Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-02-2013_19-11-15 / ФОНДОВЫЕ ЛЕКЦИИ АГПС 2009 / Лекция 20 Личность и общество.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
207.36 Кб
Скачать

Вопрос 2. Основные модели и механизмы взаимоотношений

личности и общества

(продолжительность – 30 минут)

Когда мы поднимаем тему «Личность и общество», то речь идет, прежде всего, о моделях и механизмах взаимоотношения личности и общества. Модели связаны с проблемой приоритетов, с вопросом о том, что важнее – личность или общество, чьи интересы должны быть на первом месте – личные или общественные. Механизмы связаны со взаимодействием личности и общества, с влиянием личности и общества друг на друга.

Когда мы говорим о приоритетах, о том, что важнее -- личность или общество, чьи интересы первичны и должны защищаться прежде всего, то можем выделить две диаметрально противоположные позиции, нашедшие свое отражение и в истории человечества. На ранних этапах развития человечества приоритет однозначно оставался за обществом, коллективом, родом. В первобытном обществе, равно как и в странах Востока, и при тоталитарных режимах индивид выступает лишь «винтиком» социальной машины, легко заменимыми не обладающим высокой ценностью. Такая модель взаимоотношений общества и индивида получила название коллективистской. С развитием капитализма и становлением демократического общества либерального типа стала формироваться альтернативная, индивидуалистическая модель, в которой приоритет отдается интересам личности, в то время как общество трактуется в качестве средства обеспечения реализации интересов, прав и свобод личности.

На наш взгляд, обе модели не лишены недостатков. Коллективизм способствует росту конформизма в обществе, подавляет инициативу людей, ведет к торжеству принципа «не высовывайся» и, в конечном счете, лишает человека полноценного счастья. Индивидуализм способствует росту эгоизма, атомизации общества, активизации чувства одиночества. Поэтому, на наш взгляд, необходимо совмещение обеих моделей, гармонизация интересов личности и общества, к чему, в частности, стремились славянофилы, выдвигая понятие соборности, которое применительно к социальной жизни означает равенство интересов личности и общества, коллектива.

В рамках коллективисткой модели можно выделить еще две: более жесткую тоталитарную модель и более мягкую авторитарную. В первой модели общество стремится полностью контролировать личность, не только ее поведение, но и сознание, и даже бессознательное. В такой модели со стороны государства осуществляется тотальный контроль за личностью, за всеми сторонами жизни людей, начиная с работы и заканчивая личной жизнью. Государство в такой модели также стремится к подавлению инакомыслия, к установлению единообразия мнений.

При авторитарной модели, хотя приоритет остается также за государственными интересами, допускаются значительные области свободной самореализации личности. Государство контролирует только область политики и экономики, а в духовной жизни допускает разнообразие мнений и свободу самовыражения людей.

Теперь обратимся к механизмам взаимодействия личности и общества.

Важнейшим из них является механизм социализации, связанный с процессом формирования личности на основе усвоения ею социальных ценностей и норм. Социализация – это и есть процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им общественных норм, идеалов. Социализация — это также процесс становления личности, приобщения её к культуре, процесс освоения новых социальных ролей. В ходе социализации происходит перекачка внешнего во внутреннего, общественного в личное, а вместе с этим возникает и формируется сама личность.

К понятию «социализации» наиболее близок по смыслу термин «воспитание», но разница в том, что воспитание — более узкий процесс, одна из сторон социализации. Воспитание — это активная, целенаправленная деятельность воспитателей как носителей общественно-ценного социального опыта по формированию нужных им качеств у воспитуемого. Социализация же зачастую осуществляется стихийно, как бы сама собой, без ясных целей и четкого плана. Неудивительно поэтому, что иногда результатом социализации является усвоение личностью антиобщественных норм и ценностей.

В структурном отношении в социализации можно выделить следующие элементы: субъекта (агента) социализации как активное начало, обладающее и транслирующее те или иные знания, навыки, ценности, объект социализации, в качестве которого выступает индивид, усваивающий соответствующие знания, навыки, ценности, а также средства социализации, к которым можно отнести формы и методы воспитательной работы, каналы передачи информации.

