Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник_материалов_конференции

.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
4.55 Mб
Скачать

ми, то есть мужчины с естественным типом маскулинности адекватно оценивают положение мужчин и женщин в обществе, отмечая факты дискриминации.

Законодательно зафиксированное в Конституции равенство полов должно соблюдаться, иначе возможна такая ситуация, что мужчины останутся в настолько незащищенном положении, так как все привилегии останутся у женщин, что они будут вынуждены повторять подвиг феминистского движения и отвоевывать себе вместе с правами мужской образ жизни и мужское поведение. Ведь так или иначе дискриминация мужчин явилась следствием такого явления как компенсация маскулинности, а именно поведения женщин по модели поведения мужчин.

Библиографический список

1.Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. 2009. № 3. С. 29–41.

2.Козырь Е.А. Устинова А. От маскулинной «демократии» – к гендерному паритету // Женщина плюс. 2003. № 1. С. 10–12.

3.Кон И. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. Научнотеоретический журнал. 2008. № 4. C. 86–91.

4.Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. 1: уч. пособ. / под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 562–606.

5.Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности: коллективная монография / под ред.

Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. 524 с.

6.Орлов М.А., Шапиро Б.Ю. Дискриминация мужчин – проблема всего общества // Мужской Альманах: электронный мужской журн. 2013. URL: http://menalmanah.narod.ru/rnet/problem.html (дата обращения: 03.04.2013).

7.Танасов Г.Г. Особенности гендерных трансформаций мужчины и женщины: взаимодетерминированность и «заострение» черт в сложных жизненных ситуациях // Теория и практика общественного развития. Краснодар: Изд. дом «ХОРС», 2010. № 4. С. 87–91.

8.Тартаковская И.Н. Маскулинность и глобальный гендерный порядок // Московский центр гендерных исследований: публикации

300

2012. URL: http://www.gender.ru/pages/resources/publications/common/2006/01/3 2.php (дата обращения: 09.12.2012).

THE PROBLEM OF DISCRIMINATION OF MEN

IN MODERN RUSSIA

K.A. Dnischenko

Perm State National Research University

Beliefs about gender equality is still a conventional standard, but in reality, both men and women face a violation of the rights, the pressure of stereotypes. In this regard, the society formed a new pattern of behavior to defend their own independence for women and men increasingly feminized, getting used to since childhood care, dependent status, to compete not only with men but also with women. The main idea – to draw attention to the problem of discrimination against men who are not fully aware of, and which is ignored by the male population of Russia.

301

УДК 316.334.23

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЛЕГАЛИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

А.М. Калинина

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье рассматривается понятие социального капитала с позиции теории А. Портеса, профессора кафедры социологии Принстонского университета. Представлен тезис о том, что ресурсы агентов социальных сетей в форме социального капитала являются одним из ключевых факторов такого явления в малом предпринимательстве, как легализация деятельности фирмы.

Тема легализации бизнеса обсуждается почти в любом политическом тексте о развитии, о ВВП, о налогах, о социальной ответственности и пр., и при этом каждый раз не очень понятно, о чем речь и даже – что есть желаемое будущее, в чем баланс насилия и доверия. По мнению В. Радаева, «легализация – это всерьез и надолго», всерьез – это значит, что доля черных и серых схем в бизнесе постепенно снижается, а надолго в том смысле, что не стоит ожидать никакого качественного слома в ближайшее время [3]. Так что же такое легализация?

Поскольку процесс легализации – это превращение незаконного в законное, выход бизнеса из тени, то этот процесс рассматривается учеными в контексте теневой экономики. «Теневую» экономику можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление ценностей, денег и услуг. Данное явление в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.

© Калинина А.М., 2013

302

К настоящему времени сектор малого предпринимательства как социально-экономический институт сформировался достаточно рельефно. Кооперация между фирмами трудно налаживается. Чтобы достоверно узнать о причинах, побуждающих предпринимателей малого бизнеса встать на путь легализации, необходима информация о факторах легализации бизнеса. Зачастую принято подразделять их на две основных группы: прямого и косвенного воздействия [6, с. 57].

