Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник_материалов_конференции

.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
4.55 Mб
Скачать

скрытно действующие и т.д.), а мужские рациональные, деятельные, агрессивные, проявленные (убийцы, маньяки и т.д.).

Берн Шон в своей известной книге «Гендерная психологи» приводит данные социологических исследований, проведенных западными учеными. Так Синьорелли, который анализировал, что транслировалось по телевидению в лучшее эфирное время, обнаружил, что «71 % появлявшихся на экранах людей и 69 % главных героев — были мужчинами…Женщины на телевидении были моложе, чем мужчины, обладали более привлекательной внешностью и мягким характером, их показывали в контексте романтических интересов, дома, семьи; они же чаще оказывались в роле жертвы. Из 10 замужних героинь только три имели какую-то работу за пределами дома, и даже если женщины работали, то, как правило, им отводились традиционные женские занятия, мужчины не только значительно чаще появлялись на экране, но имели уважаемую в обществе профессию (адвокат, врач), либо были задействованы в специфически мужской области деятельности, например, полицейскими» [1, с. 55].

Гендер в детской сказочной литературе

Сказочная литература играет важнейшую роль в процессе гендерной социализации, т.к. наиболее важным периодом в развитии является период детства, когда ребенок максимально восприимчив к получаемым сведениям об окружающем мире и о нем самом, и в тоже время минимально критичен к этому. Сказки также выполняют важнейшую функцию передачи этнокультурного багажа, накопленного предками. Прежде всего сказочная литература передает традиционные патриархатные гендерные стереотипы.

Е. Здравомыслова и ее коллеги исследовали русскую детскую сказочную литературу на наличие гендерных стереотипов, влияющих на гендерную социализацию индивида и пришли к выводам, что «гендерная конфигурация сказки (молодая положительная героиня, ложная героиня, женщина старшего возраста – мачеха, отец-подкаблучник, молодец-жених) демонстрирует гендерный традиционный патриархатный стереотип. Так психологические черты, предписанные женщине в рамках такого стереотипа, – терпение, покорность, жалость, сострадание, неж-

310

ность, доброта, мягкость, жертвенность, стремление к сохранению гармонии в межличностных отношениях. Негативными чертами женщин (мачехи, сестер) считаются мстительность, зависть, коварство, нелюбовь к детям и ко всему живому, чрезмерная гордость, лень, капризность, лживость. Также, важно, что эти отрицательные черты женственности интерпретированы в патриархатных сказках как неизбежное сопутствие самостоятельности, независимости, непокорности и женского доминирования…Что касается главных героев – мужчин, то они обладают следующим набором черт: решительные, смелые, отважные, обладающие силой воли, сильные, властные, воинственные, работящие, выносливые, рациональные, стремительные, ориентированные на достижение цели, тщеславные, гордые, самостоятельные, независимые, настойчивые, упорные, трудолюбивые, обладающие всеми качествами «традиционного» мужчины» [4, с. 70].

Таким образом, детская сказочная литература изобилует традиционными гендерными стереотипами, закрепляющими у детей представления о традиционной женской роли матери, хозяйки и хранительницы очага, и представления о мужской роли защитника, добытчика, молодца, героя.

А средства массовой информации являются одними из главных агентов гендерной социализации. Но нельзя утверждать, что СМИ объективно показывают действия мужчин и женщин. СМИ воспроизводят гендерные стереотипы, которые существовали еще до появления их самих. Также мы считаем, что необходимо сказать о динамике гендерных стереотипов в СМИ. На данный момент происходят изменения в роли женщины, она чаще является главным героем, обладает качествами, которые раньше имел только мужчина. Но эти изменения односторонние, меняется только роль женщины, роль мужчины остается прежней, мужчина на данный момент не принял тех качеств, которые традиционно являлись женскими.

Библиографический список

1.Берн Шон. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

320 с.

2.Введение в гендерные исследования. Ч. I: уч. пособ. / под ред.

311

И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

708 с.

3.Грошев И.В. Образ женщины в рекламе // Женщина. Гендер. Культура. Российские летние школы по гендерным исследованиям. М.: Московский центр гендерных исследований, 1999. С. 331–343.

4.Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе: русские сказки // Преображение. № 6, 1998. С. 65–78.

5.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 678 с.

6.Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования, научный и общественно-политический журнал РАН, 1993г., № 2. С. 117–131.

THE IMPACT OF MASS MEDIA AND FAIRY TALES FOR KIDS ON GENDER STEREOTYPING

Z.E. Kosticyn, X.A. Voronova

Perm State National Research University

The paper considers the influence of mass media and fairy tales on internalization of gender stereotypes and roles in the course of personality socialization. The secondary analysis of gender researches is focused on impact of movies, advertising and fairy tales with the conclusion that mass media are dominated by traditional cultural symbols, norms, images, and roles of men and women that reproduce the existing gender stereotypes.