В науке принято говорить о двух видах социализации: первичной и вторичной. Объектом первичной социализации являются дети, которые с момента своего рождения включаются в общение сначала с близкими родственниками (родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т.п.) затем — с педагогами и сверстниками (в детском саду и школе), а потом и с другими носителями социального опыта (писателями, политиками. учеными, телеведущими и т. д.). Первичную социализацию можно определить как процесс формирования у ребенка речи, мышления, сознания, базовых социальных умений и навыков, процесс усвоения общественных ценностей, норм морали и правил общежития. Основными агентами или, как часто говорят, институтами первичной социализации являются семья и школа. Однако в последние десятилетия наряду с названными традиционными институтами значительно возросла роль средств массовой информации (прежде всего, телевидения), которые уже с пеленок обрушивают на ребенка поток самой различной информации.

Объектом вторичной социализации (ресоциализации) выступают уже взрослые. Её можно определить как повторную социализацию взрослых с целью овладения ими новыми социальными ролями, включая, профессиональные знания, умения и навыки. К числу таких ролей можно отнести не только профессиональные роли (пожарного, студента, преподавателя), но также роли мужа, отца, пенсионера и пр. Даже, казалось бы, такая простая роль как роль покупателя в своем совершенствовании не знает ограничений, может исполняться либо посредственно (“Дайте мне 200 граммов российского сыра”), либо высококвалифицированно (“Здравствуйте, девушка! Будьте любезны, взвесьте мне, пожалуйста, 200 грамм российского сыра. Большое вам спасибо!).

Агентами вторичной социализации выступают уже не семья и школа, но, прежде всего, социальные группы и организации. Наиболее велика в этом роль первичных трудовых коллективов, включая подразделения пожарной охраны. Одной из форм вторичной социализации является психологическая работа: психотерапия, психологические тренинги, психологическое консультирование. Например, сегодня очень модны и широко распространены обучающие тренинги, на которых человек может приобрести необходимые ему навыки общения, повысить уверенность в себе, стать более терпимым к другим людям (тренинг толерантности) и т.п.

К важнейшим механизмам социализации можно отнести: подражание, идентификацию, научение (обучение). Первичным является подражание – оно осуществляется инстинктивно, неосознанно. Например, стоит взрослому улыбнуться новорожденному ребенку, и тот улыбается в ответ – это и есть проявление подражания. Таким образом, суть подражания – в копировании поведения другого, которым обычно выступает взрослый. Процессы подражания развиты уже у животных, что можно увидеть и у домашних питомцев (обучение кошками котят навыкам туалета и пр.).

Идентификация – это отождествление ребенка с теми ролями, которыми исполняет взрослый, связанное с вживанием в эти роли, копированием типичного ролевого поведения. Примером проявления идентификации являются детские ролевые игры (в больницу, в пожарных, в войну, в дочки-матери), во время которых ребенок учится исполнять роли врача и пациента, матери или отца, пожарного и спасателя и т.п.

Если идентификация и подражание носят в основном неосознанный характер, то обучение отличается сознательностью, планомерностью, представляя собой процесс сознательного и планомерного приобретения необходимых для жизни знаний, навыков и умений.

В целом, можно утверждать, что социализация — процесс, длящийся всю жизнь человека, начиная с рождения и заканчивая старостью, поскольку даже в преклонном возрасте человек приобретает новые знания, умения и навыки, осваивает такие роли, как роль пенсионера, роль бабушки или дедушки.

Существуют различные подходы, связанные с выделением этапов социализации. Обычно говорят о четырех основных вехах: детство, юность, зрелость, старость. Но и эти периоды можно дробить на более мелкие. Так говорят о грудном возрасте (до 12 месяцев), раннем детстве (1-3 года), дошкольном, младшем школьном и старшем школьном возрасте, о юности и молодости, которые переходят в раннюю зрелость и т.д. Границы между этими этапами иногда оказываются размытыми. Например, по одной классификации молодость охватывает возрастной период с 16 до 25 лет, а по другой — с 18 до 30 лет.

Наиболее известной западной концепцией, описывающей этапы социализации, является теория Эрика Эриксона, американского психолога 20-го века. Он выделяет восемь этапов, связывая каждый новый этап с преодолением нового жизненного кризиса. Однако его концепция не вполне соответствует нашей культуре, поэтому предлагаю свой вариант, во многом, но не во всем, совпадающий со взглядами Эриксона.

Первый кризис возникает в конце грудного возраста и связан с отнятием от груди, переходом от ползания к самостоятельному хождению, которое многократно увеличивает физическую свободу ребенка.

