Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
13-02-2013_11-33-59 / Глава 5и.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
159.23 Кб
Скачать

2. Системообразующая роль товара. Стоимость и цена

Понятие "благо" является более широким по объему, чем понятие "товар". Благо, как известно, — то, что удов­летворяет определенную потребность. Блага бывают матери­альные и нематериальные, последние подразделяются внутренние, в форме, например, интеллектуального капитала личности, и внешние, в форме социального капитал субъекта (имидж, связи, репутация и др.). К разряду специфических благ следует отнести услуги, мод которыми понимается целесообразная деятельность с це­пью производства определенного полезного эффекта, удовлетворяющего соответствующие потребности.

Особое значение имеет подразделение благ на неэконо­мические и экономические. Неэкономические блага — это такие блага, запасы которых бесконечно велики, что позволяет людям полностью и постоянно удовлетворять опреде­ленные потребности, например, в воде, свете, воздухе и др.

Экономические блага — это блага, которые являются ограниченными и выступают объектом или результатом эко­номической деятельности. Эти блага можно создать, но они всегда существуют в ограниченном количестве и поэтому не могут полностью, вплоть до насыщения, удовлетворить по­требности людей.

Экономическое благо, предназначенное для обмена, называется товаром. Если экономическую систему мы опреде­ляем как единство потребления и производства, то товар объективно становится связующим, или системообразующим звеном в решениях и действиях потребителей и производителей. Это означает, что характеристика современной эконо­мической системы не может быть нетоварной по своему со­держанию. А характеристика товара, следовательно, не может быть несистемной, в противном случае она не будет отражать сущность товара как "сгустка" общественно-эконо­мических отношений. Это означает, что в товаре отражаются и оптимизируются интересы, как потребителей, так и производителей.

Предназначенное к обмену экономическое благо, т. е. товаp, обладает двумя свойствами.

Во-первых, это потребительная стоимость, под которой понимается способность товара удовлетворять опреде­ленную потребность. Потребительная стоимость характеризует и взаимосвязь интересов потребителей и производителей. Действительно, производитель заинтересован произвести то, что удовлетворит потребность потребителя. Напротив, потребитель заказывает, посредством механизма спроса, производителю те товары, которые призваны удовлетворить его потребности.

Во-вторых, это меновая стоимость, под которой по­нимается способность товара к обмену в определенных коли­чественных пропорциях. В основе определения этих пропор­ций лежат, с одной стороны, затраты факторов производ­ства, что может рассматриваться как естественная, произ­водственная основа меновой стоимости. С другой стороны, определении количественных пропорций участвует и потре­битель, давая субъективную оценку полезности товара.

Важно подчеркнуть, что меновая стоимость не опреде­ляет обмен как таковой, а лишь характеризует способность товара к обмену. В основе обмена лежит стоимость блага.

Единство потребительной стоимости и меновой стоимос­ти являются важнейшими детерминантами. Следовательно, поиск того, что лежит в основе обмена, не может осуществляться без одновременного исследования и анализа систем интересов потребителей и производителей.

В современной экономической литературе представлены две основные теории стоимости: трудовая теория стоимости теория предельной полезности, на теоретико-методологи­ческой базе которых формируются различные подходы к определению стоимости: марксистский, маржиналистский маршаллианский.

Марксистский подход основан на использовании труде вой теории стоимости, суть которой заключается в том, что обмен товаров осуществляется на основе общественно необходимых затрат труда. Под этими затратами понимаются зат­раты на производство большей части определенного вида блага при общественно нормальных условиях производства и среднем "уровне умелости и интенсивности труда". Таким образом, здесь стоимость определяется как воплощенный товаре общественный труд товаропроизводителей. Если индивидуальные затраты труда больше общественно необ­ходимых, то величина этого превышения не признается обществом. В противоположной ситуации, напротив, общество вознаграждает производителей.

В соответствии с марксистским подходом товар имеет двойственную природу, обусловленную двойственным характером воплощенного в нем труда. Конкретным трудом созда­ется экономическое благо определенного качества, или потребительная стоимость. Как стоимость, товар создается аб­страктным трудом, представляющим собой труд "вообще". Цена товара предстает как денежное выражение его сто­имости или воплощенного в нем общественно необходимого труда. Такая цена может быть названа естественной, или общественно признанной. Реальная же цена товара формировалась на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, и ее принято считать рыночной ценой, которая может отклоняться от своей естественной основы.

