Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник_материалов_конференции

.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
4.55 Mб
Скачать

Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация.

Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-

эротических потребностей [1].

Тем не менее, существуют проблемы, которые не могут решиться усилиями только семьи, особенно, молодой семьи. В Концепции государственной политики в отношении молодой семьи проблемы молодых семей разделены на два наиболее актуальных блока: социально-экономический и социальнопсихологический. В социально-экономический блок входят проблемы материального состояния, жилья и трудоустройства молодых супругов. Ко второму блоку относятся проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственни-

кам [2].

Статус молодой семьи не означает ее пассивной роли в решении разнообразных проблем — в современном обществе молодая семья должна стать одним из активных социальных субъектов. Внимание к проблемам семьи, особенно молодой, обусловлено рядом объективных причин:

Молодые семьи составляют значительную часть российских семей;

Возраст, в котором создается семья, характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций молодежи, в том числе — ориентаций на благополучную семью;

Молодые семьи менее устойчивы;

Деторождение, а, следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей;

Молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и

190

не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития.

Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности является основным направлением деятельности работника с молодежью, специализирующегося на молодых семьях [3].

В Российской Федерации решением социальных проблем занимается государство. В конце ХХ в. Россия оказалась в осложненной ситуации — ситуации перехода от патернализма к европейскому либерализму, новой идеологии, которая имеет в своей основе рыночные принципы и механизмы распределения. Данный переход характеризуется принятием новых нормативных актов, «монетизацией льгот», созданием площадок для свободного предпринимательства и т.д. Но, следует отметить, что переход социальной политики к новой модели осложняется рядом факторов: многоуровневость и разветвленность системы управления; наличие множества субъектов и регионов, а, следовательно, сложность в контроле за изменением системы; устоявшиеся устои и убеждения населения в том, что государству принадлежит вся полнота власти, что в его компетенцию входят все аспекты жизни населения страны, что оно распоряжается всеми общественными институтами. В умах граждан до сих пор закреплен тезис — «Государство должно!» (дать денег, дать работу, дать жилье, дать образование и т.д.).

Но согласно западной модели социальной политики, государство не должно быть активным субъектом, не должно просто давать какие-либо блага своим гражданам. Государство должно создать такие условия, которые позволяют гражданам самим изменять свою жизнь, зарабатывать деньги, приобретать жилье, получать образование. Таким образом, граждане становятся активным субъектом, пытаются развиваться и находить необходимые ресурсы и поддержку самостоятельно.

Переходная модель, действующая сейчас в России, характеризуется значительной ролью государства в решении социальных проблем граждан, в том числе и материальных, государство по-прежнему является активным субъектом, а граждане — пассивным. Выплачиваются социальные пенсии и пособия, отдель-

191

ным категориям предоставляется жилье, образование и медицина остаются бесплатными. Однако, государство помогает своим членам лишь в определенных рамках, все же делая акцент на развитии самостоятельной активности индивида и свободных ассоциаций людей. Принцип субсидиарности, самостоятельного решения проблем на уровне граждан и регионов — атрибут либеральной модели социальной политики, не характерный для патерналистской системы.

Следует отметить, что признаки западной либеральной модели начали проявляться и в семейной политике, так в Российской Федерации ныне действуют федеральные программы поддержки молодых семей: «Молодая семья», «Жилище», «Обеспечение молодых семей жильем» и пр. Данные программы нацелены на создание доступного для молодой семьи жилья, несмотря на то, что они являются федеральными, т.е. созданы по инициативе государства, на низших уровнях, в регионах они имеют свои особенности. Также эти программы позволяют гражданам не просто получить жилье или материальную поддержку, но и самим проявлять свою активность и заинтересованность в решении своих проблем, развиваться и вкладываться в свою дальнейшую благополучную жизнь в условиях, которые созданы для них государством.

Одним из ярких примеров сложившейся либеральной модели социальной политики, в том числе семейной политики является неолибералистическая модель, действующая в Великобритании. Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт. Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды субрыночной конкуренции. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Неолиберализм основан на признании ведущей роли индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Государственное вмешательство в

192

индивидуальную экономическую деятельность максимально ограничено.

Семейная политика Великобритании также характеризуется неолиберальными чертами: государством закреплены особые условия для функционирования граждан, население выступает как активный субъект, решающий проблемы самостоятельно или объединившись на местном уровне. Так, в Великобритании действует Закон о семье, Закон о детях, Закон о поддержке местных сообществ. Таким образом, государство законодательно закрепляет особые условия осуществления семейной политики, а также права и возможности семей, детей, местных сообществ.

Важной чертой неолиберилизма Великобритании является активность местных сообществ — коммьюнити в решении социальных проблем. Граждане самостоятельно ищут выход из сложившихся в процессе их жизнедеятельности сложных обстоятельств путем объединения в сообщества и функционирования в них. Помощь и поддержка семьям, детям, другим категориям осуществляется не государством, как в России, а именно активным местным сообществом. Роль государства лишь в создании определенных нормативно-правовых условий и уничтожении барьеров для деятельности местных сообществ и активности граждан.

