Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Биржевое дело. Дегтярева.doc
Скачиваний:
97
Добавлен:
09.03.2016
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Глава 21 Фьючерсная торговля в современной России: первые итоги развития

21.1. Становление российского фьючерсного рынка

 

Первое упоминание в прессе о намерениях создать в России фьючерсный рынок относится к июню 1992 г. 15 июня было официально объявлено о межбиржевом сотрудничестве четырех бирж (Российской товарно-сырьевой. Московской товарной, Московской биржи цветных металлов и Биржи металлов) по созданию "контрактного" (имелось в виду фьючерсного) рынка. Для формирования фьючерсного рынка предлагались следующие базовые товары: сахар-песок (рафинад), пшеница второго класса мягкая ценных пород, бензин А-76, алюминий в чушках А-7. Приблизительно в это же время многие другие биржи объявили о том, что они начинают торговлю фьючерсными контрактами, однако эти сообщения были преждевременными.

Старт российским фьючерсам был дан осенью 1992 г. 21 октября на МТБ прошли первые фьючерсные торги. Первым контрактом стал контракт на 10 долл. США (с поставкой в декабре 1992 г.). Интерес к торгам и их итоги превысили все ожидания. За 30 мин торговой сессии было заключено 60 сделок, по которым было продано 235 контрактов на общую сумму 2350 долл. США.

В течение первого месяца торги проходили один раз в неделю. Фьючерсные сессии шли после окончания обычных торговых сессий на МТБ в том же зале. Фьючерсная торговля стала набирать обороты весьма высокими темпами. С середины ноября сессии стали проходить два раза в неделю. Был введен новый контракт — на 1000 долл. США. С 1994 г. торги стали проводиться четыре дня в неделю. В 1995 г. объем валютного фьючерсного контракта был увеличен до 5 тыс. долл. США.

На протяжении всего периода развития валютный фьючерсный рынок демонстрировал чрезвычайно высокие темпы роста. Важным условием его успешного становления было наличие хорошо развитого реального рынка валюты, на котором неоспоримым авторитетом пользовались котировки ММВБ (Московской межбанковской валютной биржи), являясь по сути единственными признанными ориентирами. Немаловажную роль в успехе фьючерсов сыграла изменчивость валютного курса.

В условиях сильной инфляции, когда цены на товары изменялись лишь в сторону повышения, товарный фьючерсный рынок развиваться не мог. Все попытки российских товарных бирж наладить торговлю товарными фьючерсами были безуспешными. В длительном плане рубль на протяжении 1993—1994 гг. также обесценивался, но в краткосрочном плане периоды падения курса рубля сменялись периодами стабилизации на валютном рынке и даже некоторого повышения курса рубля. Именно это и давало простор для деятельности потенциальным участникам фьючерсной торговли и привлекало клиентов на фьючерсные торги.

Введение в 1995 г. валютного коридора сократило потенциальные размеры колебаний валютного курса, однако это событие не оказало негативного влияния на развитие фьючерсного рынка, скорее, даже наоборот, стимулировало фьючерсную торговлю, так как ее участники гораздо больше заинтересованы в стабильной, предсказуемой финансовой ситуации, чем в огромных и неожиданных скачках курса рубля по отношению к доллару. К закрытию валютного фьючерсного рынка может привести лишь введение фиксированного валютного курса.

Если на западных фьючерсных рынках на сделки, заканчивающиеся поставкой реального товара, приходится 1—2% общего оборота, то в отношении российского валютного фьючерсного рынка можно отметить следующее. По итогам оборота февральских 1993 г. долларовых контрактов (т.е. всего через несколько месяцев после начала торгов) Биржевой комитет МТБ констатировал, что на сделки, закончившиеся поставкой реального товара, пришлось 10% от общего оборота. В 1994—1995 гг. эта доля приблизилась к классическим 1—2%.

