Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
5
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
47.1 Кб
Скачать

Горизонт модернизации

В первом приближении кажется, что горизонт интерпретаций - это менталитет той или иной культуры. На наш взгляд, это не так. Это скорее "бросок", который мы готовы сделать, своего рода жизненный "проект", над которым мы готовы работать. Менталитет - лишь одна из характеристик этого броска, о чем мы скажем ниже. Попытаемся указать на некоторые характеристики этого "проекта", отметив сразу, что в нем продолжается диалог парадигм. Поэтому для самих организаций "горизонт" - это определенная перспектива развития, а "линии горизонта" - основные направления, в рамках которых это развитие может осуществляться.

Прежде всего речь может идти о горизонте модернизации. Как пел когда-то Виктор Цой: "Перемен, мы ждем перемен". Действительно, готовность к модернизациям, склонность к риску освоения новых пространств и форм жизни характерна для России, особенно со времен Петра I. Однако, здесь мы сразу же сталкиваемся с противоречием, связанным с тем, кто является источником реформ: верхи или низы. Натурально ли должны осуществляться реформы или формально (заданным образом) ?

С одной стороны, Россия тяготеет к организациям натурального типа, складывающимся естественно, спонтанно, медленно. Они как-то вырастают из самого жизненного процесса, без серьезной рефлексии и организационной гонки за нововведениями. С другой стороны, проективная доминанта часто оказывается настолько сильной, что мы пытаемся не просто конструировать, но конструировать идеал человеческого существования. Меньшая, праксическая задача представляется нам скучной, неинтересной.

Поэтому проектирование и конструирование в России носит специфичный характер. Во-первых, оно принимает вид социальных утопий, экзотических футурологических конструкций, радикальных педагогических и иных моделей, наподобие создания "нового человека", невиданных организационных моделей, вроде тоталитарной системы и т.д. В ряде ситуаций управленческого консультирования, с которыми нам приходилось сталкиваться, во многих проектах, которые выполнялись студентами, да и в самой нашей жизни мы сплошь и рядом обнаруживаем такую радикальную, идеа-логическую установку. С ней приходится вести серьезную полемику, невольно переходить на позицию теории "малых дел".

Во-вторых, модернизации в России осуществлялись и осуществляются в основном на базе мобилизационных, а не инновационных стратегий, т.е. люди в основном рассматриваются как средства реформирования, а не ее цель. Кроме того, в XX веке модернизации осуществлялись в условиях изоляции и насилия. В 90-е годы при попытках учесть этнонациональную специфику преобразований, найти "собственный путь" усилились консерватизм и новая архаика, традиционалистские тенденции. Эти установки также сказываются на выборе организационных идей при проектировании нововведений.

Горизонт "вызова - ответа"

Вторая линия горизонта интерпретаций: горизонт "вызова - ответа". А. Тойнби справедливо писал, что каждое историческое время бросает цивилизации своеобразный "вызов", на который должен быть найден адекватный "ответ". Вырабатывая свои представления о "хорошей" организации, мы постоянно слышим эти "вызовы". Один из самых глобальных вызовов бросает нам Запад, демонстрируя "образцы" эффективных организаций. Запад призывает нас к тому, чтобы стать современными, а еще лучше - пост-современными, освоить общецивилизационные механизмы управления. Не менее важный "вызов" звучит и с Востока, где демонстрируют одни из самых эффективных форм построения организаций, не вызвавших, однако, потери национальной идентичности и глубокой вестернизации.

Наше влечение к Западу огромно и осмысливается часто даже в дискурсе "соблазна", которому придается не житейский или культурологический, а едва ли не библейский смысл. Но неустраним и Восток, хотя он понимается как правило в дискурсе "следа" (Ж. Деррида). В этом смысле Россия представляется нам страной, осуществляющей попытку "пересечения интерпретаций", встречи Востока и Запада. И поэтому она -Россия - наиболее "интересное" и значимое для создания базиса теории организаций место.

Ракурс интерпретации, обозначаемый концептом “Запад”, открывает нам такие его черты как экономический рационализм, готовность к инновациям, высокая трудовая и гражданская мораль, правопослушность, способность к достижению консенсуса, разнообразие моделей всех участников экономических процессов, высокая субъектность, ориентация не только на личные или групповые, но и на общие национальные и гражданские ценности1. Однако нелишне заметить, что концепт “Запад” не только “открывает”, но и “скрывает”. Запад на самом деле не такой.

“Восток” как ракурс интерпретации характеризуется традиционностью, религиозностью, ценностной рациональностью.

Расшифровка этих концептов показывает, что Россия считает для себя органичными как одни, так и другие ценности. Различие лишь в том, что одни уже относятся к “почве”, укоренены в менталитете, а другие выступают как “образ желаемого будущего”, как цель. При проектировании организаций необходимо разобраться в этих системах ценностей, дать их аналитику и осуществить свой выбор. Но некоторые достаточно обоснованные суждения можно высказать, представив их как методологическую рефлексию этого выбора.

Мы имеем в виду многочисленные попытки типологизации цивилизаций, имеющиеся в историософской, социологической литературе. К сожалению, в литературе по теории организаций эти проблемы не обсуждаются и западная модель неявно принимается как универсальная. Хотелось бы обратить внимание лишь на одну типологию, которая выполнена в интересующем нас горизонте, его линиях модернизации и вызова.

Она основана на выделении областей однотипного развития. Под типом развития (или модернизации) понимается такая его системная характеристика, которая учитывает:

1) его источник (внутренний и внешний);

2) органичность (первичная - под влиянием собственных потребностей, вторичная - связанная с преобладанием внешних “вызовов”, с ответами на них);

3) механизм (инновация, мобилизация усилий);

4) характер развития (самостоятельный, догоняющий Запад, догоняющий только его технико-экономический уровень, не догоняющий);

5) темпы (очень быстрые, быстрые, медленные, очень медленные);

6) духовные, ментальные, культурные предпосылки;

7) образ будущего, к которому направлено развитие 1 .

С точки зрения этих критериев верно будет предложить интерпретацию нашей ситуации с позиций концепта “вторая Европа”. Не приходится ожидать в обозримом будущем приближения к или превращения в “первую Европу”. Таков наш тип развития. Кроме того, на Запад смотрят лишь элиты, а не народ, не провинция, которая мало знает о Западе и часто враждебно к нему относится. Теория организаций и особенно их проектирование должно считаться с этим обстоятельством при определении целей, кредо, миссии организации: мы - вторая Европа с догоняющими, замедленными темпами развития, с трудовыми навыками, формировавшимися на основе мирской аскезы, с преобладанием ценностной ориентации над целевой, с органической коллективностью, причем не западной национально-государственной, а этнической или суперэтнической.

Соседние файлы в папке Учебник ТОР