Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарева.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
224.77 Кб
Скачать

2.3. Выявление и анализ коммуникационных стратегий и тактик в речи с.В. Лаврова на материале текстов публичных выступлений

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова телеканалу "Russia Today", Нью-Йорк, 29 сентября 2015 года:

«Они уже обосновались в значительных регионах Ирака и Сирии и ввели там свои бесчеловечные правила и законы. Россия и США твердо намерены не позволить им достичь своей цели… Если это так, то те, кто питают отвращение к «ИГ» и воюют с этой организацией, должны координировать свои действия» (см. Приложение 2)

ИГил представлен синонимом бесчеловечности, вызывающим отвращение. Это прагматическая стратегия формирования эмоционального настроя.

«Мы понимаем, что есть возглавляемая США коалиция, в которую  входит примерно 60 стран,  и которая образована не совсем в соответствии с международным правом, потому что коалиция объявила о своем праве наносить удары по позициям «ИГ» на территории Ирака и Сирии. Они получили согласие иракского правительства, но они не обсуждали этот вопрос с правительством Сирии и не обращались в Совет Безопасности ООН. Мы уверены, что если бы они это сделали, если бы обратились в СБ ООН, вовлекли в борьбу не только иракское правительство, но и руководство Сирии, у нас была бы более эффективная группа стран и более эффективные основания для продвижения общей цели - не  позволить террористам захватить этот ключевой регион.» (см. Приложение 2)

Методы ведения войны США объявлены неэффективными, нечестными, неправомерными. Здесь ярко выражена стратегия дискредитации.

«На протяжении длительного времени мы снабжаем их необходимым вооружением и техникой с тем, чтобы они могли эффективнее бороться с террористами. Правительства Ирака и Сирии получили от нас эту помощь. Мы направляли наших военных специалистов для того чтобы они обучили иракцев и сирийцев использовать эту технику.» (см. Приложение 2)

Перенос акцента внимания на помощь Сирии от России, это близко риторической стратегии привлечения внимания и прагматической стратегии построения имиджа, т.к. Россия здесь обретает образ «защитника».

Совместная пресс-конференция Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Королевства Саудовская Аравия А.Аль-Джубейра, Сочи, 11 октября 2015 года:

«Многие из них испытывают давление (особенно те, кто живет в западных странах), чтобы они приглушили свою активность в поддержку России – своей Родины и справедливых решений – будь то на Украине, в Сирии или где-то еще. Однако подавляющее большинство организаций демонстрируют стойкость, приверженность своим принципам, неготовность поддаваться порой на очень грубые, и, конечно, неподобающие для цивилизованных стран формы давления на своих граждан. Они выходят на Конгресс с достаточно хорошими позициями. Мы их поддерживаем в плане обеспечения их законных прав в государствах пребывания» (См. приложение 3)

Здесь западные страны представлены агрессором, а наши соотечественники героями, защищающими Родину. Это одновременно и дискредитация оппонента и построение имиджа граждан России на его фоне.

Наиболее отчетливо стратегия дискредитации прослеживается в этом отрывке: «Мне не хотелось бы думать, что некоторые наши западные коллеги руководствуются такой «простенькой» логикой. Но если это не так, то я вообще не вижу причин, чтобы не садиться и не разговаривать о совершенно практических, очень нужных для региона и для всех нас вещах.» (см. Приложение 3)

А также в этом отрывке выступления: «Поэтому, да, на нас идет достаточно нечистоплотная атака, в том числе с использованием неправосудных решений различных зарубежных судебных органов, но мы не будем пытаться «давать слабину». У нас есть встречные юридические возможности, которыми мы уже пользуемся, как пользуются этими возможностями наши компании, которые попали под нелегитимные санкции США и ЕС» (см. Приложение 3)

В обоих этих частях выступления Лавров использует тактики создания контраста (черное/белое), нивелирует ролью «жертвы».

Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 14 октября 2015 года: (см. Приложение 4)

В данном выступлении он строит имидж, что является прагматической стратегией: «В центре нашей позиции на международной арене – уважение международного права. Эта позиция остается неизменной, ее постоянно подтверждает Президент Российской Федерации В.В.Путин и Министерство иностранных дел.»

«Убежден, что такой стране, как Россия, не пристало стесняться своей истории, своего прошлого, извиняться перед кем-то и тем более радеть о том, чтобы сытая жизнь была главным в этой судьбе человеческой – все-таки мы другой народ, другая нация.»

В данных высказываниях он позиционирует Россию как правовое государство с великолепной историей, гордостью и стремлением к духовному развитию, в противовес западному материализму.

«Прискорбно, что наши американские коллеги в данном случае встают, по сути дела, не на сторону тех, кто борется с террористами и осуждает террор. Опять приходится говорить о двойных стандартах.»

Тут мы видим прямую дискредитацию, что является одной из основных, когнитивных стратегий.