Уже летом 1993 г. на МТБ открылась принципиальная возможность хеджирования — достигнутый в то время объем фьючерсных сделок (около 400 тыс. долл. в день) вполне позволял хеджировать небольшие импортные сделки. В январе 1995 г. дневной брутто-оборот валютного фьючерсного рынка Московской товарной биржи приблизился к обороту крупнейшей валютной спот-биржи — ММВБ. В марте-апреле 1995 г. объем торгов по валютным фьючерсам составлял на МТБ в среднем 30—40 млн. долл. в день, а объем открытых позиций равнялся примерно 70 млн. долл.

В 1992—1993 гг. основная масса фьючерсных сделок на валюту преследовала чисто спекулятивные цели. Этот вид сделок в российских условиях был очень выгоден. С одной стороны, фьючерсный рынок более активен, чем валютный. Накопленные ряды котировок биржевого курса и фьючерсов позволяют сделать вывод, что фьючерсный рынок в период 1992—1993 гг. весьма эластично реагировал на изменения биржевого курса доллара, по сути умножая амплитуду его колебаний. В результате потенциальная прибыльность игры на фьючерсах в 2-3 раза превышала прибыльность игры на курсе самого доллара. С другой стороны, динамика фьючерсных котировок во многом повторяла динамику биржевого обменного курса, т.е. ее можно было прогнозировать. Такая простая динамика котировок свидетельствовала о том, что биржевые игроки прогнозируют курс, экстраполируя сложившуюся в данный момент краткосрочную тенденцию. Цикличная динамика обменного курса определяла спекулятивную стратегию: покупать фьючерсные контракты надо, когда курс доллара стабилен, а продавать— когда он растет. Однако мировой опыт развития валютной торговли показывает, что полноценный и значительный по оборотам фьючерсный рынок не может состоять из одних спекулянтов. Реальный приток предложения и спроса на фьючерсный рынок обеспечивают прежде всего хеджеры. Поэтому в середине 1993 г. стало очевидно, что для дальнейшего нормального развития фьючерсного рынка в России необходимо регулярное совершение на нем хеджевых сделок.

В ряде прогнозов, опубликованных еще в марте-апреле 1993 г. в газете "Коммерсантъ", предсказывалось появление на МТБ специальных агентов по хеджированию, которые бы работали исключительно на клиентов-хеджеров. Это способствовало бы более интенсивному развитию фьючерсной биржи на основе компромисса интересов игроков и импортеров. К июню 1993 г. такие агенты действительно появились. Пионером в этом начинании стала финансовая группа "Брок-Сервис".

Во фьючерсной торговле 1993 г. был годом оптимистических надежд: обороты растут, популярность фьючерсов увеличивается, на биржу приходит множество клиентов, среди которых есть и хеджеры и т.п. Примеру МТБ последовал целый ряд бирж. Валютные фьючерсные торги проводят сейчас Биржевая палата при Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ), Российская биржа (бывшая РТСБ), Московская финансовая и фьючерсная биржа (МФФБ) и ряд региональных бирж. В 1993—1994 гг. торговлю валютными фьючерсами вела также Московская торговая палата, созданная на базе Биржи вторичных ресурсов, однако оборот этой биржи был очень небольшой (в некоторые дни сделок вообще не было) и вскоре торговля на ней прекратилась.

Однако 1994 г. (вторая его половина) принес разочарования и вызвал некоторый спад энтузиазма тех, кто имел дело с фьючерсной торговлей. Пиком кризиса стал "черный вторник" 11 октября 1994 г., когда курс рубля упал невероятно низко. Торги на МТБ были прекращены на несколько дней, временно закрылась Биржевая палата при МЦФБ. Назревавшие до этого кризисные тенденции "прорвались наружу". Что же произошло?

