Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая ИМО.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
96.4 Кб
Скачать
    1. «Сомнительный нейтралитет»

С начала войны США могли воображать себя нейтральным членом в мировом уравнении, но обе воюющие группировки так не считали. Германия хотела получать от США продовольствие, медь и хлопок, а страны Антанты видели в США свой дополнительный арсенал. Однако положение сторон было неравнозначно. Английский флот блокировал Атлантический океан, и США, желая защитить свою торговлю с Центральными державами, должны были объявить войну Англии и выступить против ее флота. Вильсон желал сделать Америку первостепенной мировой величиной на основе постоянного расширения ее индустриальной базы, а это значило, стать поставщиком и кредитором Англии, Франции и России.

Весной 1915 года надежды на примирение Англии и Германии испарились с подъемом воинственности обеих коалиций. Как главный поставщик Антанты, Вашингтон терял кредит Центральных стран. Посол Джерард передавал, что в Берлине Америка стала объектом «кампании ненависти». Именно в это время начинается германская пропаганда и в США. На все лады обыгрывался тезис о ложности нейтралитета, который позволяет Соединенным Штатам снабжать Антанту оружием, и в то же время приемлет блокаду подвоза продовольствия в германские порты.

Последней попыткой примирения между двумя блоками была посылка нот Англии и Германии, в которых содержалось предложение достичь соглашения о «взаимоприемлемом» использовании воюющими сторонами мин, подводных лодок. Но этим временем англичане и французы взяли курс на тотальную блокаду Германии. 11 марта 1915 года британское правительство приказало своим военно-морским силам перехватывать все корабли, которые будут поставлять что-либо Германии.

Потопление «Лузитании» было одним из пиковых моментов. Теперь Вильсон знал, если он захочет обратиться к Конгрессу с объявлением войны, есть шанс получить одобрение. Отвечая на американскую ноту по поводу «Лузитании», Берлин определил этот лайнер как крейсер британского военно-морского флота, который вез взрывчатку для уничтожения «смелых германских солдат». Такие окружавшие Вильсона фигуры, как Лансинг, Гаррисон, Берлесон, Тьюмалти, жестко настаивали на принятии мер по прекращению подводной войны. Не желая разрыва дипломатических отношений с Америкой, Германия спустя некоторое время после гибели "Лузитании" отказалась временно от неограниченной подводной воины: она обещала не топить без предупреждения невоенные корабли. Но к тому времени возмущение, вызванное в США германской подводной блокадой, уже охватило широкие слои населения. Теперь Вильсон уже не видел возможностей «повернуть колесо истории» и вернуться к предвоенному статус-кво.

Согласно Тьюмалти, Вильсон испытывал в эти дни подлинные конвульсии. «Я провел много бессонных часов, думая об этой трагедии. Всё это нависло надо мной как ужасный кошмар. Во имя Господа, как может нация называть себя цивилизованной, замышляя столь ужасную вещь как война». Важна суть размышлений Вильсона в эти дни: под руководством Америки мир приобретет покой, но Америка не желает присоединяться ко всеобщему безумию.

Его политические противники ожидали присоединения к Антанте. Не получив вступления в войну, они обвинили в «жалкой трусости и низком коммерческом оппортунизме».

Опытные проанглийские агитаторы в США, не отрицая, что британская блокада тоже является незаконной, вместе с тем указывали на разницу, существующую между действиями английских военных кораблей и германских подводных лодок: англичане конфискуют грузы, а немцы убивают стариков, женщин и детей.

Пиратские и диверсионные акты немцев, как и пропаганда англичан, не решили вопросов войны и мира в Америке. Но они подготовили общественное мнение США к вступлению в войну на стороне союзников.

Американские журналы организовали в 1915-1916 гг. анкетные опросы и помещали диаграммы, иллюстрирующие рост антигерманских настроений в США.

Однако в деловом мире и правительстве США были сильные элементы, не желавшие победы Антанты. Большая группа финансовых магнатов (Рокфеллеры, Гугенгеймы и др.) стояла на стороне немцев, связанная с ними давними экономическими интересами. Она решительно выступила против английской блокады и домогалась у правительства Вильсона суровых мер по отношению к Англии, которая, нацелив блокаду против Германии, использовала ее также для ослабления американских конкурентов. Не случайно первыми жертвами блокады оказались пароходы с нефтью, медью и хлопком из США6.

Таким образом, в годы "нейтралитета" в разной степени и в различных масштабах противоречия США с Германией и Англией значительно возросли и обострились. Решение этих противоречий в условиях "нейтралитета", т.е. косвенного участия в войне, затруднялось, откладывалось, увеличивая их взрывную силу.