Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История СЗИ / Блок 3 гр война до нач ВОВ.doc
Скачиваний:
153
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
399.36 Кб
Скачать

1.2. Основные мероприятия по организации защиты информации, формирование нормативной базы защиты информации

1.2.1. Предупреждение шпионажа, закрытие каналов утечки секретных сведений за границу

К основным мероприятиям в данной области относились меры по предупреждению шпионажа, закрытию каналов утечки секретных сведений за границу. Создается пограничный режим. Для предупреждения шпионажа, обеспечения безопасности государственной границы в 1917 г. издаются следующие документы: декретом СНК утверждена Инструкция комиссарам в пограничных пунктах, принято постановление СНК «О выезде из РСФСР граждан воюющих стран»; постановление «О правилах въезда и выезда из России».

Издание этих документов вызвано тем, что к концу 1917 г. на территории бывшей Российской империи находилось большое количество военнопленных, которые получили возможность вернуться на родину. Многие из них проживали в районах боевых действий и могли стать обладателями военных секретов.

В процессе освоения разведывательной, контрразведыва­тельной и оперативно-розыскной работы чекисты постепен­но стали принимать на вооружение традиционные методы де­ятельности спецслужб.

Решением ВЧК от 18 марта 1918 г. была образована наруж­ная разведка ВЧК.

Декретом Совнаркома от 5 апреля 1918 г. судебным и след­ственным органам, в том числе и ВЧК, было предоставлено право просмотра корреспонденции, при обязательном согласо­вании с Народным комиссариатом почт и телеграфа. Одно­временно перлюстрацией занимался Военный почтово-телеграфный контроль при Наркомате по военным делам, который направлял в ВЧК представлявшую оперативный ин­терес корреспонденцию.

В Москве ВЧК стала практиковать прослушивание теле­фонных переговоров сотрудников различных иностранных представительств.

Если элементы структурного построения органов государ­ственной безопасности Российской империи, тактика ис­пользования наружного наблюдения, оперативно-техничес­кие приемы получения информации были введены в арсенал спецслужб Советской России без особых дискуссий, то во­прос об агентурной работе поначалу вызвал резкое неприя­тие в чекистской среде. В первые месяцы своего существо­вания руководство ВЧК вообще пыталось обойтись без секретных сотрудников и использовать только «идейное со­действие советских элементов». По этому поводу комиссия приняла 18 марта 1918 г. постановление «О недопустимости пользования провокацией в работе ВЧК». Однако через ко­роткое время чекисты столкнулись с необходимостью созда­ния собственного агентурного аппарата. Поначалу каждый конкретный случай вербовочной работы рассматривался на заседании ВЧК. Так, 17 февраля 1918 г. комиссия приняла решение внедрять агентуру в среду спекулянтов для розыска спрятанных товаров и продуктов, а 28 апреля — решение об организации агентурно-оперативной работы на наиболее важных железнодорожных узлах.

В апреле коллегия поручила оперативным отделам присту­пить к разработке положения об агентурной работе. Проек­ты положения обсуждались на 1-й Всероссийской конферен­ции чрезвычайных комиссий, делегаты которой приняли инструкции, впервые регламентировавшие деятельность ор­ганов ЧК по созданию и использованию агентурного аппа­рата в борьбе со спекуляцией и контрреволюционными орга­низациями, методике ведения следствия и наружного наблюдения, вербовки секретных агентов из числа членов ан­тисоветских организаций и арестованных.

Несмотря на возражения части делегатов, выступавших против создания агентурного аппарата как института царской охранки, большинство чекистов выступило за организацию секретной службы как основного средства в борьбе с контр­революцией. В «Кратких указаниях ЧК для ведения развед­ки», принятых конференцией, указывались способы вербов­ки агентов (на основе личной заинтересованности, материальной, идейной, с использованием компрометирую­щих вербуемого материалов), а также рекомендовались методы (убеждение или принуждение). Предлагались и формы вербовки — прямое предложение или постепенное привлече­ние к секретному сотрудничеству. В местах заключения ин­струкция рекомендовала использовать секретных агентов из среды арестованных.

В губернских ЧК руководство агентурным аппаратом было возложено на начальников Отделов по борьбе с контррево­люцией, в составе которых учреждались специальные секрет­ные части.

Оперативный учет лиц, уличенных и подозреваемых в контрреволюционной деятельности, осуществлялся самосто­ятельно оперативными подразделениями центральной и ме­стных ЧК. Его наполнение зависело от складывающейся об­становки. Например, в 1918 г. на учет ставились бывшие кадровые офицеры, владельцы крупной собственности, по­мещики, бывшие сотрудники царского Министерства внут­ренних дел, лидеры буржуазных партий и т. п. Критерием

В 1919 г. для оперативного учета информации и изучения трофейных документов был организован Регистрационно-справочный отдел ВЧК, и сведения на людей, представлявших оперативный интерес для ВЧК (попавших в зону внимания комиссии), стали заноситься в картотеки. Приказом ВЧК от 7 июня 1920 г. отдел был переименован в Регистрационно-статистический отдел ВЧК.