312

УДК 316.334.2

ОПЛАТА ТРУДА В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ

Н.Н. Кривощекова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Статья посвящена выявлению мотивов профессиональной деятельности медицинских работников государственных (муниципальных) учреждений, финансируемых из бюджета. В основу статьи положено авторское исследование, посвященное заработной плате как определяющей мотивирующей силе. Результаты исследования, представленные в статье, показывают, что материальные мотивы не являются определяющими в мотивационном ядре работников бюджетных организаций.

Одной из ведущих задач концепции здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. является создание мотивированного отношения работников к их качественному труду [4]. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. Индивид включается в общественное производство с учетом материальной необходимости [5].

В современной научной литературе существуют различные подходы и взгляды на мотивацию. Среди отечественных и зарубежных авторов, занимающихся изучением данной темы, можно назвать Ф. Герцберга, Э.Д. Мэйо, В.Я. Ядова, Ю.Г. Одегова, Е.П. Ильина, П. Мучински, С. Сысоеву, О.С. Виханского, А.И. Наумова, Р.Л. Дафта, П. Лэнда, Ш. Ричи и др.

Существуют различные взгляды на трудовую мотивацию, но невозможно отрицать, что оплата труда является одним из основных инструментов мотивирования работников [3].

Существенным недостатком при определении размера заработной платы оказывается то, что размер оплаты труда бюджетного работника определяется до выполнения его профессиональных обязанностей [1].

© Кривощекова Н.Н., 2013 313

Долгое время господствовала точка зрения, что у групп менее квалифицированных работников в структуре мотивов на первое место выдвигаются заработная плата и условия труда [8]. Отражаемые в исследованиях 70–80-х гг. изменения в структуре мотивов проявлялись лишь в перестановке двух факторов: заработка и «работы по душе». В остальном же структура остается стабильной [6].

В90-е гг характер и структура мотивов труда рабочих существенно меняются. Бесспорно первое место занимают мотивы заработка, появляется и начинает играть заметную роль мотив гарантированной занятости. Содержание труда вытесняется из мотивационного ядра и отодвигается на задний план, практически исчезли общественно значимые мотивы труда [2].

ВXXI в. заработная плата продолжает занимать не последнее место в системе мотивации работников. Но так же возрастает роль и нематериальных стимулов[7].

Для определения основных мотивов профессиональной деятельности медицинских работников было проведено исследование персонала МГУЗ «Кудымкарская городская поликлиника» относительно значимости для них тех или иных мотивов. Данное исследование проводилось методом раздаточного анкети-

рования, использовалась выборка основного массива.

Висследовании принял участие 91 работник МГУЗ Кудымкарской городской поликлиники, 84 женщины и 7 мужчин, что в целом отражает российскую специфику распределения по полу медицинских работников. Для изучения возрастных категорий в анкете использовалась порядковая шкала: 21–35 лет, 36–50 лет, 51–60 лет, 61 и более. По возрастным категориям респонденты распределились следующим образом: к возрастной категории 21–35 лет относятся 24 человека, к категории 36–50 – 41 человек, 26 человек имеют возраст в интервале от 51 до 60 и соответственно 3 человека старше 61 года.

Ключевой задачей настоящего исследования является анализ особенностей мотивации работников бюджетной сферы и выявление роли такого инструмента, как оплата труда, в стимулировании качества труда медицинских работников.

Врезультате проведенного исследования медицинских работников выявлено, что компоненты системы мотивации со-

314

трудников, применяемой Кудымкарской городской больницей, весьма разнообразны. Воздействие оказывают как материальные факторы (величина заработной платы, премии), так и нематериальные (оценка и признание профессиональных достижений, возможность профессионального роста).

Медицинские работники в целом довольны своей жизнью, но в то же время не удовлетворены размером заработной платы. Поскольку не наблюдается прямой зависимости между неудовлетворенностью размером оплаты труда и неудовлетворенностью различными аспектами жизни, можно говорить о том, что материальная составляющая не является определяющей в жизни и целях работников.

Проведенный анализ полученных эмпирических данных, показал, что заработная плата и другие материальные вознаграждения не являются определяющими у группы медицинских работников в возрасте от 21 года до 60 лет, тогда как для категории медицинских работников старше 60 лет величина заработной платы является главной.

Большее значение премиям придают врачи старшего возраста (60 лет и выше) по сравнению со своими молодыми коллегами.

Для стимулирования труда медицинских работников преимущественно используются положительные меры, или так называемое вознаграждение, а именно, денежные премии, дополнительные выплаты, единовременные денежные поощрения. Но эти выплаты недостаточно велики, поэтому большинство медицинского персонала не удовлетворены материальной составляющей своей работы. Так же, к мотивационным мерам данной организации относится создание возможности самореализации и совершенствования в профессиональной деятельности, в том числе повышение квалификации за счет учреждения, стажировки. Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация в виде замечаний, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы.

При анализе мотивации профессиональной деятельности персонала поликлиники были выявлены следующие виды мотивов:

материальное стимулирование;

315

возможность повышения социального статуса; это также связано с материальным элементом мотивационного ядра, т.к. повышение социального статуса, как правило, влечет за собой и повышение размера заработной платы и других доходов.

