Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольная работа Станиславский.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
167.42 Кб
Скачать

«Если бы» и предлагаемые обстоятельства.

«…Через «если бы» нормально, естественно, органически, сами собой создаются внутренние и внешние действия…. С «если бы» начинается всякое творчество… «Если бы» является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество…» - К. С. Станиславский.

Для меня самым замечательным в этом элементе «системы» - стало понимание того, что на сцене не надо ничего и тем более никого играть. То есть, во-первых, на сцене надо не играть, а жить и действовать, при чём, делать это логично, последовательно и внутренне обосновано. Во-вторых, на сцене мы не изображаем какого-то там абстрактного персонажа, а если можно так выразиться «играем себя», то есть мы не перестаём быть собой, все чувства персонажа должны быть нашими чувствами, все черты персонажа должны быть нашими чертами.

Это стало настоящим откровением, ведь мне казалось, что надо кого-то сыграть и чего-то изобразить. Как же я удивился, узнав, что на сцене надо каждый раз быть самим собой. Это сразу невероятно упростило задачу, ведь большая часть чувств того или иного персонажа хранилась в моей эмоциональной памяти, и всё что было нужно - это просто извлечь их оттуда (хотя это оказалось и не так просто).

«…Существуют, так сказать, одноэтажные и многоэтажные «если бы»…» - К. С. Станиславский.

С одноэтажными «если бы» я ни за годы работы в театре, ни на занятиях в институте так ни разу и не столкнулся, а вот примеров многоэтажных «если бы» у нас было предостаточно уже на первой сессии. Какой этюд не возьми, на практике это всегда сплетение большого количества «если бы», которые оправдывают то или иное поведение и те или иные поступки.

Возьмём для примера этюд «Фантазии безумца» и разберём его. Если бы действие происходило в психбольнице, я был бы сумасшедшим, а Ирина медсестрой. Если бы я провёл в этой больнице 5 лет и надежды на то, что меня «отпустит» уже нет, а Ирина бы работала там уже около года и пришла сразу после института. Если бы у меня были галлюцинации и мне казалось, что сейчас век ,этак пятнадцатый, и я знатный человек, возможно даже король, а её видел бы, как прекрасную даму средневекового формата и ощущал бы нас влюблёнными друг в друга. Если бы я подошёл к ней с соблюдением всех правил приличия и объяснился с ней, и если бы Ирина участвовала в моих «концертах» изо дня в день и уже привыкла бы к ним и даже устала от них… И так далее, и так далее. Какое огромное количество различных «если бы», а ведь это только половина этюда!

Что же касается работы над спектаклем, то это уже просто колоссальное количество – «если бы» автора пьесы, режиссёра, художника и т.д.

Итак, «если бы» вызывает в нас мгновенный сдвиг и провоцирует внешнюю и внутреннюю активность, мне кажется это очень здорово сочетается с этюдным методом, поскольку здесь мы задаём какую-то тему и у нас появляется возможность пожить, отталкиваясь в процессе от партнёра. При чём, что ещё здорово, весь процесс происходит в формате импровизации и всё это напоминает игру в мяч – я бросил мяч партнёру, он оценил, отреагировал и бросил мне ответку. То есть здесь мы учимся ещё и тесному взаимодействию с партнёром, учимся работать от партнёра, учимся так или иначе конфликтовать. Одни плюсы, в общем!

«Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах… Предлагаемые обстоятельства – это фабула пьесы, её факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актёрское и режиссёрское понимание пьесы, добавление к ней от себя мизансцены, постановка, декорации..... «Если бы» начинает творчество, предлагаемые обстоятельства развивают его…. В предлагаемых обстоятельствах - истина страстей» - К. С. Станиславский.

Что касается предлагаемых обстоятельств, то для меня именно в них кроется тот актёрский рост, которого я добился за 8 лет работы в театре. Я очень хорошо помню, как начинал играть – тогда ни о каких предлагаемых обстоятельствах не было и речи, клещами из меня вытягивали какие-то выводы, касательно моих ролей. Но года через 4 я начал что-то додумывать, чего-то фантазировать, стал внимательнее вчитываться в текст пьесы, записывать замечания режиссёра, начал думать о том, а что же происходит между появлениями моего персонажа на сцене, и именно это и позволяло прогрессировать.

Что же касается того, что у нас было на сессии, то тут просто врезался в память ответ Александра Григорьевича на мой вопрос: «… Вот сыграли этюд в первый раз – интересно, необычно, и чувствуешь и живёшь и прямо интересно, как актёрам, так и зрителям. Пробуешь повторить и получается какая-то хреновина с морковиной))) Почему не получается?». Ответ был замечательным: «А вот с этого момента надо начинать погружаться в предлагаемые обстоятельства, при чём с каждым разом всё больше и больше, именно это будет развивать ваши этюды». И тут всё сложилось, я вспомнил, как создавал свои последние роли – как старался представить себе эпоху, манеры поведения, прошлое персонажа, «откуда, куда, зачем», что между выходами и прочее, и понял, что чем больше деталей, чем больше нюансов, чем более точно и подробно я воссоздам предлагаемые обстоятельства, тем точнее буду работать на сцене.

Хотя есть и сложности – куда же без них. Просто создать предлагаемые обстоятельства – недостаточно, необходимо в них ещё и поверить, ведь только тогда родиться эмоциональный отклик. Я много раз пробовал накручивать и насиловать себя, и это всегда приводило к самым плохим результатам – пыжишься, пытаешься что-то из себя выдавить на сцене, а не получается, и ты понимаешь, что не получается, от этого становится ещё паршивее и играть начинаешь ещё хуже. Не факт, что когда ты уйдёшь за кулисы, ты сможешь вернуться в колею, ведь одна маленькая неправда, рождает дальше одну сплошную и очень большую неправду.

«Подлинное искусство и игра «вообще» несовместимы… Искусство любит порядок и гармонию, а «вообще» - беспорядок и хаотичность…» - К. С. Станиславский.

Невозможно создать жизнь роли и все предлагаемые обстоятельства без участия сознания, без вдумчивого изучения произведения автора, тщательного самоанализа. Человек же обычно не делает что-то «вообще», он делает какие-то конкретные действия и рассчитывает на конкретный результат.

К сожалению, у нас не так много времени на курсе, чтобы уделить достаточно внимания формированию привычки к жизненному, человеческому действию на сцене, начиная с простых вещей. Хотя с другой стороны, за счёт наличия жизненного опыта, желания, техники и грамотного руководства, мы вполне успешно справлялись с довольно сложными задачами и уже на первой сессии использовали и «если бы», и предлагаемые обстоятельства, и нарабатывали привычку жить по природе.