Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 MNOGOOBR.DOC
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
184.32 Кб
Скачать

Конфессиональные границы и границы Церкви. Православие как многообразие традиций и школ.

Очень не просто объяснить, где проходят границы между конфессиями. Безусловно существует юрисдикционная и дисциплинарная структура, которые ее очерчивают. Но где она проходит в вероучении, а тем более в благочестии, духовной жизни, сказать, порой невозможно. Конечно, существуют устоявшиеся стереотипы в обывательском сознании, котрые кочуют из книги в книгу, из поколения в поколение. Жизнь может давно измениться, а стереотип описывает с точнотсью до наоборот. Вот, например, “католики совершают богослужение на непонятном языке”. Это пример из антикатолического катихизиса, перепечатанного сегодня с издания 1916 г. без изменений. Мало, кто знает, что есть полное взаимное признание таинств Католической и Православной Церкви и т.д.

Многообразие, глубина и “многозвучность” христианства - это не только широкий его конфессиональный спектр, но и богатство отдельных традиций. Не следует думать, что Православие - это исповедание, в котором все унифицировано, однообразно, отмеряно и нормализовано. Интересно обратить внимание на то, как пытаются описать православие православные мыслители.

Следует в начале отметить, что Церковь в патристический период практически не именовалась православной, но кафолической3. Сегодня основное значение слова Православие - это имя семьи христианских автокефальных Церквей (преимущественно восточных), в строгом смысле слова лишь тех, кто находится в общении с Константинопольским (Вселенским) Патриархом (сюда можно отнести также находящихся в расколе с к.-либо из этих Церквей, например, Русскую Зарубежную Церковь - Карловацкую). В более широком смысле (в частности в западных языках) имя это приложимо и к отделившимся в V-VI вв. (нехалкидонским или древним восточным Церквам). Хотя разделение на Восточное и Западное христианство возникло давно, Православие как имя усвоено автокефальными Церквами довольно поздно (в средние века употребительны были имена "греки" и "латиняне"). Православие часто называют сегодня Восточным христианством, что не точно; распространено оно сегодня и на Западе (в Западной Европе, в Америке). Исторически эта терминология понятна, поскольку практически до падения Константинополя в 1453 г. Православные Церкви были тесно связаны с Византийской империей. Православие сознавало себя всегда христианством, верным заветам Иисуса Христа и его апостолов, не требующим особого имени, то есть истинным христианством, сохранившим апостольскую чистоту. "Тождественность первохристианской эпохе является наиболее ярко выраженным признаком правой веры"4. "Тот образ исповедания веры, который мы содержим, - свидетельствует св. Феофан Затворник, - тот образ жизни, которым водимся, тот образ освящения, который приемлем, - вообще путь спасения, коим течем, есть тот самый, который водворен на земле апостолами и от них друго-друго-приимательно дошел до нас и среди нас пребывает без всякого изменения - без прибавления и убавления... Прибавлениями, изменениями, развитием могут хвалиться другие общества христианские, отпадшие от единения с истинной Церковью Божией"5.

Интересно, что, характеризуя русское Православие, многие русские религиозные мыслители отмечают, что Православию невозможно дать определение. "Православие есть, прежде всего, реальность не определимая в понятиях"6. "Православие нельзя узнать по оставшимся теологическим трактатам; оно узнается в жизни Церкви и церковного народа, оно менее всего выражается в понятии"7. По выражению свящ.П. Флоренского: "Неопределимость православной церковности есть лучшее доказательство ее жизненности...Нет понятия церковности, но есть сама она, и для всякого живого члена Церкви жизнь церковная есть самое определенное и осязательное, что знает он...Что такое церковность? - Это новая жизнь, жизнь в Духе. Каков же критерий правильности этой жизни? - Красота, Да, есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть в то же время единственный верный путь к определению, что православно и что нет... Православие показуется, но не доказуется... для желающего понять Православие есть только один способ - прямой опыт православный..."8.

Но не нельзя ли сказать это и обо всем христианстве, не о православии как традиции, но о православно понимаемом христианстве? О. Георгий Флоровский, размышляя о Церкви, утверждает: "...христианство не есть учение, которое можно было бы воспринять через внешнее научение, но жизнь, которой должно существенно приобщиться, которую можно получить только через действительное рождение от источника жизни. Мало и недостаточно знать христианство, "иметь христианский образ мысли"; надо быть христианином, жить "во Христе", и это возможно лишь через жизнь в Церкви. Христианство есть опыт И все христианское вероучение по происхождению своему есть именно церковное вероучение, описание церковного опыта, свидетельство Церкви о врученном ей "залоге веры"; только через это харизматическое Церковное удостоверение вероопределения получают полноту силы и значимости, и получают от Церкви не как от власти и авторитета, но как голос Духа Святого Самого Господа, "никогда не удаляющегося, но пребывающего неотступно""9.

