Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
16
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
124.42 Кб
Скачать

Глава 8. Две истины… две свободы… два пути! Страшный перевёртыш «истины разума»

«Одна истина «бездетна и бесплодна», не даёт после долгих родовых мук никаких плодов, не ведёт к свету богопознания, тогда как духовная (истина) изобильна и многоплодна… разом возрождает целые тысячи, из страшного мрака приводя их к чудному Божьему свету» (свт. Григорий Палама [22])

«Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор3:6)

Внутреннее побуждение к Богу должно быть свободно, ибо должно иметь своим источником некую, хотя бы и еле различимую, сладость приобщимости к Нему – сладость благодати Святого Духа. Но реализация в себе этого побуждения сопряжена с насилием над собой – над своей природой и над своей испорченностью, – с природным исправлением себя, с духовным ростом. Этот путь и предлагает нам благовестие Слова Божия, предлагает нам Христос.

Человек, выбравший этот путь, свободно соединяется с Богом… но, чтобы это совершилось, он насилует, принуждает себя. На этом пути единовидная воля и единовидное действие ума и сердца человека свободны, ибо освящены Духом. Внутренние же действия человеческой души, принуждаемые единовидностью, с трудом и насилием умолкают, дабы среди них произошло природное исправление и ничто не препятствовало более душе соединиться с Богом…

Теория «двух истин» предлагает нам иной, противоположный, путь: побуждение с принуждением… и реализация со сладостью. Принуждённое, механическое соединение с «богом»… через реализацию внутриприродной, самодействующей, ложной свободы – внутренней распущенности, вседозволенности, - вот этот путь. …Какой дух вдохновляет идущего по этому новоизобретённому пути?!. Чьё слово путеводительствует его ум и сердце?!. Куда держит путь идущий?..

Нет!.. не к такой «свободе», не к внутренней вседозволенности призван и предназначен человек – но к свободе выхода за пределы своего «Я», к свободе духовной, к свободе, освящающей нас изнутри присутствием Духа Божия, соприкосновением с Богом. И эта свобода есть Сам Бог! И именно такая, истинная, богоподобная, благодатная свобода есть достояние образа Божия, заключённого в нас!

И именно эта Свобода неведома, неприобщима, запредельна современному, отступившему от Бога миру!.. Миру, грезящему о свободе, мнящему обладать ею, «свободному мировому пространству» - миру, по заветам Фомы «познавшему» свободу… Миру, реально, опытно и действительно не имеющему ни познания, ни свободы – но имеющему лишь призрак свободы и призрак познания этой свободы и призрак познания всякого истинного бытия… Миру, имеющему всякое пустое и мёртвое слово о Боге и о Его божественном бытии… и мнящему в слепоте своей, что он обладает всем!

Но, конечно, он не обладает Богом – ибо он потерял и себя!

 

Заключение

«Слово борет слово, но что может побороть жизнь!» (свт. Григорий Палама)

Итак, существуют два пути.

Один – путь своеволия. Иногда явный и всеми видимый, иногда – тонкий и едва различимый. Однако слабая видимость не упраздняет его характера, именно который и определяет итог пути! «Самое незначительное прибавление к словам или убавление от них иногда меняет их смысл на противоположный. Однако страшная опасность состоит в том, что громадное большинство людей не замечает подмены именно в силу ничтожности произведённого прибавления или изъятия»[23].

Этот путь скрыто и незаметно, но разрушающе действенно содержится и в теории «двух истин», начавшей своё историческое бытие в творениях арабского философа Ибн Рушда… и напитавшейся новою историческою и диалектическою силою в идеях опровергнувшего его «ангельского доктора» Фомы. И он, этот путь, предлагается тому самому языческому миру, который некогда не философами, но рыбаками был обращён к Богу!.. Тогда внешняя мудрость склонила свою главу перед словом Божиим, сама одухотворяясь им, преображаясь, совлекаясь гордого и кичливого взора ввысь, но со смирением опуская взгляд, приступая со служением к Слову Божьему. Ныне же эта внешняя мудрость заявляет свои права!..

