Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вавин Николай Григорьевич. Завещательный отказ по русскому праву. - Москва, издание книжного магазина И. К. Голубева под фирмою Правоведение, 1915 г..rtf
Скачиваний:
31
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Глава XVII. Последствие неприобретения отказа

Возможны случаи, когда легатарное предоставление не будет приобретено назначенным отказополучателем. Легатарий может умереть раньше наследодателя, или не дожить до условия и срока, от коих зависит получение им легата, или оказаться неспособным к его принятию, или, наконец, просто от него отречься. Спрашивается, кому в этом случае должен поступить освободившийся отказ?

Ответ на этот вопрос может быть дан в трех направлениях - в зависимости от конкретных условий момента.

1) Отпадение легатария может быть предусмотрено наследодателем в его распоряжении на случай смерти. Тогда судьба освободившегося отказа решается согласно воле наследодателя. Если отпавшему легатарию назначен субститут, то легатарное назначение поступает к этому субституту *(209). Оно превращается в прелегат, когда этим субститутом назначен наследник, раз это не противоречит воле наследодателя.

2) Если наследодатель, назначив одного отказополучателя, никакого особого распоряжения на случай его отпадения не установил, то объект отказа остается в имуществе обремененного, будет ли таковым наследник или легатарий *(210). При множественности обремененных, если обременение возложено на назначенное им предоставление в его целом, легат поступает в пользу всех обремененных соразмерно их частям в этом предоставлении. Это право обремененных на объект освободившегося отказа является результатом ничтожности юридического отношения вследствие отпадения его активного субъекта.

3) Наконец, если один и тот же предмет отказан нескольким лицам и наследодатель не установил особого распоряжения в отношении доли отпавшего наследника, то эта доля прирастает к долям остальных наделенных по соразмерности с последними. Однако не во всех законодательствах это приращение наступает при одинаковых условиях. По общим правилам, оно безусловно имеет место, когда легат назначен нескольким лицам в одном и том же завещании совокупно, т. е. без обозначения частей каждого из солегатариев, в отказанной им вещи *(211). В римском праве безраздельность отказа признавалась и тогда, когда его объект предоставлялся в пользу нескольких лиц в различных предложениях, disjunctim. Из новейших законодательств это правило усвоено ст. 884 Ит. ул. и ст. 2431 Сакс. ул. В Cod. civ. оно вошло в ограниченном виде. Здесь оно в ст. 1045 связано с отказом только такой вещи, которая не может быть разделена без ее ухудшения. Что касается случая, когда отказ назначается нескольким лицам с указанием в предоставляемом объекте доли каждого из них, то в отношении его вопрос о допустимости приращения в римском праве сводился к интерпретации воли наследодателя. Чтобы признать право коллегатариев на приращение им доли отпавшего легатария, необходимо было установить, хотел ли завещатель предоставить им всю вещь или каждому из них только определенно указанную в ней долю. В первом случае все легатарии являлись связанными verbis et re, и это вещное их объединение давало им право на приращение. Во втором - доля отпавшего легатария оставалась в имуществе обремененного, если только из распоряжения не явствовала иная воля наследодателя, Новейшие законодательства в этом случае от римской доктрины значительно отступают. Cod. civ. *(212), вне совокупного назначения отказа, права приращения совершенно не допускают. Уложения Итальянск. *(213) и Австрийск. *(214) идут дальше. Независимо от интерпретаций воли наследодателя, они а priori фиксируют, что выражения "по равным частям, по равным долям, поровну" права прибавки не исключают. Таковая не имеет места только в тех случаях, когда завещатель положительно назначил каждому из солегатариев в объекте легатарного предоставления определенную его часть. Что касается Германск. ул., то в нем право приращения признается вообще для всех случаев множественного назначения легатариев: как тогда, когда доли легатариев не определены вовсе, так и тогда, когда наследодатель точно обозначил долю каждого из наделенных *(215). Таким образом, необходимость выяснения вопроса, выпукло выдвинутая римским правом, является ли коллегатарий только verbi cuniuncti или и re cuniuncti, здесь также отсутствует совершенно.

Для приобретения права приращения не требуется, чтобы легатарий дожил до того момента, когда это право открывается. Здесь все законодательства опираются на принцип: portio portioni accrescit.

4) По общим правилам, все обременения, лежащие на той доли легатарного назначения, которую отказоприниматель приобретает по праву приращения, а равно и на той его доле, которая поступает наследнику, переходят на лиц, принявших эти доли *(216). Это правило соблюдается и в том случае, когда за отпадением единственного отказополучателя объект легата остается в имуществе обремененного наследника или легатария. При множественности наследников возложенное на отпавшего легатария обременение распределяется между ними пропорционально их наследственным долям. По кодексу Юстиниана эти обременения не обязаны были нести только те солегатарии, которые назначены disjunctim *(217). Но каждый из них, приобретя свою долю, не может уже отказаться от части, следовавшей отстраненному отказополучателю.

За исключением приведенного случая, легатарий правомочен от права приращения отречься.

Нормы, устанавливающие право приращения,- лишь нормы восполнительные. Принудительной силой они не обладают. Отсюда, наследодатель по общим правилам, может отменить право солегатария на приращение в своем посмертном распоряжении. В этом случае, а равно и тогда, когда право приращения вообще не имеет места, непринятый отказ или его доля следуют судьбе того легатарного предоставления, которое остается непринятым назначенным в единственном числе отказополучателем.

Ни Швейц. ул., ни наши гражданские законы *(218) о праве приращения не говорят ни слова, Этот институт в качестве вспомогательной нормы им совершенно неизвестен. Отсюда, освободившийся отказ, по общим правилам, должен считаться оставшимся в составе имущества, предоставленного обремененному, поскольку из посмертного распоряжения не явствует иной воли наследодателя *(219).

Соседние файлы в предмете Правоведение