Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Занятие 4.4.1 практическое.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
387.58 Кб
Скачать

2. Тиоловые яды:

люизит;

Свежеперегнанный люизит ClCH=CHAsCl2 (L) — бесцветная, умеренно летучая жидкость; при хранении через некоторое время приобретает темную окраску с фиолетовым оттенком. Запах люизита напоминает запах растертых листьев герани. Температура кипения: 196,4°С, температура замерзания: - 44,7°С. Относительная плотность паров люизита по воздуху равна 7,2. Люизит хорошо растворяется в органических растворителях, в жирах, смазках, впитывается в резину, лакокрасочные покрытия, пористые материалы. Вещество примерно в 2 раза тяжелее воды, в которой оно растворяется плохо (не более 0,05%). Растворившийся в воде люизит довольно быстро гидролизуется с образованием хлорвиниларсеноксида, уступающего по токсичности исходному агенту. Слабые щелочи ускоряют гидролиз. Люизит легко окисляется всеми окислителями (йодом, перекисью водо­рода, хлораминами и т.д.) с образованием малотоксичной хлорвинилмышьяковой кислоты.

Попавший в окружающую среду люизит формирует быстродействующие зоны стойкого химического заражения. В зависимости от погодных условий вещество сохраняется на местности от суток (дождливая, теплая погода) до месяца (холодное время года). Дегазируется водными растворами едких щелочей, хлорной извести, а также другими сильными окислителями. Он смешивается со многими ОВ и сам растворяет их, поэтому может использоваться в качестве компонента тактических смесей.

По кожно-резорбтивной токсичности он втрое превосходит иприт. Люизит в парообразном состоянии уже в концентрации 0,002 г/м3 вызывает раздражение глаз. LCt50 вещества при ингаляции составляет примерно 1,2—1,5 г×мин/м3, при действии через кожу — около 100 г×мин/м3. По­вреждающая глаз токсическая доза паров люизита составляет менее 0,3 г×мин/м3, кожи — более 1,5 г×мин/м3. При попадании люизита в желудочно-кишечный тракт смертельная доза для человека составляет 2—10 мг/кг.

мышьяк.

3. Токсичные модификаторы пластического обмена:

галогенированные диоксины, бифенилы.

Для военной токсикологии особый интерес представляют вещества, способные при экстремальных ситуациях вызывать массовые санитарные потери. К числу таковых из группы ОВТВ цитотоксического действия относятся, прежде всего, боевые ОВ кожно-резорбтивного действия (иприт, азотистый иприт, люизит), некоторые промышленные агенты (соединения мышьяка, ртути и т.д.), фитотоксиканты и пестициды, и их токсичные примеси (диоксин и диоксиноподобные соединения), а также некоторые другие соединения.

Таким образом:

1. ОВ кожно-резорбтивного действия выдержали проверку временем, имеется опыт их боевого применения и до момента ликвидации всех запасов ОВ этой группы сохраняется угроза возникновения массовых санитарных потерь как в военное, так и в мирное время.

2. Медики морально, психологически, теоретически и практически должны быть готовы к оказанию медицинской помощи при поражениях ОВ кожно-резорбтивного действия и готовить к этому своих подчиненных.

3. Реальных предпосылок к снижению актуальности данной темы в ближайшие годы нет.

Учебный вопрос №2 Механизм токсического действия и патогенез интоксикации ипритами (сернистый и азотистый иприты).

К числу веществ группы относятся яды, образующие при интоксикации прочные ковалентные связи с азотистыми основаниями нуклеиновых кислот. Среди ОВТВ – это, прежде всего, сернистый и азотистый иприты и их аналоги. При изучении нуклеиновых кислот, выделяемых из поврежденных этими токсикантами клеток, в пробах выявляются комплексы остатка молекулы яда и пуриновых (пиримидиновых) оснований. Такие комплексы получили название аддуктов. При взаимодействии с нуклеиновыми кислотами ипритов и их аналогов образуются аддукты, содержащие алкильные радикалы. По этой причине вещества называют также алкилирующими агентами. Помимо нуклеиновых кислот алкилирующие агенты способны взаимодействовать с белками, пептидами и молекулами иного строения. В этой связи механизм их токсического действия сложен и не ограничивается повреждением только генетического аппарата клеток.

    1. Патогенез интоксикации сернистым ипритом.

Иприт поражает все органы и ткани, с которыми вступает в контакт, вызывая местные воспалительно-некротические поражения и, при любых путях поступления в организм, оказывает общетоксическое действие, которое характеризуется:

  • поражением центральной нервной системы;

  • угнетением кроветворения;

  • нарушением кровообращения;

  • нарушением пищеварения;

  • нарушением всех видов обмена веществ;

  • нарушением терморегуляции;

  • нарушением иммунного статуса и др.

У ипритов выражено кумулятивное действие и, кроме того, установлено, что контакт с этими веществами вызывает сенсибилизацию к ним, поэтому повторное воздействие иприта в минимальной дозе может привести к бурному развитию тяжелого поражения.