В заключении мы можем отметить, что Россия на пути реформирования сложившейся патерналистской модели социальной политики государства в сторону действующей на западе либеральной модели делает лишь первые шаги.

Так, на примере семейной политики, мы можем сказать о том, что в России роль государства в решении проблем семьи еще очень велика — федеральные программы, государственные пособия, предоставление жилья, условий для воспитания и образования детей, их оздоровления и лечения и т.д. Но существуют и определенные сдвиги, например, создание условий для активности граждан в решении своих проблем в рамках существующих федеральных программ, создание условий для свободного предпринимательства, создание условий для организации досуга, образования детей и семей на местных уровнях, объединение граждан в свободные сообщества для совместного реше-

193

ния существующих проблем самостоятельно, например, «семейные корпорации», союзы родителей.

Мы можем сделать следующий вывод, модель социальной политики в России постепенно приобретает черты, характерные для западной либеральной модели, но существует еще множество барьеров и условий, препятствующих полному изменению отношений «государство–граждане», изменению сознания граждан в их стремлении и самостоятельности в решении своих проблем.

Библиографический список

1.Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. М.: МГУДТ, 2009. 366 с.

2.Концепция государственной политики в отношении молодой семьи от 8.05.2007 № АФ-163/06. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=98 438 (дата обращения: 24.09.2013).

3.Управление по делам молодежи и спорту. URL: http://udmisndm.ru/rabota_s_molodoy_semey (дата обращения: 24.09.2013).

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND BRITISH IDEOLOGIES ON THE EXAMPLE OF A FAMILY POLICY

S.S. Turabova

Perm State National Research University

Comparative analysis of two ideologies: Russian transition model from paternalism to liberalism and British neo-liberalistic model on the example of a youth family policy is represented in this article.

194

Раздел III. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 316.34/35:316.32

ФАКТОРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ ЖИТЕЛЯМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

В.А. Акимова, Д.А. Ермашева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Уже несколько лет в числе наиболее опасных социальных явлений называют алкоголизацию населения России. Алкоголизация населения — всеми признанная национальная проблема. В связи с этим становится актуальным изучение данной проблемы с позиции социологии. В рамках данной статьи проблема алкоголизации рассмотрена на примере Пермского края. Данные получены путем анкетирования. Для анализа полученных данных использовался статистический пакет

SPSS Statistics.

Люди пьют не от хорошей жизни – С горя пьют на погребальной тризне, Пьют от радости на дружеском застолье, Пьют от счастья и несчастья.

пьют от боли. От обиды пьют, тоски и безнадежности.

Пьют от всяческих житейских сложностей. Пьют бомжи и люди пьют приличные,

Самогонку пьют

Публикация подготовлена в рамках научно-исследовательских работ ФБГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» проводимых в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ в 2013 г. Проект № 6.4216.2011, руководитель Е.Б. Плотникова.

© Акимова В.А., Ермашева Д.А., 2013 195

и пьют «столичную». Что ж судить их злобной укоризною - Люди пьют не от хорошей жизни.

Аркадий Белкин

Общество начало сталкиваться с проблемой алкоголизма с начала производства алкогольной продукции, и с тех пор актуальность этой проблемы только возрастает.

До начала XIX в. алкоголизм рассматривался как следствие дурного воспитания и слабоволия. В XX в. ученые обратили внимание на механизм формирование биологической зависимости, с этого времени алкоголизм стали считать болезнью. В настоящее время исследователи подчеркивают социальные корни этого заболевания, связанные с особенностями не личности алкоголика, а его социального окружения [4].

Причины употребления алкоголя различны. Одни видят в нем своеобразное лечебное средство, другие – средство облегчения общения с людьми, третьи – способ снять психологическое напряжение [5]. Главная задача исследования заключается в определении причин употребления алкогольных напитков.

Главный мотив потребления алкоголя связан с психотропным действием этилового спирта. Потребность в нем существует у многих категорий людей – прежде всего, у лиц, плохо адаптированных в обществе, работающих с эмоциональными и физическими перегрузками. Недаром спиртное принимают «против усталости», при недомоганиях и практически на всех празднествах. Поскольку степень социальной адаптации и наличие перегрузок зависят от социального окружения индивида, то в формировании пристрастия к алкоголю большую роль играют микроклимат в семье, воспитание, традиции, наличие стрессов [6].

Алкоголизация населения является бичем нашего времени, который не имеет возрастных рамок. В России имеют пристрастие к алкоголю не только лица совершеннолетнего возраста, но и дети. Для понимания на сколько остро стоит данный вопрос необходимо детальное изучение проблемы. В рамках нашего исследования Пермский край будет являться непосредственной территорией для поиска информации.

196

Для выявления ядра проблемы необходимо изучение совокупности причин такого глобального феномена, как алкоголизм. Одной из причин потребления алкоголя является низкое социальное самочувствие человека. При этом, как уже говорилось, распитие алкоголя является не только одним из ритуалов проведения торжеств, празднований, общения, а также «лекарством» от гнетущих человека проблем. Соответственно, предметом нашего исследования становится социальное самочувствие жителей Пермского края и их отношение к алкоголю [2]. В данном исследовании мы проведем анализ научной литературы, исследуем социальное самочувствие жителей Пермского края и определим их отношение к алкоголю, а также частоту потребления.