Исследуя социальные факторы, способствующие легализации теневых доходов, необходимо отметить, что современное общество дискретно, состоит из групп, зачастую исповедующих различные идеологии и негативно относящихся к попыткам социального контроля со стороны господствующих социальных слоев. Каким же образом понятие «социальный капитал» соотносится с явлением легализации в обществе?

Опора на существующие в бизнесе социальные сети [1, с. 7– 10] в современной российской экономике характерна для большинства хозяйствующих субъектов. К началу рыночных реформ в рамках советской экономики уже было накоплено достаточное количество социальных связей, образующих социальный капитал – запас неформальных норм и являющийся особым благом для ограниченного круга хозяйствующих субъектов. Этот социальный капитал характеризовался высоким уровнем персонального доверия.

Ученые неоднозначно подходят к трактовке понятия социального капитала. Если выделить общее, можно говорить о том, что социальный капитал – это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании членства в определенной социальной сети. Формами его проявления являются социальные сети, социальные нормы и доверие [4]; обязательства, информационные каналы, эффективные нормы

[2, с. 125].

Огромное влияние на осуществление процесса легализации на всех предприятиях малого бизнеса оказывает структура социального капитала, а также степень опоры на социальные сети. Исследователи выделяют несколько стадий легализации ввиду того, что этот процесс невозможно осуществить в один момент.

303

Это сложная и серьезная процедура, требующая основательной подготовки и социально-экономических расчетов.

Исходя из этого, влияние социального капитала на легализацию деятельности фирм малого бизнеса неоспоримо велико. Человеческие ресурсы – это то, что отличает одну фирму от другой. Данный факт позволил разделить фирмы на 2 группы по типу социального капитала, а именно, форме организации социальной сети предприятия и наличию в сети представителей власти. Первый тип, где представители власти отсутствуют, а социальная сеть представляет собой открытую группу с минимальными барьерами входа и выхода, является в некотором роде нежизнеспособным в современных экономических условиях.

Второй тип социального капитала отличает наличие в практически закрытой социальной сети представителей власти, в большинстве своем региональной. Именно эти представители власти оказывают влияние на развитие и существование предприятия, что сказывается и на результатах производства, и на самом процессе жизнедеятельности такого предприятия.

Своим наличием представители властных структур создают удобство для предпринимателя по регулированию деятельности фирмы. В таких фирмах минимальные издержки, связанные с налоговым или иным законодательством. Систематический социальный обмен в сети такого рода предоставляет новые экономические и социальные возможности, перекрывает пути незаконных и коррупционных сделок даже независимо от объема экономических ресурсов, полученных от предпринимательской деятельности.

Социальный капитал имеет большой потенциал для влияния на процесс легализации бизнеса малых предприятий. Именно социальный капитал как фактор легализации деятельности фирмы способен обеспечить при этом минимальные потери, как экономические, так и социальные. Поэтому предпринимателю необходимо обеспечить ресурсный потенциал своей фирмы, а также приток в социальную сеть организации новых агентов путем совершенствования системы случайных и структурноукорененных связей [5, с. 49].

304

Библиографический список

1.Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Издательский дом ГУ–ВШЭ, 2010. 228 с.

2.Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121–139.

3.Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия. Публичная лекция В. Радаева. URL: http://polit.ru/article/2006/03/16/radaev/ (дата обращения: 31.03.2013).

4.Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // МЭ и МО. 1995. № 4. С. 77–86.

5.Радаев В.В. Рынок как переплетение социальных сетей // Российский журнал менеджмента. 2008. С. 47–54.

6.Элвар Элбинг. До начала XX в. целостной теории управления не существовало… // Мир менеджмента. 2009. № 8. С. 55–59.

