Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Росс. опыт на заруб. почве.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
177.66 Кб
Скачать

3. Привлечение иностранных работников: кто здесь временные?

Симулирование постоянной иммиграции может позволить ежегодно увеличивать численность собственных трудовых ресурсов на 100-200 тысяч человек. Однако, текущий дефицит рабочей силы по-прежнему придется покрывать за счет привлечения временных работников из-за рубежа.

В России численность временных иностранных работников, включая нелегалов, в десятки раз выше, чем существующие квоты на временное проживание.

Для сравнения в США квоты на временных иностранных работников сопоставимы с квотами на выдачу грин-карт по критериям занятости. Квота на выдачу виз для иностранных работников, нанимаемых на кратковременные (не более года) или сезонные работы составляет 66 тысяч в год. Кроме того, Правительством США устанавливаются квоты на временных иностранных работников сроком до 6 лет. Это квота составляет 65 тысяч в год. Для этих иностранных работников действует образовательный ценз – не ниже колледжа.

Оборот временных работников в течение шестилетнего периода в США может составить до 456 тысяч человек. За этот же период может быть выдано 840 грин-карт лицам, отобранным по критериям перспективной занятости.

В России квотируются приглашения на въезд для иностранных работников из визовых стран, а также разрешения на работу. В 2008 году квота на выдачу разрешений на работу была установлена в размере 3,4 млн. разрешений, в 2009 - 3,9 млн. разрешений, на 2010 год - 1,9 млн. разрешений, на 2011 - 1,7 млн. разрешений.

При этом временно пребывать и работать иностранный гражданин может не более одного года.

Процедура получения разрешительных документов для найма временных, кратковременных или сезонных работников в США достаточно сложна как для работодателя, так и для мигранта. Только при наличии положительного решения Департамента труда, который проводит оценку ситуации с обеспеченностью рабочей силой, работодатель может обратиться в Службу иммиграции и натурализации. В случае одобрения последней мигранту может быть выдана соответствующая виза.

Аналогичный подход применяется и в Российской Федерации при привлечении иностранных работников, прибывающих в визовом порядке. Работодатель должен обратиться в органы службы занятости населения для получения заключения о привлечении иностранных работников, содержащее положительное, либо отрицательное решение. Если на российском рынке труда не будет подходящего работника, работодатель получает положительное заключение и может обратиться в миграционную службу за разрешением на привлечение мигрантов.

Проверка на наличии на местном рынке труда национальных трудовых ресурсов при привлечении иностранных работников из «безвизовых» стран происходит при формировании квоты.

Сам механизм квотирования в России давно критикуется и работодателями, и экспертами. Ежегодно специалисты региональных уполномоченных органов и Минздравсоцразвития России определяют предельные количества приглашений на въезд и разрешений на работу. При этом несколько лет формирование квот фактически выполняло функции мониторинга рынка труда. Только с наступлением финансового кризиса квота стала выполнять свои ограничительные функции.

Предложения по объемам привлечения временных иностранных работников готовятся на региональном уровне и могут носить как экономический, так и политический характер. Для иллюстрации политического характера принятия экономических решений лучше всего подходит ситуация в г. Москве, когда объем квоты определяется еще до того, как рассмотрены заявки работодателей.

Проблема экономической несостоятельности действующего механизма квотирования заключается в том, что предложения по квотам формируются почти за полгода до наступления квотируемого периода. При этом оценка ситуации на рынке труда не может быть объективной, так как за это время могут появиться российские безработные, которые могли занять вакантные рабочие места, либо могут появиться необеспеченные рабочей силой новые вакансии.

Ежегодно работодатели и иностранные работники вынуждены проходить многоступенчатую административную процедуру дл оформления разрешительных документов на работу. Хотя, очевидно, что большинство иностранных работников, которые трудятся сегодня в России, приедут сюда и на следующий год. Они не могут получить разрешение на временное проживание, так как квота на выдачу этих разрешений очень мала. Иностранные работники вынуждены ежегодно выезжать, чтобы не нарушать миграционное законодательство, либо приобретать миграционные карты с отметками о въезде в аэропортах и на вокзалах.

США и Россия, как отмечалось ранее, занимают первые два места по числу иммигрантов. Огромная доля среди них – нелегальные мигранты.

Россия всегда старается ориентироваться на опыт развитых стран, но не всегда заимствует оптимальные механизмы.

В предыдущем разделе мы говорили о нецелесообразности квотирования временного проживания и выдачи самого разрешения на временное проживание. Напротив, представляется оптимальным, дифференцировать разрешения на работу: для временных работников на период до трех лет, для кратковременных работников – сроком до 1 года и для сезонных мигрантов - на 3-4 месяца.

При привлечении временных иностранных работников (равно как и для постоянной иммиграции) необходимо применять селективные методы отбора, в том числе балльную систему оценок, как например, в Австралии или Великобритании.

Опыт отбора временных мигрантов в Австралии интересен тем, что одним из ключевых критериев является профессия (специальность). Если иностранный работник обладает профессией (специальностью), которая внесена в перечень квалифицированных профессий, востребованных на рынке труда, то соискатель получает дополнительные баллы. Предпочтение отдается иностранным гражданам, имеющим узко специализированное образование.

В основе отбора иностранных работников в Великобритании также лежит балльная система оценок, критериями для которой являются возраст, образование, уровень предыдущих заработков, обучение и опыт работы в Соединенном Королевстве.

При этом прошедшие отбор иностранные граждане имеют возможность приезда в страну в поисках работы без приглашения работодателя. Первоначальный период пребывания в Великобритании составляет один год, в дальнейшем этот срок может быть продлен еще на три года, с перспективой получения статуса постоянного жителя страны.

В мире применяются и другие селективные механизмы, которые функционируют одновременно с квотами.

В этой связи интересен и опыт Италии, где помимо квот, важным инструментом регулирования притока временных иностранных работников являются двусторонние соглашения о сотрудничестве со странами выезда (Тунис). Эти страны получают «привилегированные квоты». Мигранты из этих стран более защищены. Ежегодная квота на таких работников составляет около 170 тысяч человек.

С 2007 года в Российской Федерации также предусмотрена возможность распределения квот по странам происхождения мигрантов. Но по политическим соображениям квоты было решено распределять только в профессионально-квалификационном разрезе.

Руководствуясь положениями статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, согласно которым в зависимости от ситуации на рынке труда полномочные органы ежегодно будут устанавливать по взаимному согласию годовую численность трудящихся-мигрантов, руководство Киргизии обращалось к России с предложением установить квоту для трудовых мигрантов в размере 500 тысяч человек. Но российские власти пока оставили это предложение без ответа.

До недавнего времени квоты на иностранных работников в России были экономическим механизмом, но необходимо ли сегодня, чтобы они стали внешнеполитическим инструментом?