Социальное самочувствие личности во многом определяется социальным статусом человека, социальными ролями, проявляется в различных сферах социальной жизни, складывается из переживаемых человеком общественных социальных настроений и других элементов [3].

На Западе, применяя достижения психологической науки в области социальной идентификации, в качестве измерительных оснований (конструктов) социального самочувствия опираются на компоненты личностного «счастья», а также благополучия повседневности и быта. Так, Э. Кэмпбелл, изучая представления американцев о хорошей жизни, получил следующий набор компонентов, ранжированных в порядке убывания: экономическая стабильность, хорошие отношения в семье, сильный и жизнестойкий характер, верные друзья, внешнепривлекательная окружающая среда. Ф. Андрюс и С. Вити, проводя конструктирование субъективного благосостояния, предложили к рассмотрению пять компонентов: дом, работа, семья, свободное время и государство [1].

Отечественная социологическая наука апробирует зарубежные подходы, частично опирается на них, однако оперирует методологическими конструктами, основанными на доминировании социально-психологического состояния индивида, включенного в социальную общность.

Я.Н. Крупец определят их как адаптивно-оценочные, через выявление: внутреннего состояние человека (состояния его здоровья, настроения, испытываемых чувств: счастья, оптимизма);

197

его оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить); восприятия собственного положения в новых условиях [1].

Анализируя внутреннюю структуру социального самочувствия О.В. Лясковская, значительно расширяет спектр воздействующих факторов, добавляя к ним: удовлетворенность жизненными условиями, самооценку людьми повседневного настроения, текущие и перспективные оценки экономического положения страны, материального благосостояния семей, показатели социального оптимизма касательно сферы экономики, политической ситуации, позиции относительно курса экономических реформ, степень доверия ведущим политическим деятелям политическим структурам и др. [1].

В методике оценки предельно-критических показателей развития общества, разработанной под руководством академика Г.В. Осипова, среди наиболее важных индикаторов социальнополитических настроений фигурируют такие, как доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы; уровень доверия населения к центральным органам власти и др. [1].

Позиции ученых, касающиеся выделения компонентов социального самочувствия, достаточно различны. В большей степени это можно увидеть рассмотрев точки зрения западных и отечественных ученых. На западе традиционно больше внимания уделяется экономическим и политическим детерминантам социального самочувствия, поскольку очень развит дух капитализма. Безусловно, нельзя не отметить и ценность семьи, но психологическое состояние человека, как элемент социального самочувствия чаще исследуется в работах российских социологов. Отечественные ученые при оценке социального самочувствия в первую очередь уделяют внимание эмоциональному состоянию, а не политическим условиям в стране. В рамках нашего исследования наиболее актуальным является позиция Я.Н. Крупец. Поскольку именно он определяет главными компонентами социального самочувствия, внутренние, и внешние условия деятельности человека. По нашему мнению нельзя отделять внешние условия от внутренних, но нужно рассматривать как единое целое, они взаимосвязаны и взаимоопределяют друг друга.

198

Существуют как минимум две точки зрения о связи социального самочувствия и частотой потребления алкоголя. Доподлинно не известно – алкоголь толкает человека на путь асоциальной жизни или от плохой жизни человек «прикладывается к бутылке». Например, Г. Уайт на основе анализа и интеграции теорий социокультуры, социализации и социальных отклонений попытался вывести социосредовую модель алкоголизма, в соответствии с которой человек начинает пить с целью снятия стрессового состояния. Эти теории предлагают изучение проблемы алкоголизма на макроуровне: взаимосвязь с политикой государства, социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями; на мезоуровне: влияние взаимоотношений индивида с различными социальными группами – с семьей, соседями, друзьями и т.д.

Исходя из рассмотрения как условий социального самочувствия, так и взаимодействия его с алкоголем, в рамках нашего исследования необходимо выделить гипотезу о том, что социальное самочувствие оказывает влияние на частоту и объем употребления алкоголя.

В Международной классификации болезней отсутствует такой термин как «пивной алкоголизм» [7]. Не смотря на это злоупотребление пивом так же чревато алкогольной зависимостью. Но в силу того, что бытует мнение, что пиво – это не алкоголь, к нему быстрее и легче привыкают. Человеку сложнее признать свою болезнь и обратиться за помощью. В России популярность пива очень высока. Многие люди уже не могут представить вечер без бутылочки пива в хорошей компании. Из-за не высокого содержания алкоголя в пиве, взрослые часто предлагают детям глоток напитка, тем самым приучая на него детей. Мы хотим обратить Ваше внимание на сложившуюся проблему и проверить нашу гипотезу о том, что социальное самочувствие оказывает влияние на частоту и объем употребления алкоголя на респондентах, которые отдают свое предпочтение пиву.

Проверяя гипотезу, была определена связь между изучаемыми характеристиками, социальным самочувствием и частотой/объемом употребления пива. Летом 2012 г. Пермским центром социального партнерства и социологических исследований ПГНИУ в Пермском крае было проведено исследование, мето-

199