Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы уголовно-исполнительного права. Часть 1. С.В. Шевелева.doc
Скачиваний:
186
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
643.58 Кб
Скачать

4. Проведение воспитательной работы с осужденными

«Исправиться через применение наказания, исправиться настолько, чтобы не совершать новых преступлений, человек может. И, вероятно, для общества большего не требуется на данном этапе. Важно, чтобы человек вновь не совершил преступлений, не стал рецидивистом. При этом можно смело сказать, что все цели, которые ставятся перед наказанием, достигнуты»1. Спустя тридцать лет эти слова не утратили своей актуальности.

На исправление в смысле преодоления дефектов в сознании и поведении, приведших осужденного к преступлению2, направлена воспитательная работа при исполнении (отбывании) уголовных наказаний.

Обратимся, однако, к регламентации этого средства исправления, отнесенного законодателем к основным. Если иметь в виду только наказания, применяемые в качестве основных, сразу отмечается полное отсутствие таковой регламентации в отношении обязательных работ, штрафа и ареста.

В перечне обязанностей УИИ при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью указано, что они «организуют проведение с осужденными воспитательной работы» (ч. 3 ст. 33 УИК РФ). Таким образом, обязанность собственно проведения этой работы возлагается на организацию, в которой работает осужденный.

Мало чем отличается по объему регулирования норма, относящаяся к осуществлению воспитательной работы с отбывающими исправительные работы. В ч. 3 ст. 39 указано, что уголовно-исполнительные инспекции «проводят с осужденными воспитательную работу с участием сотрудников полиции...».

Ст. 56 УИК РФ возлагает обязанность проведения воспитательной работы с отбывающими ограничение свободы как на администрацию исправительного центра, так и на администрацию организации, в которой работают осужденные. В части второй этой статьи отмечается, что «активное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления».

Согласно ст. 146 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к ограничению по военной службе проводится командиром воинской части «с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе». В отношении осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части законом выделяются три субъекта оказания на отбывающих наказание воспитательного воздействия это командование дисциплинарной воинской части, командиры частей, из которых прибыли осужденные военнослужащие, а также органы местного самоуправления и общественные объединения (ст. 165 УИК РФ).

Современное законодательство не дает исчерпывающего перечня форм воспитательной работы, как это было сделано в ИТК РСФСР 1970 года. Можно сказать, что оно определяет лишь основные направления проведения такой работы нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ст. 10 УИК РФ). Воспитание - процесс творческий, в каждом конкретном случае зависящий от характеристик как объекта, так и субъекта воздействия. Обязательное использование одних и тех же клише может только нанести вред воспитательной работе.

Выделяют две проблемы, возникающие при проведении воспитательной работы с осужденными. Первая - результат проведенной деидеологизации. В период действия ИТК 1970 года (и в предыдущих) проводившаяся с осужденными воспитательная работа была очень сильно заидеологизирована, точнее, политизирована. Даже наименование этого направления работы говорило само за себя -политико-воспитательная. Однако отсутствие всякой идеологии лишает воспитательную работу нравственных ориентиров. И в этом случае трудно оправдаться тем, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции). Попытки заполнить возникший вакуум религиозным воспитанном положения не спасают. С одной стороны, не все религиозные конфессии в равной степени проявляют активность в работе с отбывающими наказание. С другой - это вступает в противоречие с конституционной нормой о том, что Россия есть светское государство (ст. 14 Конституции). В создавшейся ситуации следует согласиться с высказанным В.А. Уткиным предложением, что основой «философии исправления» могли бы стать положения Преамбулы Конституции РФ1.

Другая проблема - отношение самих осужденных к проводимым с ними воспитательным мероприятиям. В теории педагогики отмечают различие отношения человека к себе как к обучаемому и как к воспитуемому. В первом случае отведенная человеку роль не вызывает у него реакции отторжения. Человек, как правило, положительно воспринимает себя в роли обучаемого и вполне приемлет формулу «Меня учат, обучают». Несмотря на то, что он находится в положении объекта педагогического воздействия, человек не акцентирует на этом внимания, сосредотачиваясь на познавательной деятельности. Совсем иное отношение воспитуемого к своему положению объекта воспитания. Личности неприятно чувствовать себя таковым. Хотя для воспитателя воспитуемый является объектом целенаправленного воздействия, полем педагогической деятельности, для себя он - личность2. И чем старше человек, тем менее он приемлет вторжение в мир собственного «Я».

Совершенно особое отношение к себе как к воспитуемому отмечается у осужденных к лишению свободы. Уже сам факт осуждения, то есть негативной оценки со стороны общества, вызывает у них ответную негативную реакцию на все так или иначе связанное с исполнением наказания. В массе своей осужденные не считают необходимым их исправлять или вообще воспитывать. У значительной части отбывающих наказание наблюдается завышенная самооценка, несамокритичность. Как правило, осужденные за хулиганство приписывают себе такие качества, как дисциплинированность, доброжелательность, уравновешенность, миролюбие, совестливость, предупредительность, хотя реально им присущи качества прямо противоположные. Значительная часть осужденных за корыстные преступления оценивают себя как бескорыстных3.

Проводившиеся исследования показали, что у осужденных вырабатывается механизм психологической защиты. Чаще всего он проявляется в форме самооправдания, в формировании представлений о несправедливости наказания или об умалении своей вины и признании наказания слишком строгим1. На фоне заниженной требовательности к себе и завышенной самооценки особенно контрастно выступает требовательно строгое отношение к другим, и особенно к администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания. Сотрудник учреждения, исполняющего наказание, воспринимается как представитель общества, отвергшего преступника. Но он - представитель карательного государственного органа. Согласно внутригрупповым нормам осужденных, сотрудничество с администрацией относится к порицаемому варианту поведения2, становится окончательно ясно, как непросто оказывать воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Воспитательная работа с осуждёнными в местах лишения свободы является одним из основных средств исправления осужденных, формируя у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Она направлена также на повышение их образовательного и культурного уровня.

Поскольку воспитательная работа по своему содержанию носит психолого-педагогический характер, уголовно-исполнительное законодательство (ст. 110 УИК РФ) определяет лишь основные ее формы и методы, в связи с чем администрации исправительного учреждения предоставляется возможность творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного.

К числу основных форм воспитательной работы закон относит нравственное, эстетическое, правовое, трудовое, физическое, а также иное воспитательное воздействие на осужденных.

Среди многообразных форм воспитательной работы наиболее эффективной является индивидуальная воспитательная работа с осужденными, которая строится с учетом личностных качеств, свойств, темперамента и характера каждого осужденного. При этом учитываются степень их нравственной запущенности, возраст, пол. образование, наличие семейных связей и характер совершенного преступления. Индивидуальная воспитательная работа предполагает проведение личных бесед с осужденными, дачу им поручений, заданий, установление контроля за поведением и т. п.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учётом вида исправительного учреждения, срока отбываемого наказания, а также условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

В организации воспитательной работы с осужденными важную роль играют и их самодеятельные организации, основные задачи которых сформулированы в ст. 111 УИК РФ.