Да, человек может потрогать всякий тварный предмет (если захочет), может прикоснуться умом и к любому понятию (даже и к понятию о Боге, заключённому в Его образе – человеческой душе) – для этого ему достаточно собственной воли и природных сил; но человек не может, не в состоянии по собственной воле потрогать Бога, прикоснуться к Нему! Желтизна мёда не засвидетельствует (и ничего не откроет) о его сладости! Голое понятие, форма ума, убеждённость в бытии Божием и Его свойствах ничего не откроет человеку ни о Бытии, ни о Боге! Неоспоримая очевидность увиденного, заключённая в убедительных словах, не перейдёт и не преодолеет пропасть к совершенной недосягаемости тайного!..

Иной путь – заповедал и преподал Христос! Он Сам; Его живое, одухотворённое слово; жизнь, подвиг, дела и слова Его учеников, одухотворённых благодатью, освящающей эти жизни, подвиги, слова и дела (незримо, но явно присутствующей в этих словах и делах!) – этот иной путь! «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин 14:6) – свидетельствует Господь об одном пути и одной истине, которыми приходят к Богу.

Таков путь, таково слово познавших Бога, таково Слово, Сам Христос, пребывающий в Своих чадах: слово, не доказывающее и с принуждением повелевающее взойти на «высоты богопознания»… но предлагающее низойти внутрь себя, к единовидной простоте самоотвержения. И на этом пути человек и умом, и сердцем, погружёнными в очистительное безмолвие, познает: и бытие, и божественность, и красоту, и силу, и славу, и любовь, и правду, и свет, и мир, и цель, и причину, и единство… и всё, допускающее в себе причастие в Боге и открываемое Его промыслительной волею; познает и саму волю Божию. Познает же всё это не в слепых и беспомощных образах, гордою и самонадеянной силою ума приобщаясь в самом себе к именам и понятиям… но – нетварными действиями Самого Бога: незримо соработающими ему, очищающими и приводящими в богоподобный строй его душу через Слово… и открывающими ему Божественную невидимость Духом Святым!

 Михаил Легеев, 2005 г.

Литература

1. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1976.

2. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995.

3. Паульсен Ф. «Кант и протестанство»// б-ка «Век», б/г.

4. Свежавски С. Фома, прочитанный заново. б/м., б/г.

5. Свенцицкий В., прот. Преподобный Серафим. СПб., 1995.

6. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

7. Фома Аквинский. Сумма против язычников. (Под ред. Т.Бородай), М., 2000.  

[1] Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1976. С.42.

[2] Там же, С.41.

[3] Там же, С.43.

[4] Там же, С.95.

[5] Там же, С.96.

[6] Там же, С.96.

[7] Там же, С.95.

[8] Там же, С.93.

[9] Свежавски С. Фома, прочитанный заново. Гл.4. Пар.5. б/м., б/г.

[10] Фома Аквинский. Сумма против язычников. (Под ред. Т.Бородай), М., 2000. 1:3.

[11] Там же, 1:3.

[12] Там же, 1:2.

[13] Там же, 1:4.

[14] Свенцицкий В., прот. Преподобный Серафим. СПб., 1995. С.

[15] Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995. 2:3:43. С.241.

[16] Там же, 2:1:10. С.123.

[17] Там же, 2:1:41.

[18] Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С.313.

[19] Фома Аквинский, Указ.соч. 1:5.

[20] Паульсен Ф. «Кант и протестанство»// б-ка «Век», б/г. С.8.

[21] Свежавски С. Указ.соч. Гл.4, пар.10.

[22] Григорий Палама, свт. Указ.соч. 2:1:5, С.119-120.

16

Соседние файлы в папке 07 ренессанс