приверженность к профессии и профессиональное раз-

витие; Не исключено, что для многих молодых работников здраво-

охранения поликлиника служит местом для самоопределения, где в процессе работы выстраивается иерархия их мотивов трудовой деятельности. В то время как для медицинских работников возрастного интервала от 61 и старше проблема денежного вознаграждения является более значимой по сравнению с остальными возрастными группами работников. Для них характерно более глубокое переживание чувства относительной депривации. На наш взгляд это может быть связано с меньшей потребностью в социальной реализации по сравнению с более молодыми сотрудниками.

В мотивационной структуре врачей важное место, согласно полученным оценкам, отводится приверженности профессии и профессиональному развитию. В данном случае под мотивом приверженности профессии будем понимать комплекс внутренних детерминант поведения, включающих позитивную оценку работниками своей профессии, намерение действовать на благо этой профессии, ради ее целей и сохранять свою принадлежность к профессии, несмотря на противодействующие факторы, в том числе материального характера. Возможно, это объясняется тем, что в Кудымкаре медицинским работникам трудно найти работу по специальности и, как правило, даже переход из одного учреждения в другое сопровождается рядом трудностей. И поэтому, несмотря на то, что работники Кудымкарской поликлиники не удовлетворены материальной составляющей своего труда, они остаются в данном учреждении, но при этом часть работников покинули бы поликлинику, при возможности в дальнейшем работать в сфере здравоохранения.

Объясняя природу приверженности профессии, респонденты, как правило, выделяют следующие значимые побудители сохранения своей принадлежности к данной сфере деятельности:

316

престиж профессии медицинского работника, возможность профессионально-квалификационного роста, возможность самореализации. Не исключено, что особое положение мотива профессионального развития в мотивационной структуре врачей объясняется тем, что его значимость не стыдно предъявлять в анкетном опросе.

Кудымкарская городская поликлиника является единственным учреждением подобного рода в данной территории, вследствие чего, мощность поликлиники превышает допустимую практически в два раза. Это говорит о высокой интенсивности труда медицинского персонала, несмотря на довольно невысокий уровень оплаты труда. Таким образом, несколько неверным будет думать, что заработная плата – единственный фактор мотивации персонала. Существует еще немало факторов, влияющих на удовлетворенность работников и уровень их профессиональной мотивации.

Библиографический список

1.Андреев В. Каждому – по труду // Человек и труд. 2002. № 6.

С. 84–87.

2.Беляева И.Ф., Булычкина Г.К., Молоканова И.А. Кризис труда и его последствия // Изменения в мотивации труда в новых условиях. М., 1992.С. 6–20.

3.Капелюшников Р. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности // Вопросы экономики. 2004. № 4.

С. 66–90.

4.См.: Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.zdravo2020.ru/concept (дата обращения: 03.07.2013).

5.Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005.

224 с.

6.Наумова Н.Ф., Слюсарянский М.А. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности // Социальные исследования. Вып. 3. Проблемы труда и личности. М.: Наука, 1970. С. 145–161.

7.Сосновый А.П. Разработка внутрифирменных систем оплаты труда, мотивации и стимулирования персонала URL: http://magazine.mospsy.ru/nomer8/s12.shtml (дата обращения:

06.12.2012).

8.Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. Т. 2. М.: Наука, 1982. С. 29–38.

317

COMPENSATION IN HEALTHCARE EMPLOYEE

MOTIVATION

N.N. Krivoshyokova

Perm State National Research University

The article is devoted to revealing the motives of professional health care workers in the municipal state budget organization by the example of a study on the payroll as a determining motive force. The results of the studies presented in the paper show that the material motives are not decisive in the motivational core of government employees.

318

УДК 316.622

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Т.В. Леонова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье рассматриваются модели потребления алкоголя. Выделены основные подходы к классификации моделей потребления алкоголя и проведено их описание. Рассмотрены основные факторы, влияющие на формирование моделей алкогольного потребления. Раскрыты характеристики моделей потребления алкоголя в Пермском крае в различных социальных группах.

Модели потребления алкоголя на сегодняшний день является значимой категорией социологии здоровья и актуальной для изучения. Сами по себе модели потребления алкоголя формируются исторически и проявляются в культуре, традициях, нормах. Изучение моделей потребления алкоголя – один из доминирующих в современной социологии подходов к исследованию потребления алкоголя. Модели отражают сложившиеся в обществе традиции и нормы потребления, регулирующие употребление спиртного. Их изучение позволяет понять, как люди употребляют алкоголь (где, с кем, при каких обстоятельствах, как меняется алкогольное поведение с течением времени, как употребление алкоголя связано со стилем жизни разных социальных групп, с пищевыми привычками и т.д.). Собственно, изучение моделей потребления алкоголя – один из наилучших способов понять характер потребления спиртного в стране.

Традиционно в научной литературе выделяют два основных подхода к моделям потребления алкоголя. Первый подход связан с разделением на модели потребления в зависимости от вида алкоголя, его количества. Кроме того, большое внимание здесь

© Леонова Т.В., 2013 319