Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Росс. опыт на заруб. почве.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
177.66 Кб
Скачать

2. Постоянная иммиграция: добро пожаловать или посторонним вход воспрещен

Известный факт, что население обеих Америк сформировалась почти полностью за счет иммигрантов из Европы,Азии иАфрики. Уже 135 лет власти США предпринимают максимум усилий, чтобы замедлить приток иммигрантов.

Примечательно, что США уже в 1875 году начали ограничивать иммиграцию в отношении преступников и проституток. Но уже через четыре года лимиты на иммиграцию связываются с конкретной нацией – китайцами. С 1882 года был принят «Акт об исключении китайцев», запрещавший их въезд и натурализацию. Ограничение для выходцев из Китая просуществовало до 1965 года4. В 1917 году США ограничили иммиграцию индусов, бирманцев, таиландцев, малайцев, арабов и афганцев. В 1924 году были введены квоты на иммиграцию по каждой стране. Квоты определялись по результатам переписи населения5.

Сегодня жесткая система квот в США уравновешивается сложной категоризацией мигрантов. Квоты на постоянное проживание различаются по категориям иммигрантов в зависимости от наличия родственников-граждан или резидентов в США или возможностей занятости в стране. Квота на выдачу «карт постоянных жителей» (грин-карт) на 2010 год составила 226 тысяч виз. С учетом поступивших заявлений на постоянное жительство для каждой категории рассчитан примерный период ожидания: от 2 до 11 лет.

При квотировании постоянной иммиграции лиц, имеющих родственников в США, учитываются: статус родственника (гражданство или грин-карта), степень родства (близкие родственники не квотируются вообще), возраст (преференции лицам до 21 года), состояние в браке (преференции не состоящим в браке).

С учетом перспектив занятости в США выделены 5 категорий мигрантов. В качестве критериев для первых трех категорий использованы: профессиональные достижения и способности мигранта, уровень профессионального образования и опыт работы. Чем выше квалификация, тем короче период ожидания грин-карты. Отдельные небольшие квоты установлены для инвесторов и для мигрантов, не относящихся к «приоритетным категориям». Общая квота по 5 категориям составила на 2010 г. 140 тысяч виз, из которых первые три категории в равных долях формируют 85,8%6.

В Российской Федерации квотируется выдача не разрешения на постоянное проживание – вида на жительство, а разрешения на временное проживание, получение которого является обязательным для последующего оформления статуса постоянно проживающего. Таким образом, иностранному гражданину, желающему жить в России постоянно и в перспективе получить российское гражданство, необходимо сначала получить разрешение на временное проживание, которое выдается сроком на 3 года. В период временного проживания иностранный гражданин может претендовать на получение вида на жительство, которое выдается сроком на 5 лет. После пятилетнего постоянного проживания в стране иностранный гражданин может подать ходатайство о гражданстве.

Квота на выдачу разрешений на временное проживание (на 3 года) составила в 2010 году почти 160 тысяч разрешений. При этом существуют «неквотируемые» льготные категории: бывшие граждане СССР, лица, родившиеся в России, супруги граждан России, нетрудоспособные родители граждан России, дети нетрудоспособных родителей-граждан России, инвесторы, военнослужащие Российских Вооруженных Сил, соотечественники-участники государственной программы переселения, несовершеннолетние дети граждан России, иностранные граждане, имеющие детей, состоящих в российском гражданстве, и другие. Соответственно указанные категории имеют возможность претендовать на получение вида на жительство через год.

Перечень льготных категорий в значительной степени ориентирован на социально-уязвимые категории (дети, нетрудоспособные или недееспособные лица), но при этом содержит и экономически обоснованные исключения (инвесторы, военнослужащие по контракту, соотечественники). Хотя в социальном аспекте российские нормы-исключения превосходят законодательство США, но «профессиональных преимуществ» для иностранных граждан, желающих жить в России постоянно, до недавнего времени не устанавливалось.

Только с июля 2010 года у высококвалифицированных специалистов, чье вознаграждение составляет не менее 2 млн. рублей в годовом исчислении, появилась возможность получения вида на жительства на весь период трудовой деятельности в России без соблюдения общих требований по временному проживанию.

По заявкам работодателей г. Москвы более 4,6 тысяч иностранных менеджеров и специалистов будут получать заработную плату от 168 тысяч рублей в месяц. В первой «десятке» стран происхождения дорогостоящих высококвалифицированных специалистов: Великобритания, США, Германия, Франция, Украина, Япония, Италия, Нидерланды, Канада, Австралия. Из них 2,8 тысяч – руководители различного уровня. Остальные менеджеры и специалисты.

К сожалению, Россия не настолько привлекательна для постоянного жительства, чтобы конкурировать со странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией. Для выходцев из стран СНГ, которые могут заработать от 2 млн. рублей в год, также может оказаться предпочтительнее эмиграция в эти страны.

