Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Vseobschaya_istoria_iskusstv_tom_6_kniga_1_1965

.pdf
Скачиваний:
74
Добавлен:
06.03.2016
Размер:
46.67 Mб
Скачать

П. А. Эмери, Л. Микель. Здание школы в Бен-Акнун.

илл. 323 а

Роланд Симуне. Жилые дома в Дженан эль-Хасан.

илл. 323 б

В городах Алжира много жилых домов и отелей построили архитекторы П. А. Эмери и Л. Микель. Им принадлежит также здание школы в Бен-Акнун. В своих постройках, используя бетон, зодчие стремятся учесть климатические особенности и местные архитектурные традиции. Оригинальную жилую застройку создал архитектор Роланд Симуне. По горному склону в Дженанэль-Хасан он расположил комплекс небольших квартир, состоящих из сводчатых помещений с террасами.

Жан Франсуа Зевако. Здание школы в Агадире.

илл. 322 а

Л. Моранди. Здание в Касабланке. 1950-е гг.

илл. 322 б

В крупных городах Марокко построены большие многоэтажные дома современной архитектуры. Примером таких зданий может служить дом, построенный в Касабланке архитектором Л. Моранди. Интересно творчество талантливого зодчего Жана Франсуа Зевако (р. 1908), автора здания школы в Агадире. Зевако, Элио Азагури и другие марокканские зодчие стремятся в своем творчестве опереться на некоторые принципы народной жилой архитектуры.

Новое изобразительное искусство и архитектура недавно ставших независимыми арабских стран сделали еще только первые шаги в своем развитии. Формирование национальных художественных школ протекает в условиях острой идейно-творческой борьбы, исход которой зависит от дальнейших революционных преобразований в странах арабского мира.

Искусство Эфиопии

Н. Григорович

С древнейших времен Аксумского государства (I тысячелетие до н. э.) в Эфиопии складываются своеобразные традиции местной культуры и искусства.

В средние века необычайного расцвета достигает миниатюра, оказавшая сильнейшее воздействие на дальнейшее развитие всех видов изобразительного искусства.

Своеобразие классического искусства Эфиопии проявилось в том, что стилистические особенности миниатюры оказались чрезвычайно близкими стилю широко распространенной в Эфиопии стенописи, украшавшей культовые и общественные здания. Развивавшиеся в течение многих столетий— и потому достигшие высокой степени совершенства — формы средневекового искусства просуществовали до 19 в. Не удивительно, что они оказали заметное влияние на формирование своеобразной национальной школы современного искусства Эфиопии, которая начала складываться на рубеже 19—20 вв.

В настоящее время искусство Эфиопии представлено целым рядом талантливых художников, разнообразных направлений.

Одним из ведущих художников Эфиопии является Афеворк Текле (р. 1932). Его художественная одаренность проявилась довольно рано, и он, подобно другим молодым художникам Эфиопии, был послан в Англию, где окончил факультет изящных искусств Лондонского университета. Творчество А. Текле весьма характерно для современного африканского искусства своего рода энциклопедичностью, стремлением одновременно охватить все виды и жанры искусства. Сравнительно молодой мастер, А. Текле уже проявил себя как талантливый скульптор (им выполнен конный монумент национальному герою Эфиопии Раса Маконнену), как монументалист (витражи в Военной академии в Харара, ряд фресок в общественных зданиях Аддис-Абебы), как график и станковый живописец. Он постоянно участвует в оформлении столицы к праздникам, создает эскизы почтовых марок (на тему покорения космоса, к Первой конференции независимых государств Африки). Художник пытается решить проблему современного национального костюма Эфиопии.

Всемирную известность получили витражи, выполненные А. Текле в 1961 г. для Дома Африки в Аддис-Абебе. Грандиозный триптих, общая площадь которого достигает 150 кв. м, посвящен прошлому, настоящему и будущему Африки. Это одно из самых впечатляющих произведений А. Текле, соединившее в себе подлинно монументальный размах и своеобразную декоративность, продиктованную самим характером произведения.

Афеворк Текле. Мать Эфиопия.

илл. 324 а

Афеворк Текле. Пейзаж.

илл. 324 б

X. К. Фаллек. Школа в Аддис-Абебе. Фрагмент стены. Середина 1950-х гг.

илл. 325

В области графики и станковой живописи творчество А. Текле также поражает необычайной широтой диапазона. Он и иллюстратор книг, и очень тонкий акварелист, и своеобразный пейзажист. Особое место в его творчестве занимает портрет. Он рисует и пишет стариков и детей, иногда создает исторические портреты, но ведущее место в его портретном творчестве несомненно занимают женские портреты-аллегории, такие,

например, как «Аида», «Мать Эфиопия», «Цветок Маскаля». Будучи изображениями вполне конкретных людей, они в то же время представляют собой обобщенные образы, исторический подтекст которых, как правило, связан с настоящим и прошлым Эфиопии. С некоторыми вариациями повторяется в его работах все тот же тип женщины с удлиненным овалом лица и огромными глазами, то слегка потупленными, то тревожно вопрошающими. Живопись этих портретов, как и большинства станковых произведений А. Текле, чрезвычайно насыщенна, интенсивна, порой откровенно декоративна.