Через неповрежденную кожу иприт полностью попадает в кровь через 20-30 минут.

Механизмы токсического действия ипритов и патогенеза ипритных поражений очень сложны и, возможно, в этом кроется одна из причин того, что все попытки создать антидот закончились неудачно.

Иприт является ферментным ядом, нарушающим процесс энергоснабжения клеток и всего организма.

Токсическими являются и продукты превращения иприта в организме:

  • промежуточные продукты гидролиза, особенно сульфоний-катион;

  • продукты окисления, особенно дихлордиэтилсульфон, токсичность которого соизмерима с токсичностью иприта.

Будучи чрезвычайно химически активными веществами, метаболиты иприта могут вызывать ионизацию воды с образованием окисных и перекисных соединений, алкилировать пуриновые основания входящие в состав ДНК и РНК, изменяя структуру белков (схема 14).

Это сближает ипритное поражение с радиационным («радиомиметическое» действие иприта) и объясняет общность некоторых химических признаков (угнетение кроветворения, обмена веществ, замедление репаративных процессов и др.)

Являясь полиэнзиматическим ядом, иприт оказывает избирательное действие на некоторые ферменты. Алкилируя гексокиназу, обеспечивающую фосфорилирование глюкозы, иприт нарушает углеводный обмен. Он угнетает диаминоксидазу, инактивирующую гистамин, что приводит к нарушению обмена последнего. Снижается активность холинэстеразы, каталазы, липазы и целого ряда других ферментов. Особенно сильно способен угнетать активность холинэстеразы азотистый иприт, при смертельном поражении которым появляются судороги, как при поражении ФОВ.

Действие иприта на ткани живого организма заключаются в следующем:

— возникновение воспалительно-деструктивных изменений в любой ткани, на которую подействовал иприт;

— чрезвычайная вялость репаративных процессов;

— непременное присоединение вторичной инфекции (за исключением самых легких поражений).

Наиболее выраженное поражение тканей отмечается в месте их первичного контакта с ипритом, так как здесь он действует на ткани в наибольшей концентрации. При этом выраженность ипритного воспаления определяется главным образом количеством подействовавшего иприта. Когда на ткань попадает жидкий иприт в большом количестве, может сразу наступить некроз ткани. В дальнейшем участок ткани отторгается целиком как инородное тело с последующим замещением дефекта рубцовой тканью.

При попадании иприта только на кожу будут преобладать явления поражения кожных покровов, при попадании этого ОВ в пищеварительный тракт, дыхательные пути или в глаза — явления поражения соответствующих органов и систем, что в значительной степени будет определять характер клинических проявлений.

При резорбции иприта наиболее закономерно поражаются: нервная система, органы кроветворения, сердечно-сосудистая система.

Нейротропность иприта находится в прямой зависимости от его высокой липоидофильности и близости по химической структуре к веществам наркотического ряда. В головном мозге возникают значительные изменения в ганглиозных клетках по типу тяжелой дистрофии. Весьма глубоко поражаются нервные клетки в вегетативных ганглиях симпатического и блуждающего нервов, солнечного сплетения, а также нервные клетки, находящиеся в ганглиях различных органов. Заметно страдают при ипритной интоксикации и проводящие пути вегетативной нервной системы. В результате глубокого и диффузного поражения нервной системы существенно нарушаются процессы регуляции и нервно-трофические процессы, что клинически будет проявляться угнетением сознания, психики, расстройствами в двигательной и сенсорной сферах.

Из органов кроветворения наиболее поражаем ипритом костный мозг, в нем возникают кровоизлияния, отек и глубокие дистрофические изменения клеточных элементов. Дистрофические изменения отмечаются как в эпителиальных, так и в ретикуло-эндотелиальных структурных образованиях печени, значительно повреждается и селезенка. Нарушения в структуре ДНК приводят к торможению процессов клеточного деления (цитостатическое действие иприта), особенно ярко проявляющееся в костном мозгу и лимфоидной ткани. Как следствие — глубокие нарушения в иммунном статусе: страдают клеточный и гуморальный иммунитет, поэтому присоединение вторичной инфекции к ипритным поражениям — закономерность.

В сердечно-сосудистой системе, помимо поражения капилляров, в значительной степени страдают кардиомиоциты, что клинически будет проявляться сердечно-сосудистой недостаточностью.

Дистрофические изменения возникают в клетках и других органов и систем. Особенностью дистрофий, развивающихся при поражении ипритом, является замедленное восстановление, которое при тяжелых поражениях практически никогда не бывает полным.

Все вышеуказанные изменения ведут к нарушению деятельности различных органов, систем и организма в целом. При этом определенное значение приобретают: предшествующие интоксикации, физические и психические перегрузки, переохлаждения, алиментарная недостаточность, ряд других факторов и состояние макроорганизма перед поражением ипритом.