SOCIAL CAPITAL AS A FACTOR OF LEGALIZATION

OF SMALL BUSINESS

A.M. Kalinina

Perm State National Research University

The article is about social capital from the perspective of the theory of A. Portes, a professor of sociology at Princeton University. Presented is the idea that resources of agents of social networks in the form of social capital are one of the key factors of the phenomenon of legalization of firms in small business.

305

УДК 316.614.5

ВЛИЯНИЕ СМИ И ДЕТСКОЙ СКАЗОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

З.Е. Костицын, К.А. Воронова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Вданной статье рассматривается тема влияния средств массовой информации и детской сказочной литературы на усвоение гендерных стереотипов и ролей в процессе социализации личности. Сделан акцент на современных исследованиях влияния рекламы, кинематографа

исказок. В результате вторичного анализа гендерных исследований сделаны выводы о том, что в СМИ преобладают традиционные культурные символы, нормы, образы и роли мужчин и женщин, воспроизводящие соответствующие гендерные стереотипы.

Всовременном мире большое воздействие на все общественные процессы оказывают средства массовой информации. Причем СМИ не только отражают существующие в обществе нормы, модели поведения и роли, но и оказывают влияние на еще большее закрепление разнообразных стереотипов, установок, социализацию подрастающего поколения. Важнейшей из видов социализации является гендерная социализация, которая воспроизводит полоролевую систему общества. В научной литературе среди институтов гендерной социализации наибольшее внимание уделяется анализу влияния семьи и образовательной системы, в то время, как влияние СМИ на социальный пол индивида не всегда берется во внимание. Другим специфическим агентом гендерной социализации является литература. Именно сказочная литература является важнейшим источником усвоения этнокультурных гендерных архетипов.

Таким образом, СМИ и детские сказки оказывают существенное влияние на процесс гендерной социализации. Анализ ис-

© Костицын З.Е., Воронова К.А., 2013

306

следований по этой теме представляет научный интерес, необходимо выявить механизмы и силу воздействия влияния этих двух агентов (источников), установить в какой мере это влияние согласованное, а в какой противоречивое.

Под термином гендер мы понимаем социальный пол, обусловленный не физиологическими различиями между мужчиной и женщиной, а психологическими, социальными и культурными особенностями. Термин гендерная социализация представляет собой процесс усвоения индивидом гендерных стереотипов, норм, мужских и женских ролей. Это происходит под влиянием различных агентов и социальных институтов.

Основными источниками гендерной социализации являются: семья, сверстники, образовательная система, церковь, армия, а также анализируемые нами СМИ и литература, в т.ч. сказочная.

Также необходимо дать определение гендерным стереотипам

– это культурно и социально обусловленные представления о качествах и нормах поведения мужчин и женщин [2, с. 336]. По своей специфике гендерные стереотипы разделяются на три основные группы: маскулинные (мужественные), феминные (женственные) и андрогинные (общечеловеческие).

Анализируя влияние СМИ на процесс гендерной социализации индивидов, мы остановились, прежде всего, на рекламе и кинематографе, т.к. именно эти источники содержат массу полоролевых стереотипов, гендерных культурных символов, некоторые из которых усваиваются практически бессознательно.

Реклама как агент гендерной социализации

Мужчина и женщина в рекламе показываются с разных сторон. Мужчина более сильный, деловой. Его образ – это образ состоявшегося человека. Но различие состоит не только в образе, а также в действиях мужчины и женщины, они также отличаются. Мужчина действует без ошибок, в его поведении все показывает, насколько он серьезно относится к поставленному, перед ним, делу. Женщина, наоборот, неуклюжа, делает много лишних движений, в ее поведение несовершенно, совершенна лишь ее красота. Часто в рекламе женщина пытается выполнить какое-либо дело и у нее это не получается, тогда на помощь к ней приходит мужчина, который не испытывает проблем в выполнении этой

307

работы. Женщина показана в рекламе слабой, она должна делать хозяйственную работу, заботиться о мужчинах и детях. Иногда образ женщины – это образ легкомысленной девушки, которая любит ходить по магазинам и примерять различную одежду, что является гендерным стереотипом поведения женщины. Женщины в рекламе воспринимаются несерьезно, они как приложение к продукту, который они преподносят зрителю.