Значительное место в современном искусстве Эфиопии занимает тема борьбы за национальную независимость африканских народов. Она разрабатывается как в монументальном искусстве (витражи А. Текле), так и в станковой живописи. Таковы некоторые произведения Але Фелеге Седана, например большое программное полотно «Надежда», где своеобразно переплетаются реалистические и наивно-символические черты, передающее атмосферу всеобщего подъема народов Африки, борющихся за независимость. Творчество Але Фелеге Селама — создателя и руководителя первой в Аддис-Абебе художественной школы — играет заметную роль в современном искусстве Эфиопии. Подобно многим другим художникам современной Африки, он обращается к различным жанрам живописи— пейзажу, портрету, бытовому жанру. Именно он сделал первые шаги в деле создания национальной пейзажной школы Эфиопии.

Наряду с портретом пейзаж становится одним из ведущих жанров современного эфиопского искусства. Интересна тенденция ввести в него жанровый элемент, показать через пейзаж некоторые очень характерные черты современной жизни народа Эфиопии. Яркий образец такого пейзажа мы находим в творчестве Гебре Марьяма Вагайе («Пахота», «Деревенская сцена») с его ярким, подчас приближающимся к локальному цветом и несомненно зарождающимся чувством национального своеобразия природы. Г. М. Вагайе принадлежит также ряд жанровых композиций, в которых наряду с приметами современности раскрываются некоторые особенности жизни эфиопского народа, связанные с традиционными обычаями.

В довольно сложной картине современной художественной жизни Эфиопии известную роль играет группа мастеров, сознательно развивающих традиции средневекового искусства. К ней можно отнести самых различных художников, одни из которых стремятся по-новому переосмыслить систему художественных приемов, выработанную в ходе многовекового развития искусства Эфиопии (Тассеу), другие создают полужанровые, полуисторические композиции, в которых средствами современной масляной живописи пытаются воссоздать как наиболее значительные Эпизоды истории, так и те черты современной жизни народа, корни которых уходят в прошлое (Балачеу Бекре Тсион, Гебре Есус Хейвон).

Современное искусство Эфиопии стоит на пороге своей зрелости. Об этом говорит как многообразие его форм и жанров, так и. тот высокий профессиональный уровень, которого достигли лучшие его мастера.

Искусство Западной Африки

Н. Григорович

В силу особых условий исторического развития Африканского континента современное искусство родилось здесь сравнительно недавно. Многие страны Африки до сих пор не имеют профессиональной живописи и скульптуры; в других они делают лишь первые шаги. Следует также учитывать, что современное искусство многих африканских стран еще мало изучено. Все это заставляет нас остановиться лишь на искусстве нескольких наиболее развитых в культурном отношении стран Западной Африки, оставляя другие за рамками нашего рассмотрения.

Ко времени первого появления европейцев народы Западной Африки представляли собой конгломерат племен, в котором заметно ощущались тенденции к политическому и культурному объединению больших этнических групп.

Впрошлом искусство и культура Африки прошли процесс длительного развития, который был искусственно прерван сначала работорговлей, а в дальнейшем колонизацией и территориальным разделом континента, задержавшими сложение народностей и наций.

Вэтот период замедляется и постепенно приостанавливается развитие искусства множества блестящих культурных очагов, кое-где просуществовавших до самого конца 19 в. (Бенин). Вместе с тем еще длительное время продолжает существовать традиционное народное искусство.

К тому времени, когда вспыхивают первые очаги национально-освободительного движения, большинство стран Западной Африки не имело профессионального искусства. Правда, отдельные африканцы получали художественное образование в Европе. С другой стороны, ряд прогрессивно мыслящих европейцев организует частные художественные школы в Африке (П. Лод в Пото-Пото, П. Ромэн-Дефоссе в Элизабетвиле и другие). Дальнейшее усиление антиколониальной борьбы влечет за собой рост национального самосознания африканцев, которые впервые начинают осознавать величие вклада, сделанного Африкой в мировую культуру. Вместе с тем они прекрасно отдают себе отчет в невозможности отражения современной жизни в формах традиционного искусства.

Однако обращение к опыту реалистического искусства наталкивается на ряд препятствий, среди которых далеко не последнее место занимает пропаганда формализма. Если в начале 20 в. ряд европейских художников (Пикассо, Дерен, Матисс и другие) в поисках примитивов обращаются к традиционному африканскому искусству, то позже выдвигается тезис, согласно которому Африка является прародительницей западноевропейского формализма, а все африканское искусство до 20 в.— его предтечей. В Африку приезжает все больше европейских художников, которые обосновываются здесь, получают частные заказы, заказы на украшение общественных зданий и т. д. Их деятельность оказывала известное влияние на творчество местных мастеров. Поскольку среди приезжих было немало формалистов, их воздействие на молодых африканских художников нередко было отрицательным. И хотя формализм остается в Африке абсолютно чужеродным явлением, его косвенное влияние сказывается в той сюжетнотематической узости, которую с большим трудом преодолевает современное африканское искусство, еще не нашедшее в себе силы для непосредственного обращения к социальной и политической проблематике времени.