Сложившуюся к осени 1994 г. ситуацию во фьючерсной торговле можно охарактеризовать следующим образом: преобладающим видом сделок были сделки спекулятивные (самых разных видов, в том числе арбитражные), на поставку реального товара приходилось максимум 5—6%, никаких хеджевых операций практически не проводилось. Масштабы спекулятивных сделок возросли невероятно — ежедневный оборот валютного фьючерсного рынка МТБ во второй половине 1994 г. составлял миллионы долларов. Из-за слишком большой доли спекулятивных операций фьючерсный рынок МТБ стал очень неустойчивым, и при малейших неожиданностях брокеры впадали в панику. Обострению ситуации способствовал крах Расчетной палаты МЦФБ.

5 октября фьючерсные торги на МЦФБ были временно прекращены, что вызвало шоковую реакцию среди брокеров, так как большинство из них много выигрывали в последнее время и надеялись получить свою прибыль. Ситуация осложнялась еще и тем, что многие брокерские конторы проводили арбитражные операции между МЦФБ и МТБ, покупая контракты на первой и соответственно продавая их на второй. Не получив своего выигрыша на МЦФБ, брокеры оказались не в состоянии покрыть свой проигрыш на МТБ. Сразу за этим последовал "черный вторник", который еще больше дестабилизировал ситуацию. В результате всех этих событий МТБ была вынуждена на несколько дней прекратить торги. Они возобновились 14 октября. В целом, как отмечали руководители Московской биржи на состоявшейся вскоре после этих событий пресс-конференции, технология ведения торгов, разработанная на бирже, позволила выдержать в октябре 30%-ный скачок цен. Американские специалисты, присутствовавшие при этом, высоко оценили эту технологию, так как в США повышение цен даже на 2—3% ведет к закрытию торгов. На МЦФБ торговля возобновилась лишь в ноябре 1994 г., однако обороты ее были на чрезвычайно низком уровне. Большинство брокеров ушли с биржи, так как потеряли к ней доверие.

Кризисные события октября 1994 г. положили начало новому, современному этапу в развитии российского фьючерсного рынка. Качественно изменился состав участников фьючерсной торговли на МТБ: на смену мелким спекулянтам пришли крупные, действующие сразу на нескольких финансовых рынках, а также заметно возрос интерес к фьючерсам со стороны потенциальных хеджеров. По данным опроса руководителей 242 торговых фирм, проведенного в конце января 1995 г. Высшей школой экономики и Институтом исследования организованных рынков, около 15% московских оптовых торговых фирм в тот момент либо уже работали с фьючерсными контрактами, либо собирались использовать этот инструмент для хеджирования от резких изменений валютного курса (в ноябре 1994 г. эта доля была 11%). Особенно высокой доля хеджеров оказалась среди фирм, торгующих импортным продовольствием. Таким образом, отечественный фьючерсный рынок в отношении состава участников стал более близким к классическим образцам.

Проявлением нового качества фьючерсного рынка можно считать события, сопровождавшие массированную игру на понижение, предпринятую в декабре 1994 г. на МТБ финансовой компанией Российский брокерский дом "С. А. & Со." и группой коммерческих банков. Это былаочень крупная спекулятивная операция, в результате которой к началу января 1995 г. объем открытых позиций превысил 120 млн. долл., причем в руках РБД и действовавших через него банков сконцентрировалось свыше 90% всего объема коротких позиций. Очевидно, причиной столь рискованных действий стала информация о возможном введении в январе 1995 г. фиксированного курса рубля. Этого, однако, не произошло, и инициаторы спекулятивной игры на МТБ потеряли около 20 млн. долл. Самое главное заключается в том, что в данном случае крах спекулянтов не привел к кризису всего рынка: сработала четкая система гарантий на МТБ, определенную роль сыграла относительная прозрачность данного рынка, кроме того, сами участники фьючерсного рынка продемонстрировали новый уровень финансовой зрелости (регулярно погашая отрицательную вариационную маржу и вовремя закрывая выигрышные позиции). Данный пример — свидетельство завершения этапа становления российского фьючерсного рынка.