И далее: "Христианство не исчерпывается ни учением, ни моралью, ни совокупностью теоретических познаний, ни сводом нравственных предписаний или правил, и не они первичны в нем. Христианство есть Церковь...Христианство есть не только учение о спасении, но само спасение, единожды совершенное Богочеловеком"10. Примечательно, что прот. С.Булгаков начинает свою книгу "Православие" словами: "Православие есть Церковь Христова на земле. Церковь Христова есть не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым"11.

Интересно, что и для таких протестантских ученых как А.Гарнак (который несмотря на свои выдающиеся научные достижения не понимал Православия), задача выявления сущности христианства не могла быть сведена к описанию деятельности Иисуса Христа и основных черт Его Евангелия. "Нужно непременно принять во внимание влияние и действие, произведенные Иисусом Христом на лиц, вождем и Богом которых Он стал, необходимо познакомиться с первым поколением Его учеников... В Христе мы имеем дело с силой, действие которой не может быть приурочено только к одной определенной эпохе, и так как в нем и через него рождаются все новые и новые источники сил, то мы должны привлечь к рассмотрению и все более поздние порождения его духа. Мы имеем тут дело не с "учением", которое передается с однообразными повторениями или искажается произвольно, а с жизнью, которая постоянно вспыхивает с новой силой и горит своим собственным пламенем...Сам Христос и апостолы были убеждены, что религия, которую они насаждали, в будущем представит из себя гораздо более глубокое и величественное зрелище, чем во времена ее основания. Они верили, что Дух будет вести к все новым и новым откровениям и к обнаружению сил более глубоких... христианскую религию уяснить мы можем только при помощи всесторонней индукции, охватывающей ее во всей истории"12.

Очевидно, что Православие сознает себя Церковью Христовой, которая в Никео-Константинопольском символе веры - главном христианском вероизложении именуется как "едина, святая, соборная и апостольская" (mia agia kaqolikh kai apostolikh ekklesia). Православные (и, конечно, не только православные христиане) убеждены, что эти свойства Церкви и являются главными характеристиками Православия. Что касается единства, то несмотря на существование Поместных Церквей Церковь Христова, как Тело Его, всегда остается неразделенной несмотря на административную автокефалию своих частей - поместных церквей. Православные Поместные Церкви живут в неразрывном единстве и любви посредством общей православной веры, богослужения, единого предания, живут в таинственном единстве Единой Соборной и Апостольской Церкви. Конечно необходимо сказать еще о святости и апостоличности Церкви, но для этого нужна особая глава об экклезиологии, хотя термин "соборная" (kaqolikh) требует некоторого пояснения уже здесь.

Кафоличность

В школьном богословии (у митрополита Макария, например) говорится: "...Кафолическою называли Церковь еще во времена апостолов и вообще в первые три века, хотя тогда она не была столь обширною, какою явилась в IV-VI и в последующих веках, когда св. Отцы, именуя ее кафолическою, указывали на ее повсеместность"13.

Термин "кафолическая церковь" впервые встречается у Игнатия Антиохийского, но введен в употребление он был, вероятно, раньше. Термин был воспринят церковным сознанием и введен в Символ веры. Славянские церкви, однако, заменили его выражением "соборная церковь". Если это перевод, - говорит о. прот. Н.Афанасьев то он крайне неудачный, так как совершенно не выражает его содержания. Если это является сознательной заменой одного термина другим, что, впрочем, мало вероятно, то значит ли это, что славянские Церкви отказываются от термина "кафолическая церковь"?"14. На неправильном переводе строится, начиная с Хомякова целая богословская система. Сегодня термин "соборная церковь" употребляется в значении, не имеющем никакого отношения к термину "кафолическая церковь" .

К сожалению, мы не знаем, что означало "" в живом языке времени Игнатия Богоносца. От перевода II стиха VIII главы Послания к Смирнянам зависити смысл термина "кафолическая церковь", и наоборот, от смысла, который придается термину зависити перевод самого текста. В хорошем русском переводе Казанской Духовной Академии, изданном в 1857 г. мы читаем: "Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь"15. До сих пор нет общепринятого перевода этого места. Католические авторы, а отчасти и протестантские, переводят этот текст исходя из понятия универсальной Церкви в современном понимании. Согласно одним переводам, епископ является принципом единства местной церкви, тогда как Христос является принципом единства всех локальных церквей, рассеянных по всему миру. Другие считают, что термин "кафолическая церковь" означает у Игнатия совокупность местных церквей или их мистическое объединение в любви через единство веры. При таком понимании термин "кафолическая церковь" служит, главным образом, для обозначения православия всей совокупности местных церквей и каждой отдельной церкви. В этом случае "кафолическая церковь" противопоставляется не местной церкви, а еретическим и схизматическим общинам. Т.е. идея православия действительно содержится в понятии "кафолическая церковь", но эта идея является производной от его основного значения.

Таким образом современное богословие толкует термин "кафолическая церковь" в смысле универсальной церкви или в смысле совокупности местных церквей, рассеянных по всему миру. Последнее значение до некоторой степени совпадает со значением термина "универсальная церковь" Различие в том, что универсальная церковь рассматривается как единый организм или одно тело, тогда как понятие совокупности местных церквей скорее приближается к понятию мировой конфедерации церквей

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]