Второй кризис — это “кризис трех лет”, когда ребенок все чаще начинает говорить “Я сам”. Он хочет все делать самостоятельно: одеваться, рисовать, строить домики из кубиков, делать куличики и т.п. На любое вмешательство взрослых реагирует очень болезненно, вплоть до слез и истерик. Поэтому на этом этапе задача родителей состоит в том, чтобы не мешать малышу, а помогать только тогда, когда он этого просит. В этом же возрасте ребенка часто отправляют в детсад, к которому он всегда может быстро адаптироваться: здесь нет папы и мамы, но зато есть строгие воспитатели и сверстники, норовящие отобрать любимую игрушку, толкнуть, подразнить и т.п.

Третий кризис связан с поступлением в школу. Теперь главная проблема — приучиться к тяжелому каждодневному труду школьника: смирно сидеть на занятиях, готовить домашние задания, подчиняться учителю.

Четвертый кризис начинается с началом полового созревания, т.е. в возрасте 11-13 лет. Ребенок превращается в подростка, у него формируется устойчивый интерес к противоположному полу, появляются первые влюбленности. Часто это приводит к падению интереса к учебе, все больше времени подросток начинает проводить в компаниях сверстников.

Пятый кризис связан с окончанием школы и вступлением во взрослую незнакомую жизнь. Теперь подросток должен сделать профессиональный выбор, что не всегда дается легко. Происходит также разрыв привычных школьных связей и возникает необходимость создания новых в рамках студенческой группы или трудового коллектива. Часто оказывается, что юноша или девушка не умеют общаться с людьми, налаживать с ними добрые отношения, им может не хватать уверенности в себе. И теперь им приходится либо самостоятельно, либо с помощью психологов учиться искусству межчеловеческих отношений, которому в нашей школе пока не учат.

Шестой кризис начинается с окончанием вуза и началом трудовой деятельности. В это же время юноша осваивает роли мужа и отца, девушка — роли жены и матери. Важнейшая проблема — обеспечить себя и свою семью всем необходимым, найти свое место в жизни.

Седьмой кризис — так называемый “кризис среднего возраста”. Дети уже выросли и не требуют большого внимания и заботы, поэтому человек, достигший к этому времени определенного положения в обществе, финансовой независимости, может больше времени уделять самому себе. Вся сложность ситуации в том, чему он посвятит это время: профессиональному росту, хобби и увлечениям, общественной деятельности или же заведет любовника или любовницу, а может быть и создаст новую семью.

Последний кризис — “кризис пожилых”. В пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери: завершается карьера и профессиональная деятельность, ухудшается здоровье, уходят из жизни друзья, сокращается число и интенсивность социальных контактов. Поэтому человеку непросто смириться с наступающей старостью, и здесь ему необходима поддержка и забота со стороны близких, которые могли бы дать почувствовать пожилому человеку его нужность и востребованность.

Как показывает рассмотрение всех этапов, жизненный путь человека можно представить в виде параболы: за восхождением следует неизбежный спад. В высшей точке этой параболы человек достигает максимальной свободы и самостоятельности, расцвета всех своих сил.

Социализация, будучи сложным и длительным процессом, зависящим как от общества, так и от человека, не всегда удается. Принято говорить об успешной и неудачной социализации. О последней мы говорим в том случае, если человек не смог адаптироваться к жизни в обществе, освоить необходимые социальные роли, найти достойное место в жизни. Почему же это происходит?

Дело в том, что существуют препятствия социализации — те или иные неблагоприятные факторы, как природные, так и социальные, из-за которых социализация не удается. Применительно к первичной социализации выделяют три группы факторов. Рассмотрим их:

  1. Физические недостатки ограничивают свободу ребенка, затрудняют его обучение, препятствуют полноценному общению со взрослыми и сверстниками. К таким недостаткам можно отнести нефункциональность некоторых органов чувств (слепота, глухота8), органические заболевания мозга и центральной нервной системы, предопределяющие олигофрению (умственную отсталость9) или иные болезни (например, детский церебральный паралич). Даже незначительные телесные недостатки (косоглазие, лопоухость и пр.) затрудняют ребенку общение со сверстниками, делают его изгоем и объектом насмешек. В результате у ребенка приобретаются страхи, комплексы (комплекс неполноценности), не способствующие его нормальному развитию.

