Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарева.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
224.77 Кб
Скачать

Заявление Министра иностранных дел России с.В.Лаврова для сми по итогам переговоров с Государственным секретарем сша Дж.Керри, Вена, 14 ноября 2015 года (см.Приложение 8):

«Президент Российской Федерации В.В.Путин выразил солидарность с народом Франции и наш гнев по поводу произошедшего в Париже. Не стоит забывать о недавних террористических атаках, унесших жизнь многих людей в Бейруте и в Ираке в последние дни. Я думаю, мы должны вновь подтвердить, что террористам не будет никакой пощады.»

Лавров формирует у публики нужный эмоциональный настрой через эмоционально окрашенную лексику, это прагматическая стратегия.

Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «Гуманитарное партнерство на службе мира и стабильности (к 70-летию ЮНЕСКО)», опубликованная в газете «Коммерсант» 16 ноября 2015 года ( см. приложение 9):

«В условиях беспрецедентного всплеска терроризма на Ближнем Востоке и Севере Африки востребована системная работа по противодействию экстремизму, ксенофобии, расовой и религиозной нетерпимости. Другое актуальное направление приложения усилий – защита мирового культурного наследия, серьезный ущерб которому сегодня наносят варварские действия боевиков ИГИЛ.»

В данном высказывании продемонстрированы сразу несколько прагматических стратегий. Лавров позиционирует Россию как «защитника» от ИГИЛ, и часто повторяющееся в его высказываниях обозначение терроризма как главного зла. Это построение имиджа и формирование эмоционального настроя.

«В последнее время приходится, к сожалению, все чаще сталкиваться с политизацией гуманитарных связей, включая дискриминационные меры в отношении деятелей культуры и искусства, запрет на ввоз выставочных экспонатов, снос исторических памятников. Очевидно, что подобные действия, а также ограничения на работу журналистов, дискриминация СМИ по признаку национальной принадлежности нарушают права людей на культурное и интеллектуальное общение, приводят к появлению новых разделительных линий.»

Данную стратегию мы определяем как дискредитирующую. Это одна из основных стратегий, относящаяся к группе семантических. Использование данной стратегии свойственно Лаврову, он часто обращается к ней в отношении западных коллег, обозначая их действия ярлыками «нацизм», «экстремизм», «дискриминация по расовым и религиозным признакам». Чаще, он использует данную стратегию путем юмора и сарказма, в западной прессе он заработал репутацию «геополитического тролля», благодаря своей способности очень тонко и насмешливо высказывать отношение к западным коллегам в свете последних событий на Украине и в Сирии.

«В нынешней турбулентной ситуации в мире, характеризующейся усилением нестабильности и кризисных явлений, обострением конкуренции во всех ее проявлениях, возрастает роль ЮНЕСКО в деле поддержания доверия и взаимопонимания на международной арене, противодействия расколу мира по цивилизационному и конфессиональному признакам, поощрения культурного плюрализма.»

В этом и некоторых, перечисленных выше, высказываниях Лавров обозначает врага, указывает на жертвы и представляет Россию сильным «защитником». Это повышает репутацию его и России в целом, делает имидж более позитивным.

Далее, рассмотрим его речевое поведение в ответах С.В.Лаврова на вопросы авторов документального фильма «Арифметика террора» (телеканал «Россия-1»), Москва, 17 ноября 2015 года (запись от 2 ноября 2015 года) (см. приложение 10):

«Это достаточно опасная и уж точно двусмысленная игра, не дающая представления о том, чего же хотят США. Видимо, это из серии «и хочется, и колется»: хочется, чтобы «Исламское государство» как можно быстрее ослабило Б.Асада, чтобы он так или иначе ушел, но одновременно не хочется слишком укреплять «Исламское государство», которое после этого может захватить власть. Половинчатость, нерешительность и «сидение на двух стульях», конечно же, серьезно ослабляли перспективы Сирии, чтобы остаться светским государством, где будут обеспечены и гарантированы права всех этнических и конфессиональных групп, и что страна сможет сохранить ту цивилизационную культуру, которую она создавала, и которая создавалась на ее территории мусульманами, христианами и другими религиями и народами.»

В данном отрезке Лавров продолжает стратегию дискредитации по отношению к США и в то же время он продолжает развивать мысль о необходимости «единства» народов разных вер, и это на фоне остальных его выступлений можно называть прагматической стратегией создания нужного эмоционального настроя.

«Думаю, что все «стенания», которые мы слышим, что «Россия бьет не туда и наносит ущерб умеренной оппозиции», проистекают из той двусмысленности, которая лежит в основе деятельности коалиции: есть желание не дать разгуляться террористам, но в тех случаях, когда они могут ослабить режим, этому не препятствовать. Оттуда и все эти разговоры и голословные обвинения в том, что мы чуть ли не нарушаем все законы ведения войны и бьем по мирным жителям.»

Россия – и «защитник» более слабой страны и «жертва» обвинений США. Это создание эмоционального настроя, направленное, в первую очередь, на поддержку россиян, это наиболее эффективный и понятный нашему менталитету рисунок событий и образ «героя».