В Австрии для высококвалифицированных специалистов предусмотрено специальное разрешение - «разрешение на проживание для ключевых управленцев». Для этой категории основным критериям является назначение на должность управляющего в австрийскую компанию. Уровень заработной платы, выплачиваемой такому менеджеру, должен быть не ниже 2,5 тысяч евро в месяц.

В законодательстве США для высококвалифицированных иностранных специалистов, имеющих выдающиеся достижения, научные степени и т.д., устанавливаются квоты, но период ожидания грин-карты для указанных категорий гораздо меньше (за счет меньшего числа претендентов).

Необходимость расширения управляемой иммиграции в Россию диктуется объективными факторами. Демографические прогнозы не обещают улучшения ситуации ни в ближайшие годы, ни в долгосрочной перспективе.

Пенсионная система в России давно находится на краю пропасти. Только за счет вливаний из федерального бюджета Пенсионному фонду до сих пор удается избежать возврата к ситуации 90-х гг.: задолженности по социальным выплатам пенсионерам.

Действующее российское законодательство освободило работодателей, привлекающих временных трудовых мигрантов, от необходимости уплаты страховых взносов на заработную плату иностранных граждан. Эта решение вполне справедливо, учитывая, что сам временный характер пребывания в стране не предполагает использования системы пенсионного, медицинского и социального страхования7. Но понимая, что текущие выплаты пенсионерам в российской «псевдостраховой» пенсионной системе целиком зависит от занятых в экономике, потеря 1,7 миллиона потенциальных плательщиков представляется не самым лучшим решением.

В России, по примеру некоторых европейских стран (Франции и Германии), в последнее время все чаще обсуждаются вопросы об увеличении пенсионного возраста. Подобная мера лишь оттянет неизбежный кризис пенсионной системы на несколько лет.

Не только пенсионная система, но и страховая медицина, и социальное страхование пострадает в результате снижения доли трудоспособного населения. Остается повышать ставки страховых взносов, что в свою очередь не способствует развитию экономики, и особенно, малого бизнеса.

Меры, направленные на повышение рождаемости, дадут результаты через два десятка лет, а решать проблему нужно уже сегодня. Единственным разумным решением остается стимулирование иммиграции квалифицированных иностранных работников на постоянное место жительства в Россию. И в этом вопросе нашей стране уже приходится конкурировать с Западной Европой, лидеры стран которой намного раньше осознали грядущие перемены.

Конечно, нельзя говорить о том, что Россия ничего не делает для стимулирования постоянной иммиграции. Ранее мы упомянули о новейшей инициативе в отношении высококвалифицированных специалистов. Государственная программа по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом, несмотря на все негативные оценки ее выполнения, также является хотя бы попыткой наладить приток мигрантов.

Однако, самым «эффективным» и оригинальным стимулированием постоянной иммиграции оказались административные барьеры, связанные с оформлением разрешительных документов для работы в России. При всем декларируемом либерализме российского миграционного законодательства в отношении граждан «безвизовых» стран сложность административных процедур в сочетании с коррупцией толкают иностранных граждан на заключение фиктивных браков в целях получения статуса постоянно проживающего.

Российская Федерация только начинает формировать механизмы управления привлечением мигрантов на постоянное место жительства. Процесс этот движется с большим трудом, и в сложившейся ситуации полезно обратить внимание на некоторые моменты политики в отношении постоянных иммигрантов, которую проводят в США.

«Граница квотирования», по примеру североамериканских штатов, может быть перенесена с временного на постоянное проживание. То есть объектом квотирования в этом случае становится вид на жительство.

Первоначально квота может составлять 100-120 тысяч человек, но постепенно увеличена. Поскольку при получении вида на жительство, иностранный гражданин получает доступ к системе социального и медицинского страхования, а при получении российского гражданства – к государственным гарантиям и социальной инфраструктуре регионов и муниципальных образований, то жесткие ограничения должны сохраняться. Наличие «очереди» из тех иностранных граждан, которые хотят проживать в России, позволит оценить миграционную привлекательность страны, а также более точно сформулировать критерии для отбора мигрантов.

Целесообразно отказаться от разрешений на временное проживание. Период временного проживания в целях трудовой деятельности иностранных граждан может быть увеличен до 3 лет. Самому понятию «временное пребывание» целесообразно вернуть его первоначальный смысл и период 90 суток. При этом разрешение на работу, оформляемое при наличии приглашения от работодателя или договора, может давать право иностранному гражданину временно проживать в России на период действия договора. Этот вопрос более подробно будет рассмотрен позднее.

Исходя из экономической целесообразности регулирования постоянной иммиграции, очевидно, что России нужны высококвалифицированные рабочие и специалисты. Для этого миграционная политика в отношении постоянных мигрантов должна стать селективной.

Поскольку применение селективных механизмов регулирования, как правило, охватывает и постоянную и временную иммиграцию, то ее целесообразно рассмотреть вместе с вопросами привлечения временных иностранных работников.