  2. Психические травмы могут явиться результатом различных аморальных действий со стороны взрослых или сверстников. Оскорбления и избиения со стороны родителей и воспитателей оставляют в психике ребенка неизгладимый след, формируют фобии, невротические состояния, нарушения речи (заикание), а в тяжелых случаях — даже психозы, эффективное излечение которых возможно далеко не всегда. Зигмунд Фрейд обратил внимание на то, что сексуальные проблемы взрослых часто связаны с попытками их совращения в детском возрасте. Душевную травму ребенок может получить и в результате однократного, но аффетивно заряженного события, например, испугавшись внезапно подбежавшей собаки, начавшейся грозы или молнии, случайного падения в воду, автомобильной аварии и т.п.

  3. Низкая степень интенсивности социального общения может привести к серьезным дефектам в психическом развитии. Если ребенок в раннем возрасте выпадает из социума, например, попадает в стаю животных, то человеком он стать не может (феномен Маугли): мозг начинает развиваться в другую сторону и вернуться к нормальному развитию он уже не сможет никогда. В более мягких случаях принято говорить о феномене госпитализма, возникающем в казенных заведениях, где воспитываются дети (дома ребенка, детские дома). Впервые исследование госпитализма провел американский ученый Спитц (1945), сравнивавший две группы детей: к первой относились грудные дети, жившие в тюремных яслях и имевшие возможность общаться с матерями, которые их кормили, ласкали, носили на руках; ко второй — грудные дети, брошенные родителями навсегда и жившие в детском доме под надзором воспитателей. Оказалось, что уже с третьего месяца жизни между двумя этими группами возникли существенные различия. Среди детей, живших в детском доме, была высокая смертность и заболеваемость, они отставали в физическом и умственном развитии. Дети же, жившие в тюремных яслях, были гораздо здоровее и активнее, раньше начинали говорить.10

Эксперименты Харлоу (1958) с обезьянами продемонстрировали, что тепло и ласка необходимы для нормального развития не только человеку, но и животным. В этом исследовании детеныши обезьян получили суррогатных мам (“мам-заменителей”) двух типов. Первой “мамой” была искусственная обезьяна, обшитая мягкой шерстяной тканью; вторая — представляла собой проволочное сооружение, постоянно обеспечивавшее детенышей молоком. Когда маленькие обезьянки были сыты, они все время прижимались к “мягкой маме”, рядом с которой они ощущали тепло и чувствовали себя в безопасности. Обезьянки, которые имели дело только с “проволочной мамой”, вырастали очень агрессивными и небрежно относились к своим собственным детенышам, иногда даже убивали их. Обезьянки, которых согревала “мама”, обшитая шерстью, вырастали более отзывчивыми, внимательными и заботливыми по отношению к своему потомству.11

Отсюда следует вывод, что для полноценного развития ребенка, его необходимо ежедневно ласкать, обнимать. целовать, носить на руках, разговаривать с ним, вместе играть.

Также свою специфику имеет социализация в неполных семьях. Например, девушки, воспитывавшиеся без отца, в среднем с большим недоверием относятся к мужчинам, труднее вступают с ними в общение, с меньшим успехом строят взаимоотношения с мужем. В семьях с одним ребенком дети также в среднем вырастают более эгоистичными и конфликтными.

Успех вторичной социализации в большей мере зависит от самого человека, от его энергичности, целеустремленности, психологической устойчивости. Известны случаи, когда человек, потеряв руки на войне, становился хорошим художником, другой потерял ноги и кисти обеих рук, попав под поезд, однако впоследствии смог создать семью (воспитывая вместе с женой-инвалидом двух близнецов), стать депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Таким образом, успех социализации зависит от множества факторов, пересекающееся взаимодействие которых может либо способствовать, либо препятствовать полноценной социализации, приобщению ребенка к миру культуры, освоению индивидом новых социальных ролей.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Модели взаимоотношения личности и общества связаны с проблемой приоритета, чьи интересы важнее – личности или коллектива, общества, государства.

2. Выделяют две основные модели: коллективистскую, которая исторически первична, а сегодня характерна для стран Востока, и индивидуалистическую, возникающую в эпоху Возрождения, связанную со становлением буржуазных отношений и западного общества либерального типа. В первой модели первичны интересы общества, во второй – интересы индивида. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, что ставит задачу создания срединной – соборной модели, в которой интересы личности и общества признаются равнозначными.

3. Центральным механизмом взаимодействия личности и общества является социализации – процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, умений, навыков. Выделяют первичную социализацию детей и вторичную социализацию взрослых. Важнейшими механизмами социализации являются подражание, идентификация и научение.