Марксистский подход характеризуется определенной на­учностью, однако трудовая теория стоимости едва ли может быть положена в основу современного исследования стоимос­ти. Объясняется это недостатками данной теории. Прежде всего, видится спорным исходный постулат, связанный исключительно с трудовой природой стоимости и, следовательно, цены товара. Даже в период господства классической по­литической экономии существовало обоснованное расширительное толкование природы стоимости, т. е. с учетом интересов производителя. Стоимость формируется в результате производительного использования не только труда, но и факторов производства. При этом стоимость не выступает как сумма затрат общественного труда, капитала, земли и др., а является результатом их производительного взаимодействия. Глинный же недостаток марксистского подхода к выявлению и определению сущности стоимости заключается в односто­ронности исследования, проявившейся в приоритете интересов производителя и игнорировании интересов потребителя при определении основы стоимости. Но только ли в процессе производства формируется общественное "лицо" стоимости экономического блага?

Маржиналистский подход к определению стоимости то­вара основан на теории предельной полезности. Здесь не от­рицается, что обмен благ осуществляется на базе их стоимо­сти, которая выводится из предельной полезности товаров из их ограниченности. При последовательном потреблении субъектом одинаковых величин экономического блага общая полезность растет, а предельная полезность каждой допол­нительно потребляемой его единицы уменьшается. При этом величина стоимости данного блага определяется предельной полезностью его последней единицы. Субъективная оценка блага потребителем образует ценность этого блага, однако лишь в том случае, если субъект действительно обнаружил для себя ценные его свойства. Но субъективной оценке подлежат только ограниченные блага. Таким образом, любое благо становится экономическим благом и ценным для потребителя не потому, что оно полезно, а потому, что является ограниченным.

Маржиналисты выделяют субъективную и объективную ценность экономических благ. Определяющая роль отводится субъективной ценности, под которой понимается ценность блага для данного субъекта. Цена у маржиналистов выступала как результат взаимодействия на рынке интересов покупателей и продавцов и в итоге возникала объективная ценность, т. е. рыночная цена товара. Итак, естественной ценой товара у маржиналистов выступает стоимость, обусловленная динамикой субъективных оценок полезности потребителем предельной, к тому же последней единицы блага. Рыноч­ной, или объективной ценой товара является результат взаи­модействия покупателя и продавца в ходе самой трансакции обмена.

В отличие от классической политической экономии, маржинализм не определяет цену как денежное выражение стоимости. С точки зрения субъекта-потребителя, стоимость есть, основа цены спроса. С точки зрения субъекта-производителя, стоимость есть основа цены предложения. Цена товара, с точки зрения маржиналистов, есть денежное выражение результата взаимодействия стоимости со стороны потребителя и стоимости со стороны производителя. Если определить итог такого взаимодействия как "результативную стоимость", то, по версии маржиналистов, цена предстает как денежное выражение результативной стоимости. В данном случае естественная цена и рыночная цена суть одно и то же.

Какие можно сделать выводы из рассмотренной маржиналистской программы исследования стоимости? Во-первых, не следует считать, что в теории предельной полезности сде­лан упор на сферу потребления при одновременном исключе­нии из анализа сферы производства. Выявленная концепция "результативной стоимости", содержащаяся в учении мар­жиналистов, рассматривает стоимость, как со стороны потре­бителя, так и со стороны производителя.

Во-вторых, недостатком теории предельной полезности следует считать отсутствие общественной основы субъектив­ных оценок полезности и, следовательно, стоимости. В тео­рии маржинализма может присутствовать лишь предположе­ние о том, что рыночная цена есть факт общественного при­знания субъективной и объективной ценности блага. На самом деле, отсутствие общественной основы субъективных оценок полезности и, напротив, признание субъективной природы стоимости блага есть логический результат исходной посылки в маржиналистской концепции исследуется "человек как личность" без его связи с "человеком как членом общества".

Маршаллианский подход к определению стоимости сво­дится к выяснению взаимодействия рыночных сил. А. Маршалл отошел от исследования причинно-следственных связей и отношений и дал функциональное толкование стоимости. По А. Маршаллу, основой стоимости является взаимодействие рыночных сил. Результатом этого взаимодействия выступает рыночная цена. При этом важно подчеркнуть, что А. Маршалл не идентифицирует стоимость и цену. Стоимость у него есть движение, цена — конечный пункт этого движе­ния. Из маршаллианской трактовки стоимости можно сделать следующие выводы.

