Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Росс. опыт на заруб. почве.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
177.66 Кб
Скачать

5. Риски трудовой миграции и как с ними бороться

Одной из важнейших проблем использования иностранной рабочей силы для многих стран является нелегальная миграция. В англоязычных странах для обозначения этого явления используется термин «нерегулярная миграция» (irregular migration), что определило наименование мероприятий по урегулированию статуса нелегальных мигрантов как «регуляризация», «регулирование», «нормализация», «амнистия».

Такие программы реализовывались в Испании, Италии, Греции. Около 85% из примерно 4 миллионов иностранцев, легализованных в Западной Европе в течение последних трех десятилетий, получили право остаться в одной из указанных стран9.

Наиболее распространено в мире однократное (разовое) регулирование. Такие мероприятия могут проводиться в отношении больших групп мигрантов-нелегалов, либо индивидуально. Легализация по мотивам ее проведения осуществляется в гуманитарных целях, либо по экономическим соображениям.

Постоянно проводится урегулирование статуса нелегальных трудовых мигрантов в Великобритании. Во Франции, Нидерландах и Германии оно носило гуманитарный характер. В Испании, Италии и Греции урегулирование носило экономический характер и было однократным.

Проведенная в 2002 году кампания по урегулированию статуса мигрантов в Италии относилась как к занятым у работодателей, так и домашним работникам (прислуге или ухаживающим за престарелыми или инвалидами).

В обоих случаях заявителем для амнистии мог быть только работодатель. Крайний срок подачи заявлений об амнистии был ограничен: на всю кампанию отводилось 2,5 месяца. Объектом амнистии стали незаконные рабочие из стран, не входящих в ЕС, проработавшие до момента вступления в силу законодательства об амнистии не менее 3 месяцев. Работодатель мог легализовать одного домашнего работника или неограниченное число наемных работников. Мигрант получал вид на жительство сроком на 1 или 2 года в зависимости от типа занятости и договора.

При условии, что работодателем были уплачены взносы на социальное обеспечение за 3 месяца занятости, он получал амнистию за нарушение правил проживания, труда, налогообложения и социального обеспечения до дня выдачи вида на жительство.

В целом было представлено около 702 тысяч заявлений на легализацию, в том числе 190 тысяч – на домашних рабочих, 140 тысяч – на прислугу и около 372 тысяч – других работников. Всего 646,8 тысяч работников были легализованы.

Для России проблема нелегальной миграции является не менее важной. Отсутствие визового режима с большинством стран СНГ только усугубляет ситуацию. По экспертным оценкам, в теневом секторе экономики нелегально трудятся от 5 до 10 миллионов мигрантов.

С 2007 года установлены высокие штрафы (до 800 тысяч рублей) для работодателей, которые привлекают мигрантов с нарушением миграционного законодательства, предусмотрено административное выдворение иностранных граждан.

Одновременно проводился эксперимент по миграционной амнистии. Нелегальным мигрантам, не нарушавшим визового режима, в упрощенном порядке оформлялся набор необходимых документов (миграционная карта, разрешение на работу). Резкое увеличение численности иностранных работников в 2007 году отчасти связано с этим процессом легализации.

Проблема дезадаптации и социальной исключенности является общей временных и постоянных мигрантов, иностранных работников и беженцев.

Очевидно, что социальная интеграция более успешна у тех мигрантов, которые обладают более высокой квалификацией. Высококвалифицированные специалисты лучше адаптируются и к жизни в принимающем социуме, и к работе. Но и для них необходимы некоторые меры, упрощающие их допуск на рынок труда, например, признание дипломов, квалификаций. Россия и некоторые страны СНГ заключили соглашения о взаимном признании документов об образовании.

Для менее квалифицированных мигрантов может потребоваться доступ к профессиональному обучению или программам повышения квалификации. такие мероприятия проводятся в Германии в отношении гуманитарных мигрантов, например, политических беженцев.

Для адаптации к жизни в обществе в большинстве принимающих стран организуются специальные курсы для мигрантов. Помимо государства активную роль в социальной интеграции мигрантов играют общественные организации. Содействие социальной интеграции уже давно перешло из национальной задачи в разряд международной деятельности.

Межкультурный центр в Австрии с 1989 года проводит повышение квалификации специалистов по курсу «Интеркультурная компетенция»10. Краткосрочные курсы предназначены в том числе работников детских садов, школ, молодежных центров.

Для адаптации детей в Испании создана сеть специальных центров приема и обучения иммигрантов, где школьники проходят предварительную подготовку в течение 3-4 месяцев.

В Санкт-Петербурге при Институте образования взрослых Петровской академии наук и искусств в 2009 г. был создан Межрегиональный центр образования мигрантов государств-участников СНГ. Одной из целей деятельности центра является разработка и осуществление образовательных программ для трудовых мигрантов по ознакомлению с национальными правовыми, культурными и социальными аспектами пребывания на территориях государств – участников СНГ11.