Существует множество исследований, посвященных теме мужских и женских ролей и символов в рекламе. Например, Э. Гоффман, анализируя одежду как гендерный символ, отмечает, что «Мужчины представлены в формальном, деловом или неформальном облике…(но – прим. автора) Даже в случае ковбойского одеяния, которое городские мужчины воспринимают как одежду для увеселения, нам представляется, что их внешний облик не шуточен… Характер женщины, создаваемый рекламным костюмом, дает нам возможность менее серьезно рассматривать ее в представленных социальных ситуациях, чем мужчи-

ну» [6, с. 127].

Грошев И.В. делает следующий вывод относительно образа женщины в рекламе: «Женский образ, тело, фигура и прочее, способное пробуждать зачастую несколько извращенным способом потребности покупателя, используются в рекламе в качестве предмета сексуальной эксплуатации, побудителя потребностей покупателей, катализатора продажи товаров и услуг. В итоге для мужчин женское тело в рекламе является призывом к тому, что они должны делать: купив, обладать» [3, с. 341]. Мнение Грошева о роли мужчины в рекламе сильно отличается от женской роли: «Мужская фигура, всегда маргинальная в рекламных сюжетах, возникает как некое чужеродное тело, отторгаемое их четко структурированной реальностью, специфической ориентированностью на отличный, как нам кажется, от мужского, тип социально-культурной чувствительности. Создается впечатление, что мужчина в ситуациях вечной стирки белья, приготовления пищи, борьбы с микробами – посторонний гость» [3, с. 341].

Интересные данные относительно мужского и женского образов в рекламе приводит Е.П. Ильин, описывая выводы исследований, проведенных западными учеными А. Менстэд и

308

К. Мак-Каллоч. Эти ученые анализировали рекламу, транслируемую по Британскому телевидению и выявили, что «мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, занимающие автономные роли и собирающиеся практически использовать приобретаемые предметы; женщины, напротив, — не как обсуждающие и оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинами в его приобретении (эмоциями и желаниями), занимающие зависимые и дополнительные роли (жены, любовницы, подруги) и связанные с социально престижным и символическим значением покупаемых предметов» [5, с. 96].

Влияние кинематографа на усвоение гендерных стереотипов

Различные гендерные стереотипы также встречаются и в кинематографе. В зависимости от жанра эта дифференциация проявляется по-разному. В боевиках мужчина показан либо в положительной роли героя, либо в отрицательной роли – злодея. Часто мужчина, независимо от роли, является убийцей. Мужчина может прибегать к незаконным методам, чтобы достичь своей цели. Женщина в боевиках чаще всего играет роль жертвы, той кого необходимо защитить мужчине. Необходимо сказать, что в последнее время, в связи с повышением толерантности, женщины стали чаще заменять главную роль мужчины, теперь они могут обладать типично мужскими качествами. В мелодрамах мужчины предстают перед нами значительно реже. В фильмах с таким жанром главным героем обычно является женщина, т.к. именно она обладает поведенческим репертуаром, качествами, эмоциональными реакциями необходимыми для этих фильмов. В фильмах ужасов можно проследить характерные гендерные тенденции: мужские персонажи являются активными, динамичными, готовыми к борьбе или защите. А женские персонажи являются скорее пассивными, воспринимающими, влияющими. Если проанализировать именно сами «злодейские» образы, которые предстают перед зрителем в подобных фильмах, то женские скорее иррациональные, связанные с потусторонними силами (колдуньи, привидения, мстящие жертвы,

309