Непросто проходило формирование следственных подраз­делений ВЧК. Так, 22 ноября 1918 г. по решению Президиу­ма ВЧК производство следствия было передано из линейных отделов (Иногороднего, Контрреволюционного, Спекулятив­ного, Преступлений по должности) в единый Следственный отдел. Через 4 месяца — 21 марта 1918 г. отдел был расфор­мирован и следственная работа была возвращена в линейные отделы.

21 июня 1919 г. следствие вновь было сосредоточено в од­ном отделе, который с 21 ноября 1919 г. стал называться След­ственной частью. В ее состав вошло Юридическое бюро, ведав­шее систематизацией нормативных актов о ВЧК и выдачей по запросам справок.

В начале января 1920 г. руководство ВЧК выступило с инициативой ликвидировать институт следователей, а фун­кцию предварительного расследования и агентурно-оперативной работы возложить на сотрудников оперативных под­разделений. Эту инициативу поддержали делегаты 4-й Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий, состоявшейся в феврале 1920 г., и институт следователей как в ВЧК, так и в губернских (уездных) ЧК был ликвидирован. Следственная часть ВЧК была сохранена, но вела дела, не подведомственные оперативным отделам. Это было ошибоч­ное решение. В приказе ВЧК от 17 апреля 1920 г. указывалось, что «проведенная реорганизация отрицательно сказалась на качестве следствия», тем не менее восстановление следствен­ных подразделений произошло гораздо позже.

13 сентября 1920 г. в структуре ВЧК появился новый орган — Управление делами.

21 сентября 1920 г. начал действовать административно-организационный отдел ВЧК, состоявший из административного отдела и организа­ционного отдела.

1 декабря 1920 г. Административно-органи­зационный отдел был преобразован в административно-организационное управление, куда вошли административные отделы Особого и Транспортного отделов. Управление занималось разработкой структуры органов ЧК, подбором и расстановкой кадров, учетом личного состава, проверкой работы местных ЧК.

26 ноября 1920 г. при Президиуме ВЧК вместо Оператив­ного отделения было создано специальное отделение по охра­не партийных и государственных деятелей и правительственных объектов.

Весной 1921 г., одновременно с проведением в Советской России экономической реформы, началась перестройка ра­боты советского государственного аппарата, которая приве­ла к очередным изменениям в системе органов государствен­ной безопасности.

Приказом Административно-организационного управле­ния ВЧК от 14 января 1921 г. было образовано Секретно-опе­ративное управление ВЧК.

Управление вначале состояло из трех отделов (особого отдела, оперативного отдела, кадровой работы).

На Особый отдел было возложено проведение контрразведывательных мероприятий в Красной Армии и Военно-Морском Флоте, работа против разведок зарубежных стран и ликвидация по­литического бандитизма на территории Советской России.

Отдел включал:

  • 13-е спецотделение, занимавшееся контр­разведывательной работой против Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Румынии;

  • 14-е спецотделение вело разработку стран Востока;

  • 15-е спецотделение — стран «Боль­шой Антанты»,

  • 16-е спецотделение осуществляло контрраз­ведку в Красной Армии,

  • 17-е спецотделение вело контрраз­ведывательную работу против «офицеров».

  • 18-е отделение по борьбе с бандитизмом.

В Особых отделах ЧК некоторое время находилась служ­ба военной цензуры. Ее производство осуществлялось в со­ответствии с Инструкцией, утвержденной 10 октября 1920 г., которая содержала подробное изложение методов перлюст­рации и требовала соблюдения строжайшей конспирации. Негласному просмотру подвергалась любая почтово-телеграфная корреспонденция, если это вызывалось оперативной целесообразностью. 11 августа 1921 г. военная цензура была возложена на Информационный отдел.

Оперативный отдел осуществлял ведение на­ружной разведки и установки. В отдел входили: секретариат, оперативное отделение, техническое отделение, отделение обработки материалов, бюро обработки, бюро печати, регистрационно-статистическое отделение, справочное бюро, бюро розыска, бюро статистики, архив.

Сложной проблемой оказалась организация кадровой ра­боты, так как формировать подразделения ВЧК фактически приходилось «с нуля».

Первые трехнедельные курсы на 100—120 слушателей по подготовке заведующих отделами, следователей, разведчиков и других специалистов открылись в Москве в сентябре 1918 г. В августе 1919 г. срок обучения был продлен до двух месяцев, а число слушателей увеличено до 200 человек. Окончившие курсы направлялись в местные ЧК, откуда были направлены на учебу. Характерной особенностью кадрового состава ор­ганов ЧК являлась многонациональность: русские, украин­цы, белорусы, поляки (около тысячи), немцы (более 300), финны, чехи, венгры и др.