Во-первых, исчезла общественная сущность стоимости, имеет место лишь взаимодействие рыночных сил: со стороны спроса — в виде предельной полезности и со стороны предложения — в виде издержек производства. Рыночная цена как факт общественного признания товара не является фор­мой проявления общественной сущности товара.

Во-вторых, А. Маршалл направляет исследование стоимости в воспроизводственное русло, раскрывая движение стоимости как взаимосвязанные звенья определенного алго­ритма: полезность определяет предлагаемое количество — предлагаемое количество определяет издержки производства — издержки производства определяют ценность блага.

Концепция стоимости А. Маршалла базируется на методологии маржинализма, где отношения потребления доминируют над отношениями производства. Недостаток маршаллианской концепции заключается в том, что ее исследовательская программа не нацеливает на поиск сущности стоимости, выявление ее природы. По А. Маршаллу, стоимость и цена есть явления одного порядка: стоимость — движение рыночных сил, а цена — равновесный момент этого движения. С точки зрения позитивистской и субъективно-идеалистичес­кой методологии, с теорией стоимости А. Маршалла можно вполне согласиться. Но такого согласия не может быть с точки зрения системного подхода к исследованию экономических отношений, возникающих между хозяйственными субъектами в сфере обмена ценностями.

Экономическая теория, как наука о законах развития экономики и системы экономических отношений, не может рассматривать стоимость и цену, как явления одного уровня. Очевидно, что сущность стоимости проявляется в факте обмена, что, кстати сказать, может иметь место и вне "денеж­но-ценового" пространства. Стоимость — это результат взаимо­действия интересов потребителей и производителей, цена — это денежная форма проявления данного результата. Итак, стоимость — это выраженные в рыночных ценах и воплощенные в факте товарного обмена оптимизированные (согласованные) интересы потребителей и производителей.

Интересы потребителей заключаются в получении потре­бительных стоимостей определенного качества и количества, а также в том, чтобы производители были заинтересованы развивать свое производство. Интересы производителей со­стоят в том, чтобы параметры меновой стоимости создавае­мых благ обеспечивали им расширенное индивидуальное вос­производство, а также в том, чтобы потребители благ полу­чали соответствующую удовлетворенность. Другими словами, система стоимости, оптимизируя интересы покупателей и продавцов, также концентрирует в себе заинтересованность потребителей и производителей друг в друге.

Противоречия интересов потребителей и производителей, возникающие по поводу и в процессе обмена экономически­ми благами, в своем разрешении могут и не привести к фор­мированию стоимости. Это происходит в том случае, если не наступает их оптимизации, или согласованности. Согласно закону стоимости обмен благами осуществляется в резуль­тате оптимизации экономических интересов потребителей и производителей. Теперь общую схему системы стоимости в современной экономике можно представить следующим об­разом (рис. 5.2).

На основе существующих теорий стоимости могут возни­кать и другие подходы к ее исследованию, однако становится очевидным, что анализ проблемы едва ли будет продуктивным, если при его осуществлении точкой отсчета будут интересы либо только потребителя, либо только производи­теля. Да и механистический подход при синтезе существую­щих теорий также едва ли даст конструктивные результаты. В результате проведенного анализа можно сделать следую­щие выводы.

Во-первых, проблема стоимости была и остается одной из ведущих в современной экономической теории и экономической науке в целом. Ответ на вопрос, что лежит в основе обмена экономическими благами, определяет архитектонику структуры хозяйственной деятельности, обуславливает содержание всех фаз общественного воспроизводства.

Рис. 5.2. Благо как системообразующий феномен и система стоимости в современной экономике

Во-вторых, общественная основа стоимости объективно обусловливает необходимость воспроизводственного подхода к ее исследованию, а в перспективе — и создание воспроиз­водственной теории стоимости. Названный подход и теория должны органически включать в себя содержание и направ­ленность стоимостных оценок всех экономических субъектов. При этом возрастающая роль общественных (нравственных, социальных, политических, правовых и др.) регуляторов эко­номической жизни может привести к формированию инсти­туционально—воспроизводственного подхода к исследованию стоимости.

В-третьих, современные исследования подтверждают положение о том, что стоимость — сущностная категория, абсолютная истина, которую ученые-экономисты "обречены" познавать столько, сколько будет существовать сам мир эко­номических явлений. Несомненно, в эпоху постиндустриализ­ма возникнут качественно иные теории стоимости (напри­мер, информационная, социологическая и др.), а также на их основе — различные методологические подходы к ее дальнейшему исследованию.

Соседние файлы в папке 13-02-2013_11-33-59