Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гусейнов (Этика, раздел 3) / Гусейнов (Этика, раздел 3).doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
560.64 Кб
Скачать

Структура поступка. Мотивы и мотивация. Результат и условия совершения поступка

В психологии, педагогике, криминологии в структуре поступка вы­деляют следующие элементы: причину, цель, условия, побуждения, борьбу мотивов, принятие решения, действия, последствия и др. В этическом анализе, думается, необходимо и достаточно принять во внимание лишь три структурных элемента и их взаимосвязь: мотив, результат, а также условия, при которых мотив переходит в результат. Мотив всегда субъективен, результат — объективен, ус­ловия же могут быть и субъективными, и объективными. В целом поступок есть единство объективного и субъективного в поведении. Ближайшие результаты поступка большей частью наблюдаемы, лежат на поверхности.

Сложнее с выявлением истинного мотива. Психологически он может представляться в виде комплекса побуждений, сложно пере­плетенных между собою. Часто сам деятель затрудняется определить мотив своего поступка: «Сам не знаю, почему это сделал». Возникает необходимость отыскания первичного или доминирующего мотива. Часто мотив поступка смешивают с близкими, но иными понятиями: причиной, побуждением, стимулом, намерением (умыслом). Побуж­дение— любая причина (внутренняя, внешняя) поступка. Оно всегда предшествует по времени действию и его результату. Внешнее по­буждение (принуждение, уговоры, ссылка на авторитет, обещание награды и т.п.) обычно называют стимулом. Поэтому выражение «ма­териальные стимулы» корректно, но «моральные стимулы» некор­ректно, так как моральные побуждения — всегда внутренние.

Намерения (умыслы) — хотя и внутренний элемент сознания, но не мотив поступка. Намерение — образ того действия, которое со­бираются совершить. Намерение нередко не совпадает с мотивом. Так, кто-то намерен взять слово на собрании, мотивы при этом могут быть разными: желание доказать истину, свести счеты с противни­ком, а может быть — просто покрасоваться перед публикой, про­слыть златоустом, записным оратором. Намерение предшествует по­ступку, мотив же может выдвигаться и после, скажем, для оправда­ния уже совершенного поступка, его обоснования. Например, кто-то полез в драку по присущей ему агрессивности характера, на суде же мотивирует свое неприглядное поведение апелляцией к более вы­сокому морально-правовому принципу «права на самооборону», на «защиту своей чести и достоинства».

Еще Гегель убедительно доказывал, что мотив — всегда внутрен­нее, субъективное побуждение, и притом осознанное побуждение1 (1 Гегель Г.В.Ф. Соч. М., 1966. Т. III. С. 302). Этим мотив коренным образом отличается от всех других побужде­ний: внешних причин и обстоятельств, инстинктивных психических реакций.

Процесс осознания и выбора мотива, а также его обоснования для себя или перед другими принято называть мотивацией. Анализ мотивации может привести к осознанию главного, доминирующего побуждения — исходного или первичного. Многие психологи и этики считают (очевидно, правильно), что в основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы.

В структуре поступка важное значение имеют условия его совер­шения, как внешние объективные («социальный фон», на котором совершается поступок), так и внутренние субъективные (черты ха­рактера, состояние психики, тип мировоззрения и т.п.). В зависи­мости от конкретных обстоятельств могут существенно меняться ха­рактер ожидания от человека той или иной «линии поведения», а также мера ответственности за нее.