В управление был включен и Иностранный отдел. В тече­ние 1921 г. легальные резидентуры были созданы в Англии, Франции и Германии, одновременно осуществлялось развер­тывание нелегальной разведки. Во внешнюю разведку направ­лялись опытные члены партии, а основные линии разведыва­тельной работы определялись ЦК РКП(б). Параллельно внешнюю разведку осуществляло Разведывательное управле­ние Штаба Красной Армии. Для координации деятельности двух независимых разведок предусматривался ввод в состав Коллегии ВЧК начальника Разведуправления.

28 марта 1921 г. в Секретно-оперативное управление соглас­но приказу Управления делами ВЧК вошел Информационный отдел, созданный на базе отделения обработки материалов Оперативного отдела. На Отдел возлагалась организация обеспечения партийного и советского руководства информа­цией о политическом и экономическом положении страны и отдельных регионов. Позднее в инструкции для местных ор­ганов ВЧК указывались источники информации: доклады ос­ведомителей в учреждениях и на предприятиях, уполномочен­ных ВЧК на местах, сведения о различных происшествиях (аварии, крушения, пожары, взрывы и т. п.), следственный и агентурный материал, периодическая печать, «народная мол­ва» (слухи).

25 января 1921 г. по указанию ЦК РКП(б) в ВЧК было соз­дано Экономическое управление, а на местах — отделы для организации борьбы с саботажем, спекуляцией, должностны­ми преступлениями и подрывной деятельностью контррево­люционеров в учреждениях и на предприятиях. Экономичес­кое управление насчитывало по штату около 400 человек и состояло из Отдела надзора и публичного обвинения, Статистико-экономического отдела, 15 спецотделений, курировав­ших наркоматы и другие центральные учреждения.

28 января 1921 г. при ВЧК был образован Специальный отдел, на который были возложены функции координации и контроля ведомственных шифровальных служб и централизо­ванной организации секретного делопроизводства в государ­ственных учреждениях. 5 мая 1921 г. правительство приняло постановление об обязательном исполнении государственны­ми учреждениями распоряжений и циркуляров Спецотдела по вопросам шифровального дела. В 1920-е гг. в отделе были сформированы отделения радиоперехвата, изготовления не­обходимых для проведения секретных операций документов, химическая лаборатория и др.

На правах самостоятельного отдела в августе 1921 г. была создана Следственная часть Президиума ВЧК. Ей предостав­лялось право возбуждения и проведения следствия по пре­ступлениям, совершенным сотрудниками ЧК, выдачи санк­ций на высшую меру наказания и конфискацию имущества по делам, ведущимся в органах ВЧК, надзора за ведением следствия в органах ЧК и содержанием заключенных. Дозна­ние и предварительное следствие по делам, возбуждаемым органами ЧК, по-прежнему оставались прерогативой секрет­ных и особых отделов, подведомственных Секретно-опера­тивному управлению ВЧК, а также проводились в транспор­тных ЧК.

По постановлению Совета труда и обороны от 19 января 1921 г. была проведена централизация состоявших при чрез­вычайных комиссиях вооруженных частей и отрядов. Они сводились в единые войска ВЧК, на которые возлагалась не­посредственная борьба с открытыми антисоветскими выступ­лениями и бандитизмом. Организационное строительство и руководство войсками осуществляло учрежденное 1 апреля 1921 г. Управление войск ВЧК, включившее и Отдел погранич­ной охраны.

К концу 1921 г. ВЧК состояла из управлений: Секретно-оперативного, Экономического, Административно-организа­ционного, Управления войск ВЧК и Управления делами; от­делов: Транспортного, Спецотдела и Следственной части.

Местные органы государственной безопасности в 1921 г. состояли из губернских ЧК, транспортных ЧК, особых отде­лов фронтов и армий. ГубЧК являлись отделами губернских исполнительных комитетов — органов местных Советов депу­татов и состояли, как правило, из административного отдела, координировавшего работу уездных политбюро при уездной милиции, секретного отдела, осуществлявшего непосредствен­ную деятельность по защите политического режима, и эконо­мического отдела. Уездные политбюро, введенные вместо уездных ЧК, были упразднены 17 января 1922 г. ГубЧК возглавлял председатель, при котором состояла коллегия из пяти членов.

Продолжали действовать транспортные ЧК, осуществляв­шие государственный контроль работы железных дорог и -одного транспорта. Комиссии, состоявшие при транспорт­ных управлениях, назывались районными, при важных транспортных узлах — участковыми.