Большой вклад в социальную интеграцию мигрантов в развитых странах вносят агентства занятости. В России роль государственной службы занятости в социальной интеграции мигрантов крайне низка: они имеют право обратиться за услугами по информированию, но специализированных программ на государственном уровне у нас нет.

Особенностью иммиграции в России является то, что около 70% иностранных граждан сегодня – это выходцы из бывших советских республик, которые могли бы легче адаптироваться в российском обществе, но знание русского языка с приходом на российский рынок труда более молодого поколения становится все хуже. Особенно серьезные языковые проблемы возникают у молодых иностранных работников из стран Центральной Азии. В интервью «Интерфаксу» директор ФМС России К. Ромодановский отметил, что 14% иностранцев в возрасте 18-20 лет, которые едут к нам работать из центральноазиатских государств, либо вообще не знают русского, либо знают плохо.

Во времена существования Советского Союза русский был государственным языком. После распада некоторые республики, желая показать свою самобытность, отказывались от ведения преподавания в школах на русском языке, русский язык преподавался как дополнительный иностранный язык.

Интересен опыт Испании в этом вопросе. Предпочтение отдается мигрантам из Латинской Америки, которые легче могут ассимилироваться благодаря близости языков и религий, а также общему культурному наследству.

Но никакие усилия со стороны властей и общества принимающей страны не приведут к результатам, если со стороны самих мигрантов не будет мотивации к интеграции.

Германия столкнулась с проблемой интеграции турецких и арабских мигрантов. Они не работают, но получили немецкое гражданство и получают пособия по безработице, на которое живут. Такие мигранты не желают становиться полноправными членами немецкого общества. Они не знают языка, испытывают сложности с трудоустройством. Сохранение этнической и культурной идентичности со своей родиной вступает в противоречие с необходимостью интеграции. Проблема интеграции мигрантов в общество принимающей страны актуальна не только для Германии. Не лучше обстоит ситуация во Франции, а также Нидерландах.

Наличие нелегальных мигрантов, а также мигрантов, которые не адаптируются к жизни в принимающем обществе, вызывает у местного населения недовольство и ксенофобию.

Это свойственно и для России. По данным социологических опросов и исследований, проводимых в целом по России и отдельным регионам (Москва, Астрахань) россияне проявляют негативное отношение и откровенную ксенофобию по отношению к иностранным работникам. Недопущения подобных проявлений основывается на пропаганде среди россиян принципов толерантности по отношению к мигрантам. Сейчас эта пропаганда неявная и проводится слабо, хотя это должно быть частью миграционной политики.

В помощи с жилищным обустройством нуждается подавляющее большинство мигрантов. В развитых странах существуют программы, предусматривающие финансовую поддержку в виде льгот по оплате жилья, либо компенсации расходов на аренду.

В Италии от работодателей требуют, чтобы они гарантировали предоставление жилья привлекаемым иностранным работникам. Если регион нуждается в значительном количестве иностранных работников, но не имеет достаточного жилья для них, такому региону выделят меньшие квоты.

В Испании, по крайней мере, до кризиса большое внимание уделялось обеспечению мигрантов социальным жильем. По данным Министерства труда, число иностранцев, подключенных к системе социального обеспечения, составило в 2008 г. более 2 млн. человек. В Испании строилось больше социального жилья, чем во Франции, Германии и Великобритании12.

В России из-за сложной ситуации с обеспеченностью жильем собственных граждан говорить о предоставлении социального жилья мигрантам еще рано. Неразвитость рынка аренды жилья, которая связана, прежде всего, с отсутствием избыточного жилья у муниципальных образований и населения, затрудняет и внутреннюю трудовую миграцию в стране. Нелегальные и неквалифицированные мигранты, чей доход обычно не позволяет снимать даже очень скромное жилье, часто вынуждены проживать по месту работы в условиях, непригодных для нормальной жизнедеятельности.

При оценке потребности работодателей в иностранных работниках в рамках формирования квот критерий обеспеченности жильем пока учитывается формально. Законодательные инициативы, которые в настоящий момент разрабатываются в Минздравсоцразвития России, предполагают возложить ответственность за предоставление временного жилья иностранным работникам на работодателей.

Очевидно, что решение проблемы жилья для мигрантов должно лежать в экономической, а не социальной плоскости. При этом испанский опыт по развитию сети социального жилья вполне применим и для российских условий. Разница в климате, конечно, не позволяет удешевить строительство и эксплуатацию настолько же, как в Испании, но современные технологии, в том числе в энергосбережении могут позволить существенно сократить стоимость квадратного метра. Реализация программ строительства временного жилья (в том числе гостиниц упрощенного типа или общежитий) будет способствовать развитию межрегиональной мобильности собственной рабочей силы.