 149 мам и только 1 отец [1].

4. Попечительство над детьми

До 2000 г. в 98 % случаев государственные суды России при разводах оставляли детей матери, сводя роль отца к единственной статье: «содержание» (т.е. алименты), что соответствует стереотипу о мужчине, как о добытчике ресурсов к выживанию, но надо заметить, что подобные стереотипы являются отголосками патриархального общества, которое давно в прошлом.

296

Современная ситуация для отцов в России намного оптимистичней, по количеству детей, оставшихся после развода с отцом, Россия скоро догонит Америку. Точной статистики не существует, но эксперты говорят, что уже в 5–6 % случаев [8] суд определяет постоянным местом жительства малыша дом папы.

5. Право на отказ от отцовства

Женщина после зачатия ребенка сохраняет право отказаться от материнства либо посредством аборта, либо отказавшись от ребенка при рождении. Мужчина же не имеет права не только препятствовать рождению нежеланного ребенка, но он даже не имеет права отказаться от ребенка после рождения.

6. Чрезвычайные ситуации

Государство скрупулезно следует принципу «Сначала женщины и дети» в любой чрезвычайной ситуации. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что во время приема беженцев предпочтение отдается женщинам, несмотря на тот факт, что во всех случаях возникновения войны или кризиса именно мужчины подвергаются наибольшей опасности.

7. Выделение фондов

Нет страны в мире, где бы ни были органы, призванные следить за положением и правами женщин. В некоторых странах, например, в Новой Зеландии существуют даже министерства по делам женщин. В России тоже есть думский комитет по делам «молодежи, женщин и семьи», но нет ни одного комитета на государственном уровне, где бы в названии упоминались бы мужчины. Правительство России также принимало не одно постановление по улучшению положения женщин, но ни одного для мужчин [5, с. 179].

8. Освобождение от тюремного заключения

Кроме того, не стоит забывать о том, что мужчины получают более продолжительные сроки тюремного заключения за те же самые преступления, что совершают женщины. Мужчина, который убивает жену, получает в среднем 16 лет, а женщина – 8 [7, с. 89]. Если мужчина и женщина вместе совершают криминал, он обычно получает более длинный тюремный срок, потому что она обычно рассматривается как соучастник. И еще раз убедиться в вышесказанном помогает тот факт, что фактически каждый преступник, казненный в России, был мужчина.

297

9. Биологические особенности

В то время как биологические особенности женщины, такие как материнство, признаются и оберегаются специальными нормативными актами, создающими целую систему, предназначенную для женщин, никакого внимания не уделяется биологическим особенностям мужчин, таким как больший риск сердечнососудистых заболеваний и как следствие меньшая продолжительность жизни. Как уже упоминалось выше, необходимо разрабатывать систему законодательных актов, создавать специальную систему учреждений по аналогии с защитниками прав женщин.

Тем не менее, не все мужчины признают сам факт наличия дискриминации мужчин, во многом это зависит от типа поведения мужчины и собственном представлении о мужских и женских качествах. На основе типологий, разработанных Р. Коннелом и М. Месснером [4], можно выделить три наиболее четко прослеживающихся типа маскулиннности, характерные для России:

1.Гегемонная (традиционная);

2.Естественная (или «маскулинность соучастников»);

3.Метросексуальная (т.к. различия с юберсексуальной маскулинностью не достаточно существенны).

Одним из признаков разделения на соответствующие типы является стереотипность мышления – так наиболее подвержен влиянию стереотипов гегемонный тип маскулинности, или традиционный, наименее – самый современный тип маскулинности

метросексуальный.

Для традиционного типа маскулинности характерно желание доминировать, состояние конкуренции и воля к победе во всех областях (семья, работа, хобби) являются естественными.

Соучаствующая маскулинность – это модель поведения тех мужчин, которые не прилагают усилий, чтобы занять главенстввующую позицию из-за недостатка сил или желания. Через соучаствующую маскулинность они занимают подчиненную, вспомогательную роль, но при этом пользуются преимуществами в этой иерархической системе.

Типичный представитель метросексуальной маскулинности – состоятельный молодой человек, использующий все возможно-

298

сти городской жизни – получение хорошего образования, интересный отдых, саморазвитие, и посещение различных заведений, которые полностью удовлетворяют его основную цель – заботу о себе.

На признание факта дискриминации мужчин оказывает влияние такой фактор как тип маскулинности – как наиболее образованные мужчины с «метросексуальным» типом маскулинности чаще замечают факты дискриминации мужчин, для традиционного типа маскулинности, напротив, ущемления мужчин связываются со стереотипом «сильного пола». Существенное влияние оказывают так же социально – демографические характеристики мужчин. Как правило, мужчины с высшим образованием наиболее осведомлены о фактах дискриминации и могут рассуждать на подобную тему беспристрастно.

Теоретически обосновано, что тип маскулинности начинает формироваться у мальчиков в возрасте 2,5–3 года, когда он начинает воспринимать своего отца или деда как пример для подражания, а маму и сестру как объект защиты и заботы. В исследованиях, посвященным типологии маскулинностей, проведенных Коном, одним из основных признаков гегемонной маскулинности является отношение к женщине, как к «слабому полу», то есть привилегированное положение мужчины [3, с. 88]. Мужчины такого типа склонны воспринимать весь мужской пол как соперников, то есть равных, а женщин как подчиненных, следовательно их отношение к дискриминации мужчин можно описать как игнорирование, а дискриминация женщин воспринимается как естественное состояние.

С другой стороны, Светлана Ильиных обосновывает, что современное состояние российского общества можно описать как «кризис маскулинности», то есть ослабление мужских качеств и проявлений традиционной гегемонной маскулинности у мужчин, постепенное усиление позиций маскулинизированнных женщин, которое приводит к дискриминации мужчин. Таким образом, современные мужчины находятся в ситуации постоянной адаптации ко все более угнетающим условиям. С течением времени поведение мужчин меняется, и сейчас вопросы дискриминации мужчин и защиты прав мужского пола уже не считаются чем-то аномальным и свободно обсуждаются мужчина-

299